Дело №2-144/2014 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 октября 2014 года п. Конышевка
Конышевский районный суд Курской области, в составе:
председательствующего судьи Конышевского районного суда Попрядухина А.А.,
с участием <данные изъяты> прокурора Конышевского района Курской области Мокиной Т.А.,
при секретаре Форманюк Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <данные изъяты>, в порядке ст. ст. 45, 254 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия <данные изъяты>, выразившегося в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <данные изъяты> обратился в Конышевский районный суд с заявлением в порядке ст. ст. 45, 254 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия <данные изъяты>, выразившегося в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной в <адрес>, по тем основаниям, что прокуратурой <данные изъяты> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления на территории <данные изъяты> В границах <данные изъяты> несанкционированная свалка, расположена в <адрес> на расстоянии <данные изъяты> метров от жилых домов, <данные изъяты> м от здания бывшего правления <данные изъяты> Свалка представляет собой участок площадью около <данные изъяты> кв.м. без твердого покрытия (асфальта, бетона и других). На территории несанкционированной свалки размещены бытовые отходы, отходы потребления, пустая стеклянная и пластиковая тара (бутылки, банки). Данная территория для складирования отходов не предназначена, находится вблизи жилых домов, расположена в границах <данные изъяты> свалка функционирует без соответствующего разрешения и согласования уполномоченных органов. В результате бездействия органа местного самоуправления - <данные изъяты>, выразившегося в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки, нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, оказывается негативное воздействие на окружающую среду, ее загрязнение и влечет вред здоровью граждан поселения.
В судебном заседании <данные изъяты> прокурора <данные изъяты> Мокина Т.А. поддержала заявленные прокурором требования, по изложенным в заявлении основаниям и просит обязать <данные изъяты> принять меры к ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в <адрес> путем очистки территории и привести указанный земельный участок в благоприятное для окружающей среды состояние в течение месяца.
Представитель заинтересованного лица - <данные изъяты> надлежащим образом извещённый о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, направил отзыв, согласно которому заявленные прокурором <данные изъяты> требования признал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав <данные изъяты> прокурора <данные изъяты> Мокину Т.А., оценив письменные материалы гражданского дела в их совокупности, находит заявленные прокурором <данные изъяты> требования о признании незаконным бездействия <данные изъяты>, выразившегося в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в <данные изъяты>, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 КонституцииРоссийской Федерацииист. 11 Федерального законаот 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от6 октября2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Пунктом первым ст. 8 Федерального закона от24 июня1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено,что организация сбора ивывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
В структуру органов местного самоуправления, согласно ст. 34 ФЗ №131 от 06 октября 2002г. входит местная администрация (исполнительно-распорядительный орган местного образования).
В соответствии со ст. № Устава <данные изъяты> в структуру органов местного самоуправления входит администрация поселения (л.д.№).
Согласно п. № ст. № указанного Устава к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
С учетом изложенного, <данные изъяты> при выявлении фактов несанкционированного размещения свалки бытовых отходов обязана выполнить мероприятия по очистке территории от мусора. О наличии несанкционированной свалки <данные изъяты> осведомлена (л.д. №).
При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора влечет нарушение права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из поданного, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в суд заявления прокурором района заявление подано в защиту гарантированных КонституциейРоссийской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного кругалиц - населения муниципального образования - сельского совета.Заявление поданопрокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, дляпредупреждения причинения вреда и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию данного органа.
Из содержания и смысла ст. 56, ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемого бездействия возлагается на орган или должностное лицо, которые совершили оспариваемое бездействие.
Вместе с тем представителем <данные изъяты> доказательств, уважительности причины бездействия администрации данного муниципального образования по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора суду не представлено, не добыто их и в судебном заседании.
В судебном заседании установлено, что на территории <данные изъяты> а именно в <адрес>, расположена несанкционированная свалка бытовых отходов. На территории несанкционированной свалки размещены бытовые отходы, отходы потребления, пустая стеклянная и пластиков тара (бутылки, банки). Данная территория для складирования отходов не предназначена, находится вблизи здания бывшего правления СХПК «Верный путь», расположена в границах <данные изъяты> свалка функционирует без соответствующего разрешения и согласования уполномоченных органов. Данная несанкционированная свалка не соответствует п. 3.2. Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03» от ДД.ММ.ГГГГг. и п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест».
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей к нему, из которых следует, что в границах <данные изъяты> образована несанкционированная свалка, а именно указанная свалка расположена в <адрес> на расстоянии <данные изъяты> м от жилых домов, <данные изъяты> от здания бывшего правления <данные изъяты> Свалка представляет собой участок площадью около <данные изъяты> кв.м. без твердого покрытия (асфальта, бетона и других). На территории несанкционированной свалки размещены бытовые отходы, отходы потребления, пустая стеклянная и пластиковая тара (бутылки, банки). Данная территория для складирования отходов не предназначена, находится вблизи жилых домов, расположена в границах вышеуказанного муниципального образования. Свалка функционирует без соответствующего разрешения и согласования уполномоченных органов (л.д.<данные изъяты>).
Согласно межгосударственному стандарту п. 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращения с отходами. Термины и определения», утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 года №607-ст несанкционированные свалки отходов - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
В нарушение п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на выявленной свалке допускается сброс отходов производства и потребления на почву, что приводит к негативному воздействию на окружающую среду.
В силу ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающих их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие) определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. В соответствии со статьей 22 указанного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, способ которого должен быть безопасным для здоровья населения и среды обитания и осуществляется в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судом установлено, что последствиями оспариваемого бездействияявляется нарушение прав граждан поселения на благоприятную окружающую среду, то есть нарушение общественно публичных интересов.
Несанкционированное размещение свалки бытовых отходов в <адрес> свидетельствует о том, что <данные изъяты> не выполняет обязанности, установленные федеральным законодательством и Уставом муниципального образования. В результате бездействия органов местного самоуправления нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, оказывается негативное воздействие на окружающую среду, ее загрязнение. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что непринятие <данные изъяты> мер по ликвидации несанкционированной свалки является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку данного муниципального образования, что ведет к нарушению законных интересов и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора <данные изъяты> удовлетворить.
Признать незаконным бездействие <данные изъяты>, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной в <адрес>.
Обязать <данные изъяты> принять меры к ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной в <адрес>, путем очистки территории и привести указанный земельный участок в благоприятное для окружающей среды состояние в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать администрацию <данные изъяты> разместить информацию о принятом судом решении на информационном стенде <данные изъяты>, обеспечивающий свободный доступ к этой информации жителей поселения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд в течение месяца через Конышевский районный суд Курской области.
Судья Попрядухин А.А