Дело № 2-455/2014
Мотивированное решение изготовлено 01.10.2014г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 сентября 2014 года с. Красногорское
Красногорский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Коноваленко Л.В.,
при секретаре Шукшиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игнатьева Э.Ю. к Администрации Красногорского сельского совета <адрес> АК о признании права собственности на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ
Игнатьев Э.Ю. обратился в суд с иском к Администрации Красногорского сельсовета Красногорского района Алтайского края о возложении обязанности принять в муниципальную собственность <адрес>, признании права собственности на <адрес> АК в порядке приватизации.
В обоснование иска истец указал, что на основании решения профкома ООО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. ему была предоставлена квартира по адресу: <адрес>. С указанного времени истец проживает и зарегистрирован в данном жилом помещении. При ликвидации ООО <данные изъяты> квартира в муниципальную собственность не передавалась, в результате чего истец лишен возможности приватизировать спорное жилое помещение.
В судебном заседании, состоявшемся 09.09.2014г. истец отказался от исковых требований в части возложения обязанности принять спорное жилое помещение в муниципальную собственность, отказ от иска принят судом, определением суда от 09.09.2014г. производство по делу в указанной части прекращено.
В судебном заседании истец исковые требования о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации Красногорского сельсовета Красногорского района АК в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, от представителя по доверенности Парфеновой И.В. имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных исковых требования относительно предмета спора на стороне ответчика Батлукова Г.М. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, направила суду телефонограмму, в которой просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Суд, с учетом мнения истца рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав пояснения истца, допросив свидетелей, изучив представленные письменные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ст. ст. 1, 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации " - приватизация жилья - это передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Из материалов дела следует, что на основании решения профкома ООО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истцу Игнатьеву Э.Ю. была выделена квартира по <адрес>.
Согласно записи в трудовой книжке с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Игнатьев Э.Ю. работал в ООО <данные изъяты>.
Согласно договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. №, заключенного между <данные изъяты> и Игнатьевым Э.Ю., <данные изъяты>, действующее на основании Устава, передало Игнатьеву Э.Ю. в бессрочное владение и пользование жилое помещение, <адрес> для проживания в нем.
Как усматривается из вышеуказанного договора, в момент его заключения, истец не состоял в трудовых отношениях с <данные изъяты>
Судом установлено, что Игнатьев Э.Ю. зарегистрирован по месту жительства в <адрес>, что подтверждается справкой Администрации Красногорского сельсовета Красногорского района АК от ДД.ММ.ГГГГ выданной на основании похозяйственной книги № за 2008-2013г., а также штампом о регистрации по месту жительства в паспорте Игнатьева Э.Ю.
Согласно справки Администрации Красногорского района АК от ДД.ММ.ГГГГ. <адрес> не является муниципальной собственностью МУ Красногорский район АК.
Из уведомления Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ., справки ФГУП « Ростехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ. усматривается, что регистрация прав на <адрес> не производилась.
Согласно архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ. № с ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> Управления сельского хозяйства Администрации Красногорского района АК реорганизован в <данные изъяты> на основании распоряжения администрации района от ДД.ММ.ГГГГ №. Постановлением Администрации района от <данные изъяты> № переименовано в <данные изъяты> С 14.01.2003г. сельскохозяйственный производственный кооператив <данные изъяты>
Из выписки из ЕГРЮЛ усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ. в ЕГРЮЛ внесены сведения о сельскохозяйственном производственном кооперативе <данные изъяты> уставной капитал данного юридического лица составлял <данные изъяты> рублей и состоял из паевых взносов. <данные изъяты> СПК <данные изъяты> прекратил свою деятельность.
Из Устава СПК <данные изъяты> утвержденного общим собранием членов кооператива, установлено, что СПК <данные изъяты> является полным правопреемником ЗАО <данные изъяты> представляет собой добровольное объединение граждан, созданный для ведения совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной, не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива. Имущество кооператива составляют паевые взносы членов кооператива, доходы от собственной деятельности. Для обеспечения своей деятельности кооператив создает фонды, в том числе имеет неделимый фонд.
Согласно приложения к уставу в список неделимого фонда СПК <данные изъяты> не включен какой-либо жилой фонд.
Довод истца, что квартира, в которой он проживает должна быть ему передана в собственность в порядке приватизации противоречит закону.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
На основании п. 4 ст. 58 ГК РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
Согласно ст. ст. 288, 671 ГК РФ правом по распоряжению жилым помещением путем передачи его в наем обладает только собственник или управомоченное им лицо (наймодатель).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991г. №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» совхозы и колхозы обязаны до 1 января 1993 г. провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке. Колхозы и совхозы могут передавать в собственность сельских (поселковых) Советов народных депутатов объекты социальной сферы, жилой фонд, внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, водоснабжения, газоснабжения, телефонизации и другие объекты. Колхозы и совхозы имеют право продать или сдать в аренду жилой фонд и некоторые другие объекты социальной сферы (кроме объектов образования).
Порядок приватизации совхозов установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 1992 года № 708 «О приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса».
В соответствии с его нормами, а также положениями Постановления Правительства Российской Федерации № 235 от 07 марта 1995 года «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» и Распоряжения Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года № 114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности» объекты жилищно-коммунального хозяйства не подлежали приватизации в ходе реорганизации совхозов.
Частью 2 п. 6 Положения о реорганизации и приватизации государственно-кооперативных (кооперативно-государственных) предприятий агропромышленного комплекса, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 1992 года N 708 предусмотрено, что при реорганизации совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий передача или продажа гражданам занимаемых ими помещений осуществляется в порядке, установленном Законом РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» и соответствующими решениями Советов народных депутатов.
В силу п.13 Положения при определении общего паевого фонда из стоимости имущества исключается стоимость объектов, для которых действующим законодательством установлен особый режим приватизации (жилищный фонд совхозов, объекты образования и здравоохранения и др.), а также стоимость неделимого фонда, если таковой создается.
В соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 23.12.1992) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 года N 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» устанавливался запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности.
В соответствии с абз.1 п.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 года N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», не допускалось включение объектов жилищного фонда, в состав приватизируемого имущества государственных предприятий, к числу которых относились совхозы.
Таким образом, при реорганизации совхоза <данные изъяты> в феврале ДД.ММ.ГГГГ года в ТОО <данные изъяты> жилищный фонд совхоза не подлежал включению в общий паевой фонд.
Из отчета конкурсного управляющего СПК <данные изъяты> являющегося правопреемником совхоза <данные изъяты> а также ТОО <данные изъяты> и ЗАО «<данные изъяты> составленного до заключения договора социального найма с Игнатьевым Э.Ю., а именно ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что жилищного фонда в перечне имущества, включенного в конкурсную массу не имеется.
Сведения о регистрации права собственности за СПК <данные изъяты> на спорный объект недвижимости также отсутствуют.
Из материалов дела судом установлено, что Игнатьев Э.Ю. вселился в жилое помещение в октябре ДД.ММ.ГГГГ года, тогда как реорганизация совхоза <данные изъяты> была осуществлена в феврале ДД.ММ.ГГГГ года.
Данных о том, что совхозом <данные изъяты> принималось решение о передаче квартиры в собственность правопреемников- образованных за счет имущество совхоза не имеется.
Поскольку при реорганизации совхоза <данные изъяты> жилищный фонд не был передан в муниципальную собственность, исходя из положений ст.18 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» на момент вселения Игнатьева Э.Ю.спорное жилое помещение могло находиться только в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении правопреемников совхоза, и возникшие при вселении правоотношения должны регулироваться нормами Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно ст. 60 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается между двумя сторонами - гражданином-нанимателем и собственником предоставляемого жилого помещения, относящегося только к государственному или муниципальному жилищному фонду. Договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ. № заключен между юридическим лицом, не являющимся государственным или муниципальным предприятием, жилое помещение, предоставленное Игнатьеву Э.Ю., в хозяйственном ведении, либо оперативном управлении СПК <данные изъяты> не находилось, соответственно, СПК <данные изъяты> не было управомочено распоряжаться спорной квартирой и заключать договоры социального найма, ввиду чего право пользования жилым помещением на условиях социального найма у истца не возникло.
При изложенных обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований Игнатьева Э.Ю. в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Игнатьева Э.Ю. к Администрации Красногорского сельсовета Красногорского района АК о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Красногорский районный суд.
Председательствующий Л.В. Коноваленко
.
.