Дело № 2-559/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.. Красногорское 8 октября 2014 года
Красногорский районный суд Алтайского края в составе:
судьи Могильникова А.Ю.
при секретаре Шнайдер И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мозгуновой В.Б., Мозгунова В.М. к Управлению социальной защиты населения Красногорского района Алтайского края, администрации Быстрянского сельского совета Красногорского района Алтайского края, администрации Красногорского района Алтайского края о признании незаконным решения межведомственной комиссии по оценке материального ущерба по отказу во включении в список граждан, имеющих право на оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, включении в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском к администрации Быстрянского сельсовета Красногорского района Алтайского края, Управлению социальной защиты населения Администрации Красногорского района АК, администрации Красногорского района Алтайского края с указанным иском.
В обоснование иска истцы указали, что зарегистрированы и постоянно проживают по <адрес> Указанное жилое помещение оказалось в зоне подтопления в результате паводка в Алтайском крае в мае-июне 2014 года, в связи, с чем они имеют право на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в случае, если это имущество было утрачено полностью или частично.
Согласно заключению комиссии по оценке материального ущерба, истцам отказано во включении в списки лиц, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости. Между тем, фактически имущество частично утрачено, в связи, с чем они имеют право на финансовую помощь в размере 50 000 рублей на каждого человека.
В судебном заседании истцы Мозгунова В.Б. и Мозгунов В.М. исковые требования поддержали, просили удовлетворить, пояснив, что в результате паводка пострадало имущество первой необходимости: <данные изъяты>. Данное имущество подверглось подтоплению и полностью утрачено. При осмотре домовладения межведомственная комиссия не включила в акт утраченного имущества указанные вещи, поскольку в жилое помещение члены комиссии не проходили, а истицам пояснили, что обследовали ущерб, причиненный домовладению как объекту недвижимости, остальное имущество будет исследовано позднее. После паводка все утраченное имущество истцы вывезли на свалку.
Представитель ответчика Администрации Быстрянского сельсовета Красногорского района АК глава администрации Самарин А.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Ранее в судебном заседании с исковыми требования не согласился, суду представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором также возражал в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что при обследовании домовладения истцов пострадавшего имущества первой необходимости комиссией установлено не было, поскольку вода находилась на уровне подполья, в дом не поднималась. При повторном осмотре дома также не выявлено имущество, пострадавшего в результате наводнения.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения Халезова С.Н. в судебном заседании против иска возражала, пояснила, что перечисленное в акте обследования от ДД.ММ.ГГГГ пострадавшее имущество (подпол, фундамент) не относится согласно письму МЧС России от 09 июня 2014 года № 43-2578-7 к имуществу первой необходимости, иное пострадавшее имущество не установлено, в связи с чем факт утраты имущества первой необходимости не подтвержден.
Представитель ответчика администрации Красногорского района в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежаще, от представителя ответчика по доверенности Токарева Р.Г. поступил письменный отзыв, где последний указывает на то, что в удовлетворении иска необходимо отказать, поскольку доказательств утраты истцами предметов первой необходимости не представлено, имущество, перечисленное в акте обследования не относится к имуществу первой необходимости.
Представитель Главалтайсоцзащиты, привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, в судебное заседание не явился, направил в суд письменный отзыв на исковые требования, где также выразил несогласие с заявленными исковыми требованиями в связи с отсутствием соответствующих доказательств.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
По состоянию на 30 мая 2014 года на территории Красногорского района АК сложилась ситуация, которая была зарегистрирована как чрезвычайная, связанная с прохождением паводка, что подтверждается Постановлением Администрации Красногорского района АК № 293 А от 30.05.2014г.
В силу ст.18 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994г. № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001г. «О чрезвычайном положении».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 №110, утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Подпунктами «г,д» п.2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Установлено, что истцы зарегистрированы и фактически проживают в <адрес>. Указанное домовладение находится в зоне подтопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной дождевым паводком 2014 года, что подтверждается Списком улиц и домов населенных пунктов муниципального образования Быстрянский сельсовет Красногорского района, Алтайского края, утвержденного Главой Администрации Красногорского района АК.
Согласно заключению комиссии по оценке материального ущерба, причиненного проживающим в <адрес>, в период весенне-летнего паводка 2014 года имущество, относящееся к предметам первой необходимости не пострадало.
Не согласившись с данным заключением, истцы просят признать их право на получение компенсации за частичную утрату имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей на каждого человека.
В связи с тем, что законодательно не предусмотрен порядок определения степени утраты имущества первой необходимости (полной или частичной) в результате чрезвычайной ситуации Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий рекомендовано руководствоваться разъяснениями, изложенными в письме от 9 июня 2014 года.
Так, к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования: телевизор, посуда хозяйственная (тарелки, стаканы, чашки, кастрюля, сковорода, чайник), электроутюг, приборы столовые, принадлежности кухонные, холодильник, стиральная машина, настольная лампа, часы настенные, шкаф для одежды, шкаф для посуды, зеркало, кровать, диван, стол обеденный, стол рабочий, стулья, газовая плита, водонагреватель или котел отопительный (переносная печь).
Постановлением администрации Алтайского края №270 от 10.06.2014г., в соответствии с распоряжением Правительства Российской федерации от 09.06.2014г. №994-р утвержден Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае- июне 2014г.
Согласно утвержденному порядку получателями единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества являются граждане, нуждающиеся в получении денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации. К категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, постоянно проживающие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации( далее зона затопления)( п.2.1). Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства в зоне затопления, подтвержденному регистрацией. При отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания гражданина по конкретному адресу в целях получения денежных выплат устанавливается в судебном порядке ( п.2.2.). Единовременная материальная помощь предоставляется в размере 10000 руб. на человека ( п. 2.3.). Основаниями для предоставления единовременной материальной помощи являются: заявления граждан либо их представителей, полномочия которых подтверждены документально; документы, удостоверяющие личность; списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации( п.2.4.). Финансовая помощь в связи с утратой имущества предоставляется: за частичную утраченное имущество- 50000 рублей на человека; за полностью утраченное имущество- 100000 руб. на человека ( п.2.5.). Основаниями для предоставления финансовой помощи в связи с утратой имущества являются: заявления граждан либо их представителей, полномочия которых подтверждены документально; документы, удостоверяющие личность; списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества ( полной или частичной) в результате чрезвычайной ситуации; акты обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации( п.2.6). Списки граждан, указанных в пунктах 2.4 и 2.6 настоящего Порядка формируются межведомственными комиссиями, создаваемыми в муниципальных районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации( п.2.7).
Из акта обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате паводка в мае-июне 2014 года от ДД.ММ.ГГГГ, согласованного руководителем органа местного самоуправления и руководителем управления по делам ГОЧС органа местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ. следует, что в результате весенне-летнего паводка 2014 года у граждан, проживающих по <адрес> повреждено имущество: затоплен подпол, фундамент, намочен пол и поврежден, частично разрушена печь.
Согласно повторному акту обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате паводка в мае-июне 2014 года от ДД.ММ.ГГГГ согласованного руководителем органа местного самоуправления и руководителем управления по делам ГОЧС органа местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ следует, что в результате весенне-летнего паводка 2014 года у граждан, проживающих по <адрес> частично разрушены фундамент и подполье, от сырости из подпола намокло ДВП. Кроме того, в акте указано, что воды в доме не было.
Таким образом, в акт от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительный акт от ДД.ММ.ГГГГ не вошли предметы первой необходимости, рекомендованные Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в разъяснении, изложенном в письме от 9 июня 2014 года.
Из пояснений свидетелей ФИО11 и ФИО12 следует, что после паводка у истцов пострадало имущество в виде стола тумбового, водяной насосной станции, пиломатериала, свидетели видели, как истцы выносили из дома указанное имущество с целью вывоза на свалку.
Из пояснений свидетелей ФИО13 и ФИО14 следует, что данные лица являлись членами межведомственной комиссии по оценке материального ущерба. При проведении осмотра было установлено, что в домовладение, расположенное по адресу <адрес> в период паводка вод во внутрь помещения не заходила, поднялась до уровня пола, при этом имущество первой необходимости утрачено не было, пострадала водяная насосная станция. Иное имущество, пострадавшее в результате поводка, истцами при проведении обследования, не указывалось.
Таким образом, из представленных по делу документов, пояснений истцов установлено, что в результате затопления пострадало домовладение истцов как объект недвижимости. Из имеющихся документов и показаний свидетелей сделать однозначный вывод о том, что утрата мебели и иного имущества произошла по причине паводка, не представляется возможным. Других доказательств, подтверждающих доводы заявленных требований, истцами не представлено.
В результате выездного судебного заседания в <адрес> и осмотра составом суда помещения <адрес>, установлено, что в результате паводка в мае-июне 2014 года частично пострадал дом истцов, как объект недвижимости, поскольку частично поврежден фундамент, вместе с тем, предметов первой необходимости, пострадавших в результате паводка не обнаружено.
Таким образом, в связи с отсутствием предметов исследования назначить товароведческую экспертизу на предмет установления пригодности для использования и причин, послуживших приведению в непригодное состояние пострадавшего имущества в виде предметов первой необходимости: мебели, холодильника, не представляется возможным, пиломатериал, сохранившийся у истцов, к числу предметов первой необходимости не относится.
В соответствие со статьями 12, 56 ГПК РФ - правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая из которых должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В нарушение указанных положений процессуального законодательства, доказательств утраты имущества первой необходимости в результате наводнения, истцами представлено не было. То обстоятельство, что назначенная истцам материальная помощь в размере 10 тысяч рублей на жилое помещение за счет средств краевого бюджета и единовременная материальная помощь в размере 10 тысяч рублей на человека за счет федеральных средств не компенсирует реально причиненный им ущерб в результате наводнения, не может служить основанием для удовлетворения исковых требований.
Выделяемые бюджетные средства предназначены для покрытия расходов и оказание гражданам финансовой помощи в связи с нуждами первой необходимости, не преследуют своей целью полное возмещение причиненного ущерба.
Помимо этого при подаче заявления об оказании материальной помощи в Управление социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ истцы не указывают на то, что в результате паводка пострадало имущество первой необходимости.
При таких обстоятельствах, исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мозгуновой В.Б., Мозгунова В.М. к Управлению социальной защиты населения Красногорского района Алтайского края, администрации Быстрянского сельского совета Красногорского района Алтайского края, администрации Красногорского района Алтайского края о признании незаконным решения межведомственной комиссии по оценке материального ущерба по отказу во включении в список граждан, имеющих право на оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, включении в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Красногорский районный суд Алтайского края
Судья Могильников А.Ю.