Дело №2-530/14
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    с. Красногорское                                08 октября 2014 года
 

    Красногорский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Кытмановой Е.Н., при секретаре Ермаковой Н.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Архиповой Т.Н. и Ивлевой А.З. к Управлению социальной защиты населения по Красногорскому району, администрации Быстрянского сельсовета Красногорского района Алтайского края и Администрации Красногорского района об обжаловании действий по отказу во включении в список граждан на оказание финансовой помощи в связи с полной утратой имущества (имущества первой необходимости),
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Истцы обратились в суд с исковым заявлением к Администрации Быстрянского сельсовета Красногорского района Алтайского края, Управлению социальной защиты населения по Красногорскому району и администрации Красногорского района об обжаловании действий по отказу во включении в список граждан на оказание финансовой помощи в связи с полной утратой имущества (имущества первой необходимости).
 

    В обоснование иска истцы указали, что ДД.ММ.ГГГГ Архипова Т.Н. обратилась в администрацию Быстрянского сельсовета с заявлением о включении в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком на территории муниципального образования Быстрянский сельсовет и список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) частично в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком на территории муниципального образования Быстрянский сельсовет Красногорского района Алтайского края.
 

    На данное заявление истица получила уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № с разъяснением, что для разрешения данной ситуации можно обратиться в суд.
 

    С данным решением администрации Быстрянского сельсовета Архипова Т.Н. не согласна поскольку жилой дом по адресу: <адрес> вошел в границы зоны чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в мае-июне 2014 года на территории муниципального образования Быстрянский сельсовет Красногорского района Алтайского края, факт причинения вреда жилому помещению подтверждается актом обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате паводка май-июнь 2014 года, составленный межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ года.
 

    По указанному в заявлении адресу Архипова Т.Н. и Ивлева А.З. проживают, там находится их имущество первой необходимости: водяная насосная станция и это находилось в воде, которая подошла выше пола на 5 см и стояла в течение нескольких дней. Водяная насосная станция испорчена и проживание в доме без ремонта не возможно.
 

    В судебном заседании истец – Архипова Т.Н. исковые требования поддержала и пояснила, что в период паводка их дом по адресу: <адрес> оказался в зоне подтопления. В ее дом вода зашла и поднялась на 5 см. В результате паводка в доме была пострадали шкафы, у которых намок низ, сильно пострадала печь и фундамент. Также сильно пострадал сам дом и надворные постройки. Полагает, что имеет право на получение компенсации за частичную утрату имущества первой необходимости, поскольку необходимо покупать мебель в дом, бытовую технику.
 

    Представитель истца по доверенности Гурская Т.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
 

    Истец Ивлева А.З. в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, представила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивала.
 

    Представитель ответчика Администрации Быстрянский сельсовет Красногорского района Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в представленном отзыве возражал против удовлетворения исковых требований и просил дело рассмотреть в их отсутствие.
 

    Представитель ответчика Администрации Красногорского района Алтайского края в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, в отзыве возражал против удовлетворения искового заявления.
 

    Представитель Управления социальной защиты населения по Красногорскому району в судебном заседании возражала против удовлетворения искового заявления, поскольку согласно акта межведомственной комиссии у истцов имущество первой необходимости не утрачено.
 

    Представитель третьего лица Главалтайсоцзащиты в судебное заседание не явился, направил в суд письменный отзыв на исковые требования, где также выразил несогласие с заявленными исковыми требованиями в связи с отсутствием соответствующих доказательств.
 

    С учетом мнения сторон, в соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
 

    Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
 

    По состоянию на 30 мая 2014 года на территории Красногорского района АК сложилась ситуация, которая была зарегистрирована как чрезвычайная, связанная с прохождением паводка, что подтверждается Постановлением Администрации Красногорского района Алтайского края № 293 от 30.05.2014г.
 

    В силу ст.18 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994г. № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001г. «О чрезвычайном положении».
 

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 №110, утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
 

    Подпунктами «г,д» п.2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
 

    Установлено, что истцы зарегистрированы и проживают в доме по адресу: <адрес>.
 

    Квартира <адрес> находился в зоне подтопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной дождевым паводком 2014 года, что подтверждается Списком улиц и домов населенных пунктов с. Быстрянка, пос. Мост-Иша, утвержденного Главой Администрации Быстрянского сельсовета Красногорского района Алтайского края.
 

    Согласно акта обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате паводка в <адрес>, в период весеннее-летнего паводка 2014 года у истцов пострадало следующее имущество: подполье разрушено, частично размыт фундамент, частично смыло огород, пострадала водяная насосная станция.
 

    В связи с тем, что законодательно не предусмотрен порядок определения степени утраты имущества первой необходимости (полной или частичной) в результате чрезвычайной ситуации Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий рекомендовано руководствоваться разъяснениями, изложенными в письме от 9 июня 2014 года.
 

    Так, к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования: телевизор, посуда хозяйственная (тарелки, стаканы, чашки, кастрюля, сковорода, чайник), электроутюг, приборы столовые, принадлежности кухонные, холодильник, стиральная машина, настольная лампа, часы настенные, шкаф для одежды, шкаф для посуды, зеркало, кровать, диван, стол обеденный, стол рабочий, стулья, газовая плита, водонагреватель или котел отопительный (переносная печь).
 

    Из пояснений истцов следует, что у них пострадало имущество первой необходимости (шкафы, насосная станция), а также дом и надворные постройки. При этом, истица указала в судебном заседании, что указанной мебелью она пользуется, иное имущество не пострадало.
 

    Постановлением администрации Алтайского края №270 от 10.06.2014г., в соответствии с распоряжением Правительства Российской федерации от 09.06.2014г. №994-р утвержден Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае- июне 2014г.
 

    Согласно утвержденного порядка получателями единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества являются граждане, нуждающиеся в получении денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации. К категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, постоянно проживающие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации (далее зона затопления) (п.2.1). Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства в зоне затопления, подтвержденному регистрацией. При отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания гражданина по конкретному адресу в целях получения денежных выплат устанавливается в судебном порядке (п.2.2.). Единовременная материальная помощь предоставляется в размере 10000 руб. на человека (п. 2.3.). Основаниями для предоставления единовременной материальной помощи являются: заявления граждан либо их представителей, полномочия которых подтверждены документально; документы, удостоверяющие личность; списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации (п.2.4.). Финансовая помощь в связи с утратой имущества предоставляется: за частичную утраченное имущество- 50000 рублей на человека; за полностью утраченное имущество- 100000 руб. на человека (п.2.5.). Основаниями для предоставления финансовой помощи в связи с утратой имущества являются: заявления граждан либо их представителей, полномочия которых подтверждены документально; документы, удостоверяющие личность; списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества ( полной или частичной) в результате чрезвычайной ситуации; акты обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации( п.2.6). Списки граждан, указанных в пунктах 2.4 и 2.6 настоящего Порядка формируются межведомственными комиссиями, создаваемыми в муниципальных районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (п.2.7).
 

    Из представленных по делу документов, пояснений истцов и свидетеля Архиповой М.Н. установлено, что в результате затопления у истцов пострадал дом, огород и погреб, однако имущество первой необходимости не утрачено.
 

    В соответствие со статьями 12, 56 ГПК РФ - правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая из которых должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
 

    В нарушение указанных положений процессуального законодательства, доказательств частичной утраты либо повреждения имущества в результате наводнения, истцами представлено не было.
 

    При рассмотрении дела истцу было разъяснено право ходатайствовать о проведении товароведческой экспертизы на предмет установления пригодности для использования бытовой техники в виде холодильника и мебели.
 

    Истец отказался от проведения данной экспертизы.
 

    То обстоятельство, что назначенная истцам единовременная выплата не компенсирует реально причиненный им ущерб в результате наводнения, не может служить основанием для удовлетворения исковых требований.
 

    Выделяемые бюджетные средства предназначены для частичного покрытия расходов и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости и не преследуют своей целью полное возмещение причиненного ущерба.
 

    При таких обстоятельствах, исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
 

    Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
 

    РЕШИЛ:
 

    Исковые требования Архиповой Т.Н. и Ивлевой А.З. оставить без удовлетворения.
 

    Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течении месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Красногорский районный суд Алтайского края
 

    Судья Е.Н. Кытманова
 

    .
 

    .