Дело №
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

         17 октября 2014 года
 

    Красносельский районный суд Костромской области
 

    в составе председательствующего судьи Сидорова Н.Ф.,
 

    при секретаре Поленовой Д.С.,
 

    рассмотрев исковое заявление Захарова М.Р. к Администрации Красносельского муниципального района Костромской области о возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

          Захаров М.Р. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Красносельского муниципального района Костромской области о возложении обязанности предоставить земельный участок сельскохозяйственного назначения общей площадью <данные изъяты> кадастровый номер <данные изъяты> расположенного <адрес> в аренду, мотивируя тем, что он ДД.ММ.ГГГГ направил письмо в администрацию Красносельского муниципального района Костромской области с заявлением о предоставлении ему в аренду сроком на <данные изъяты> лет земельного участка сельскохозяйственного назначения, общей площадью <данные изъяты> кадастровый номер <данные изъяты>, расположенного <адрес> для осуществления хозяйственно-пчеловодческой деятельности в соответствии с Федеральным законом РФ «О пчеловодстве» и законом Костромской области «О пчеловодстве». В предоставлении земельного участка в аренду ему было отказано. С данным отказом не согласен, поскольку Законом РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Постановлением Правительства РФ до 1 января 2014 года все невостребованные земли должны быть приняты на баланс органов местного самоуправления. Данный земельный участок нигде не зарегистрирован, соответственно принадлежит Красносельскому району. Также он в администрацию Красносельского муниципального района дополнительно предоставил схему расположения земельного участка на межевом плане. Однако до настоящего времени никакого решения по его заявлению не принято. В связи с этим считает, что нарушены его права, предусмотренные Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве», статьями 4, 77, 81 Земельного кодекса РФ, ст. 10 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федерального закона «О пчеловодстве» и др.
 

    В судебном заседании Захаров М.Р. исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнив, что ему известно, что земельный участок, из которого он желает получить в аренду землю площадью <данные изъяты>., относится к землям сельскохозяйственного назначения и был распределен между пайщиками. Однако, земельные доли до настоящего времени не востребованы. Он считает, что невостребованные земельные доли должны находиться в казне Красносельского района. Поэтому администрация Красносельского муниципального района обязана предоставить ему требуемый земельный участок в аренду.
 

          Представитель ответчика по делу-Администрации Красносельского муниципального района Костромской области по доверенности Н., в судебном заседании заявленные требования не признала и пояснила, что испрашиваемый истцом земельный участок не является государственной или муниципальной собственностью, поэтому распоряжаться данной землей администрация Красносельского района не правомочна. Земли в указанном истцом районе ранее принадлежали колхозу <данные изъяты> и при проведении земельной реформы данные земли были распределены между дольщиками
 

           Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
 

    Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
 

    В соответствии с п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
 

            Согласно ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
 

            В соответствии с п.1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
 

    принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
 

    уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
 

    обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
 

    Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр(п.2).
 

    В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
 

    Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п.4).
 

          Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
 

         Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
 

           В соответствии с ч.2 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
 

           Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Захаров М.Р. обратился в Администрацию Красносельского муниципального района с заявлением о предоставлении ему в аренду сроком на <данные изъяты> лет земельного участка сельскохозяйственного назначения, общей площадью <данные изъяты>, расположенного <адрес> для осуществления хозяйственно-пчеловодческой деятельности.
 

    Решением районной комиссии по земельным вопросам администрации Красносельского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ решение вопроса о предоставлении Захарову М.Р. земельного участка в аренду для хозяйственно-пчеловодческой деятельности под пасеку на землях <данные изъяты> сельского поселения отложено до предоставления заявителем документов о принадлежности участка( план земельного участка, ситуационный план).
 

           Из протокола заседания районной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истцу не отказано в предоставлении земельного участка в аренду, решение вопроса о его предоставлении отложено до предоставления указанных в протоколе документов.
 

         Требований о признании незаконным указанного решения районной комиссии по земельным вопросам истец не заявлял.
 

          Исковые требования Захарова М.Р. о возложении обязанности на администрацию Красносельского района о предоставлении ему в аренду земельного участка в указанном кадастровом квартале <данные изъяты> не могут быть удовлетворены, поскольку процедура предоставления земельного участка, для целей не связанной со строительством, в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения, предусмотренная ст.34 ЗК РФ и части 2 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не соблюдена.
 

         Кроме того, каких-либо доказательств того, что в указанном истцом в исковом заявлении кадастровом квартале имеются земельные участки, которыми может распоряжаться администрация Красносельского муниципального района в соответствии со своей компетенцией, предусмотренной Земельным кодексом РФ, в судебное заседание истцом не представлено.
 

          Напротив, согласно сообщения Главы <данные изъяты> сельского поселения Красносельского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, испрашиваемый истцом земельный участок ранее принадлежал колхозу <данные изъяты>. В <данные изъяты> годах данный земельный участок был выделен в счет земельных долей.
 

         В силу ст.ст.209,260 ГК РФ, ч.1 ст.34 ЗК РФ право распоряжения земельным участком по своему усмотрению принадлежит его собственнику.
 

    Доводы истца о том, что спорный земельный участок относится к невостребованным земельным долям и должен находиться в казне Красносельского района, следовательно, ответчик обязан предоставить ему требуемый земельный участок в аренду, суд считает несостоятельными, поскольку они основаны на ошибочном понимании истцом действующего закона. Порядок признания земельных долей невостребованными предусмотрен ст.12.1 Федерального закона от 24. 07.2002года №101-ФЗ « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В силу п.8 ст.12.1 указанного Закона орган местного самоуправления сельского поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном в настоящей статье порядке невостребованными. Обязанность принятия органом местного самоуправления муниципальных районов невостребованных земельных долей в муниципальную собственность муниципальных районов Федеральный закон от 24.07.2002года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не предусматривает.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

           В удовлетворении исковых требований Захарова М.Р. к администрации Красносельского муниципального района Костромской области отказать.
 

           Решение в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд с подачей апелляционной жалобы через Красносельский районный суд.
 

Судья: