Дело № 2-666/2014г.
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    21 октября 2014 года
 

    Костромской районный суд Костромской области в составе:
 

    Председательствующего судьи Вороновой О.Е.
 

    При секретаре Боречко Е.И.,
 

    Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к МУП ЖКХ Шунгенского сельского поселения о признании действий по поставке питьевой воды противоправными и прекращении нарушения прав неопределенного круга потребителей; обязании в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу довести его через средства массовой информации до потребителей,
 

установил:
 

    Истец обратился в суд, действуя в соответствии со ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» в интересах неопределенного круга лиц, с иском к МУП ЖКХ Шунгенского сельского поселения о признании действий по поставке питьевой воды противоправными и прекращении противоправных действий. Требования мотивированы тем, что в связи с поступившим в Управление Роспотребнадзора по Костромской области в августе 2013 года обращением гражданки К., проживающей в ***, о предоставлении услуги холодного водоснабжения ненадлежащего качества, Управлением была проведена экспертиза холодной воды, отобранной из дома № *** по ул. ***, и водоразборной в с. Саметь на ул. Советской около дома №7. Ресурсоснабжающей организацией в с. Саметь является МУП ЖКХ Шунгенского сельского поселения. Результаты экспертизы холодной воды показали, что данная организация в нарушение требования Закона «О защите прав потребителей», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов и СанПин 2.1.4.1074-01. 2.1.4 осуществляет продажу потребителям коммунального ресурса (холодной воды), не соответствующего по показателям цветности, мутности, окисляемости, содержанию аммиака, железа, в связи с чем за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде ответчик был привлечен к административной ответственности по ст.6.5 КоАП РФ в виде штрафа. Арбитражный суд Костромской области и Второй Арбитражный апелляционный суд своими решениями подтвердили законность вынесенного Управлением постановления о привлечении МУП к административной ответственности. Со ссылкой на нормы ст. 4, ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей», Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, истец просит признать действия МУП ЖКХ Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, выразившиеся в поставке некачественной питьевой воды, противоправными в отношении населения с. Саметь и прекратить нарушения прав неопределенного круга потребителей. Обязать ответчика в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда довести его через средства массовой информации до потребителей.
 

    В ходе судебного разбирательства по делу в порядке ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация Костромского района Костромской области.
 

    В судебном заседании представитель истца Алексеева Т.В. на иске настаивала в соответствии с доводами, изложенными в заявлении.
 

    Представитель ответчика МУП ЖКХ Шунгенского сельского поселения - директор Яковченко А.А., с иском не согласился. Пояснил, что заключение эксперта, установившего несоответствие качества питьевой воды в населенном пункте с.Саметь Костромского района требованиям СанПиН, не оспаривает. Однако, в случае отключения централизованной системы водоснабжения население останется не только без питьевой воды, но и без воды для технического использования. Всем жителям с.Саметь хорошо известно, что вода, которая течет из их кранов, не пригодна к употреблению в пищу, об этом они неоднократно были информированы, поэтому угрозы безопасности их жизни и здоровью не имеется. В с.Саметь имеются колодцы с питьевой водой, а в магазинах продается бутилированная питьевая вода. Удовлетворение требований истца приведет к отключению села от центрального водоснабжения, а ввиду отсутствия денежных средств обеспечение жителей водой путем подвоза специальной техникой невозможно.
 

    Представитель третьего лица - администрации Шунгенского сельского поселения Смирнов А.Н поддержал позицию представителя ответчика, полагал, что требования истцом заявлены необоснованно.
 

    Представитель третьего лица - администрации Костромского муниципального района Костромской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
 

    Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
 

    Ст. 41, 46 Конституции РФ гарантировано право каждого на охрану его здоровья и его судебная защита.
 

    Статьей ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года № 2300-1, п. 1, 3-4 Постановления Правительства РФ от 06.04.2004 года № 154 (в редакции от 21.05.2013) Управлению Роспотребнадзора по Костромской области предоставлено право на предъявление исков в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.
 

    Реализация конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду осуществляется на основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 года № 52-ФЗ.
 

    В соответствии со ст. 19 указанного закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
 

    Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест устанавливаются СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденными постановлением Главного врача РФ от 26.09.2001 года № 24.
 

    С учетом изложенного, принимая во внимание положения п. 31 Постановления Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 06.05.2011 года № 354, обязанность по предоставлению потребителю коммунальных услуг в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации возложена на исполнителя.
 

    Судом установлено, что МУП ЖКХ Шунгенского сельского поселения является организацией, осуществляющей деятельность по водоснабжению населения с. Саметь Шунгенского сельского поселения питьевой водой, т.е. является исполнителем коммунальной услуги.
 

    Указанное подтверждается Уставом МУП ЖКХ Шунгенского сельского поселения (л.д. 74-89), договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП от 29.05.2013 года и актом приема передачи имущества, согласно которым ответчику переданы на праве оперативного управления источники водоснабжения в с. Саметь Костромского района Костромской области, предназначенные для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд населения, а именно: разведочно-эксплуатационные скважины №№ 3663, 1-1990 и 2-1990.
 

    Как следует из материалов дела, 14.08.2013 года в целях установления состояния соответствия норме качества холодной воды Управлением Роспотребнадзора по Костромской области назначена экспертиза качества воды, подаваемой в с. Саметь ул. Сельская, производство экспертизы поручено ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» (л.д. 8).
 

    15.08.2013 года специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Костромской области, с привлечением помощника врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» - проведен отбор образцов воды для проведения экспертизы, что подтверждается протоколом взятия проб воды для проведения экспертизы (л.д. 10).
 

    Факт несоответствия взятых проб водопроводной холодной воды требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 по мутности, окисляемости, содержанию аммиака, железа и марганца (л.д. 11) подтверждается экспертным заключением № 388 от 26.08.2013 года, выводы которого подкреплены протоколами лабораторных исследований от 23.08.2013 года № 5315, № 5314 (л.д. 12-14).
 

    Доказательств устранения указанных нарушений ответчиком суду не представлено. Постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Костромской области от 24.12.2013 года № 1696 МУП ЖКХ Шунгенского сельского поселения привлечено к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ и подвергнуто штрафу в размере 20000 рублей, по лабораторным исследованиям воды, пробы которой получены 15.08.2013 года (л.д. 16). Законность и обоснованность привлечения ответчика к административной ответственности проверена Арбитражным судом Костромской области (решение от 20.03.2014 года - л.д. 110-117), Вторым арбитражным апелляционным судом (постановление от 19.05.2014 года - л.д. 106-109).
 

    Доводы МУП ЖКХ Шунгенского сельского поселения о том, что предприятие предприняло меры по улучшению качества питьевой воды в с. Саметь, и представленные в качестве обоснования договорно-сметная документация, протокол лабораторных исследований от 07.07.2014 года № 6788, не могут быть расценены как достаточные доказательства, позволяющие суду сделать вывод о поставке услуги потребителю надлежащего качества.
 

    Доказательств соответствия качества питьевой воды в с. Саметь санитарно-эпидемиологическим требованиям в настоящее время ответчиком суду не представлено. Напротив, проведенные в октябре 2014 года лабораторные исследования проб воды в рамках назначенной судебной экспертизы свидетельствуют об обратном.
 

    Так, согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» от 09.10.2014 года № 657 вода из водозаборной колонки по адресу: Костромская область, Костромской район, с. Саметь, ул. Советская, у дома № 7 и вода из крана санузла жилого дома № *** по ул. *** с. Саметь Костромского района - не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по содержанию железа, цветности, мутности, содержанию аммиака, окисляемости перманганатной. Отобранная вода не пригодна для употребления в пищу человеком. Употребление такой воды создает угрозу безопасности для жизни и здоровья человека (л.д.134-137).
 

    Гарантии качества оказываемой потребителю услуги закреплены в ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года № 2300-1, согласно которой исполнитель обязан оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать потребителю услугу, соответствующей обычно предъявляемым требованиям и пригодной для целей, для которых услуга такого рода обычно используется. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, исполнитель обязан оказать потребителю услугу, соответствующий этим требованиям.
 

    Право потребителя на безопасность услуги гарантирована ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года № 2300-1. Так, часть 1 указанной статьи предусматривает право потребителя на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
 

    С учетом изложенного, суд приходит к выводу о доказанности факта оказания ответчиком в период с 26.08.2013 года по 21.10.2014 года населению с. Саметь Шунгенского сельского поселения услуги по поставке питьевой воды ненадлежащего качества, в связи с чем требования Управления Роспотребнадзора по Костромской области к МУП ЖКХ Шунгенского сельского поселения подлежат удовлетворению.
 

    Положениями ст.46 Закона РФ от 07 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" предусматривается при удовлетворении иска органа государственного надзора, предъявленного в отношении неопределенного круга потребителей, обязанность нарушителя прав потребителей довести до сведения потребителей решение суда в установленный судом срок через средства массовой информации. Соответствующие требования также подлежат удовлетворению, срок 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу суд полагает разумным для реализации данной обязанности.
 

    Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
 

Решил:
 

    Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области удовлетворить.
 

    Признать противоправными действия МУП Жилищно-коммунального хозяйства Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, выразившиеся в поставке некачественной питьевой воды населению с.Саметь Костромского района.
 

    Обязать МУП Жилищно-коммунального хозяйства Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области прекратить нарушения прав неопределенного круга потребителей питьевой воды в с.Саметь Костромского муниципального района Костромской области и в течение 10 дней со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу довести его содержание до сведения потребителей, опубликовав через средства массовой информации.
 

    Решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца с момента изготовления полного текста решения путем подачи апелляционной жалобы через Костромской районный суд Костромской области.
 

    Судья:                                                                                         Воронова О.Е.