изготовлено7 октября 2014 года
2 октября 2014 года п. Коноша
Коношский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Никановской И.А.,
при секретаре Пестеревой С.А.,
с участием помощника прокурора Коношского района Сисина Д.М.,
представителей ответчика - ФКУ ОИУ ОУХД-4 УФСИН России по Архангельской области Бочарова А.В., Соболевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях О.В. Романовой в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению объединения исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области о понуждении обеспечить выполнение требований санитарного и эпидемиологического законодательства при содержании осужденных отбывающих наказание в ИК-23 ФКУ ОИУ ОУХД-4 УФСИН России по Архангельской области:
УСТАНОВИЛ:
И.о. Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях О.В. Романова обратилась в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению объединения исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее ФКУ ОИУ ОУХД-4 УФСИН России по Архангельской области) о понуждении обеспечить выполнение требований ч.3 ст.99 УИК РФ в части обеспечения осужденных отбывающих наказание в ИК №23 ФКУ ОИУ ОУХД-4 УФСИН России по Архангельской области минимальными нормами материально-бытового обеспечения.
В обосновании своих требований прокурор указал, что по результатам проверки проведенной 16.02.2014-21.02.2014 г. Онежской прокуратурой совместно с представителями ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России и ФКУ ОИУ ОУХД-4 УФСИН России по Архангельской области, были выявлены нарушения минимальных норм материально-бытового обеспечения осужденных, установленных ч.3 ст.99 УИК РФ, приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», а также требований ст. 101 УИК РФ и норм санитарного законодательства РФ. По итогам проверки в адрес начальника ОИУ ОУХД-4 было внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения. До настоящего времени основные нарушения не устранены.
Просит обязать ответчика обеспечить выполнение требований ч.3 ст.99 УИК РФ в части обеспечения осужденных, отбывающих наказание в КП-23 ФКУ ОИУ ОУХД-4 УФСИН России по Архангельской области минимальными нормами материально-бытового обеспечения в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: в общежитиях №№1,2 исключить обработку дворовых уборных сухой хлорной известью, обеспечить соблюдение норм освещенности в спальных помещениях, провести косметический ремонт, в вещкаптерке покрасить полки для хранения вещей осужденных; в здании штрафного изолятора: обеспечить соблюдение норм освещенности камер, решить вопрос по выдаче уборочного инвентаря в камерные помещения ШИЗО, подвести в мясо-рыбный и овощной цеха холодное и горячее водоснабжение, канализацию, заменить ванны для промывки овощей и мяса, провести ремонт в производственных помещениях, обеспечить поточность процесса при работе с сырой и готовой продукцией, оборудовать над столом для приготовления салатов бактерицидную лампу, в моечной столовой и кухонной посуды подключить к водопроводу душевую насадку 3-й секции ванны, исключить разогрев воды работниками столовой электротитаном кустарного производства, обеспечить соблюдение норм освещенности в производственных цехах, обеспечить работников столовой санитарной одеждой, обеспечить смену санитарной одежды работников столовой по мере её загрязнения, обеспечить контроль температурно-влажностного режима, установить психрометры.
Прокурор Онежской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в связи с добровольным частичным удовлетворением требований направил в суд измененные исковые требования, согласно которым просит обязать ФКУ ОИУ ОУХД-4 УФСИН России по Архангельской области устранить нарушения законодательства в части материально-бытового обеспечения осужденных, отбывающих наказание в ИК-23 ФКУ ОИУ ОУХД-4 УФСИН России по Архангельской области, расположенной по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ
в общежитиях № 1,2: исключить обработку дворовых уборных сухой хлорной известью, обеспечить соблюдение норм освещенности в спальных помещениях,
в здании штрафного изолятора: обеспечить соблюдение норм освещенности камер,
в столовой: подвести в мясо-рыбный и овощной цеха холодное и горячее водоснабжение, канализацию, заменить ванны для промывки овощей и мяса, обеспечить поточность процесса при работе с сырой и готовой продукцией, обеспечить соблюдение норм освещенности в производственных цехах, обеспечить работников столовой санитарной одеждой.
Помощник прокурора Коношского района Архангельской области Сисин Д.М., участвующий в деле по поручению прокурора Онежской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях исковые требования уточнил, просил обязать Федеральное казенное учреждение объединения исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить выполнение требований санитарного и эпидемиологического законодательства при содержании осужденных отбывающих наказание в ИК-23 ФКУОИУ ОУХД-4 УФСИН России по Архангельской области:
- в общежитиях №1 и №2 производить обработку дворовых уборных, исключив применение сухой хлорной извести; привести уровень освещения спальных помещений общежития в соответствие с нормативом составляющим: 100 лк - для люминесцентных ламп и 50 лм- для ламп накаливания;
- в здании штрафного изолятора привести уровень освещения камер штрафного изолятора в соответствие с нормативом составляющим: 100 лк - для люминесцентных ламп и 50 лм- для ламп накаливания;
- в столовой привести уровень освещения в производственных помещениях (цехах) в соответствие с нормативом составляющим 200 лк.;
- привести помещение столовой в соответствии с требованиями "СП 2.3.6.1079-01. 2.3.6. Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 N 31, а именно,
с пунктами 3.1. 3.3 - оборудовав мясо-рыбный и овощной цеха холодным и горячим водоснабжением, а также канализацией; заменить ванны для промывки овощей и мяса;
с пунктом п.6.3 - оборудовать помещение столовой исключая возможность контакта сырых и готовых к употреблению продуктов;.
с пунктом 13.4 - обеспечить работников столовой чистой санитарной одеждой.
Показал, что в ходе проверок ИК-23 были выявлены многочисленные нарушения минимальных норм материально-бытового обеспечения осужденных, норм санитарного и эпидемиологического законодательства. Часть из них на момент рассмотрения дела была устранена, поэтому прокурор исковые требования изменил. На день рассмотрения дела в колонии нарушаются требования положений санитарного и эпидемиологического законодательства, а также требования Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, утв. Приказом Минюста России №130-ДСП от 2.06.2003 г.
В нарушение п.п.3.1., 3.3. «СП 2.3.6.1079-01.2.3.6. Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 N 31 в столовой ИК - 23 мясо-рыбном и овощном цехах не подведены холодная, горячая вода и канализация. Ванны для промывки овощей и мяса требуют замены.
В нарушение п. 6.3 данных требований не соблюдается поточность процесса при работе с сырой и готовой продукцией. Сырая продукция промывается в отдельном помещении, доставляется через варочный цех, то есть, не исключена возможность контакта сырой и готовой к употреблению продукции.
В столовой для спецконтингента выявлены нарушения п.п. 4.15., 4.16., 4.17 данных требований, искусственная освещенность в производственных цехах столовой не соответствует требованиям нормативных документов: в варочном цехе составила 12 лк, в мясо-рыбном цехе от 10 до 23 лк, в моечном 115 лк., при норме - 200 лк.
В нарушение п. 13.4 требований работники столовой не обеспечены чистой санитарной одеждой, смена одежды осуществляется 1 раз в неделю, работник столовой ИК-23 Обухов во время проверки работал в грязной одежде.
В общежитиях № 1 и 2 ИК-23 установлено, что в нарушение требований п. 2.3.5. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» для обработки дворовых уборных применяется сухая хлорная известь, что прямо запрещено нормами.
В нарушение п. 20.33 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, утв. Приказом Минюста России №130-ДСП от 2.06.2003 г. искусственная освещенность в спальных помещениях общежития не соответствует требованиям нормативов и находится в пределах от 45 до 80 лк., при норме 50 лк. - для ламп накаливания и 100 лк. для люминесцентных ламп.
В ШИЗО в нарушение положений тех же требований Инструкции искусственная освещенность в камерных помещениях находится в пределах от 13 до 20 лк.
Представители ответчика - ФКУ ОИУ ОУХД-4 УФСИН России по Архангельской области Соболева М.В., Бочаров А.В. в судебном заседании исковые требования прокурора не признали, пояснили, что обработка дворовых уборных сухой хлорной известью исключена, нормы освещенности в спальных помещениях общежития, штрафного изолятора и столовой соблюдаются, работники столовой обеспечены санитарной одеждой. Доказательства, подтверждающие их доводы отсутствуют. Для исполнения данного решения будет необходима перепланировка помещения столовой, необходимы серьезные финансовые вложения, которые не предусмотрены в текущем финансовом году.
Просят установить срок для исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица УФСИН России по Архангельской области в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Согласно отзыву УФСИН иск не признает по следующим основаниям.
Полагают, что прокурор по надзору за исполнением законов, надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, не имеет полномочий по надзору за соблюдением ведомственных правовых актов, издаваемых федеральным органом исполнительной власти. Нормы п.3.1, 3.3 СанПиН 2.3.6.1079-01 ИК-23 соблюдает, оно оборудовано системами внутреннего водопровода и канализации, указанные помещения изначально были сконструированы без водоснабжения и канализации.
Поточность процесса при работе с сырой и готовой продукцией в столовой организована в соответствии с п.6.3 СанПиН 2.3.6.1079-01.2.3.6 при работе технологического оборудования исключена возможность контакта сырых и готовых к употреблению продуктов, сырая продукция лишь доставляется по «краю» варочного цеха из-за невозможности доставления её другим маршрутом в связи с конструкцией данного помещения.
Для оборудования в уже существующем здании помещений, которые перечислил прокурор в исковом заявлении необходимы значительные бюджетные средства, а переделать здание столовой не представляется возможным. В настоящее время применяются нормы Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ (СП-17-02 Минюста России), утв. Приказом Минюста России №130-ДСП от 2.06.2003 г.Указанный документ утвержден взамен ВСН 10-73/МВД СССР «Указания по проектированию и строительству ИТУ и военных городков войсковых частей МВД СССР», на основании которого и строилось до 2003 года исправительные учреждения. Представить акты не представляется возможным, поскольку они предназначены для служебного пользования, имеют специальный гриф ограничения. На строительство новых зданий необходимы значительные бюджетные ассигнования, что в современных условиях не представляется возможным, доведенные лимиты бюджетных обязательств РФ не позволяют казенным учреждениям самостоятельно принимать решения о строительстве новых объектов недвижимости. В соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года, утв. Постановлением Правительства от 14.10.2010 №1772р, в срок до 2020 года все исправительные учреждения РФ будут перепрофилированы.
Прокурором не представлено доказательств технической возможности подвести водоснабжение и канализацию в помещения столовой в уже имеющихся зданиях ИК-23.
Требования СанПиН 2.1.2.2844-11 «Санитарно-эпидемилогические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений» №23 от 23.03.2011 нельзя применять к помещениям, где находятся осужденные. Кроме того не подлежат и применению требования СанПиН 2.1.2.2844-11 «Санитрано - эпидемиологические требования к организациям общественного питания, и оборотоспособности в них от 8.11.2001 №31 «О введении в действие санитарных правил» к столовой ИК-23, так как она не является организацией.
Казенное учреждение полностью финансируется за счет средств федерального бюджета. Доходы, полученные ОУХД-4 от труда осужденных за счет приносящей доход деятельности в соответствии с бюджетным законодательством полностью перечисляются в федеральный бюджет. В настоящее время обеспечить осужденных полностью в соответствии с Приказом №512 инвентарем и предметами хозяйственного обихода не представляется возможным по причине недостаточности бюджетного финансирования на указанные цели. Полагают, что ОУХД-4 не может быть надлежащим ответчиком по делу, отсутствует спор о праве, прокурором не представлено суду ни одного доказательства по делу. Просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Заслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого исследованного доказательства, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Статьями 2, 18 Конституции РФ закреплены положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 32 Федерального Закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.
В силу положений ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В силу ст.3 ч.1 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство РФ и практика его применения основываются на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ, являющихся составной частью правовой системы РФ.
В соответствии со ст.1 ч.2 УИК РФ одной из задач уголовно-исполнительного законодательства является охрана прав, свобод и законных интересов осужденных.
В ст.10 ч.2 УИК РФ закреплено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ.
Согласно ст.13 пп.1, 5 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства РФ; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Выполнение обязанности исправительных учреждений по обеспечению материально-бытового обеспечения осужденных, является неотъемлемой частью права осужденных.
ФКУ ОИУ ОУХД-4 УФСИН России по Архангельской области является юридическим лицом и действует на основании Устава о федеральном казенном учреждении «Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», утвержденного приказом ФСИН России от 28 февраля 2011 года № 99, с изм. от 11 марта 2013 года
Согласно п.п.1.7, 1.7.1, 1.7.2 указанного выше Устава Учреждение является объединением исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, в состав Учреждения входят исправительная колония ИК №23, расположенная по адресу: <адрес>, и исправительная колония № 28, расположенная в <адрес>.
Правовую основу деятельности Учреждения согласно п.1.14 Устава составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, международные правовые акты, акты Президента РФ и Правительства РФ, иные нормативные правовые акты и данный Устав.
В силу п.2.5.2 Устава ФКУ ОИУ ОУХД-4 УФСИН России по Архангельской области осуществляет, в частности, материально-бытовое обеспечение осужденных; медико-санитарное обеспечение осужденных, реализуя исполнение санитарно-гигиенических требований, направленных на охрану их здоровья; выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Деятельность Учреждения регулируется в том числе и ведомственными нормативными актами:
Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ (СП-17-02 Минюста России), утв. Приказом Минюста России №130-ДСП от 2.06.2003 г., а также письмом Минюста России от 28 мая 2004 года № 18/43/4-697.
Пункт 1.1 которой гласит, что нормы настоящей Инструкции должны соблюдаться при разработке проектов на строительство реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.
Кроме того, деятельность Учреждения осуществляется на основе действующих санитарных и эпидемиологических норм и правил, в том числе:
- «СанПин 2.3.6.1079-01.2.3.6. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001, зарегистрировано в Минюсте РФ 07.12.2001 N 3077; (далее "СанПин 2.3.6.1079-01.2.3.6)
Согласно п. 1.2 которых санитарные правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с организацией питания населения.
- «СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. 2.2.1/2.1.1. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных пунктов. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Санитарные правила и нормы», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 N 34.
- «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88) (далее СанПиН 42-128-4690-88) и др.
В судебном заседании установлено, что в результате проверки в феврале 2014 года в ИК-23 ОИУ ОУХД-4 УФСИН России по Архангельской области были выявлены нарушения требований санитарного и эпидемиологического законодательства, которые не устранены до настоящего времени, а именно:
1) В нарушение п. 2.3.5 "СанПиН 42-128-4690-88 обработка дворовых уборных у общежитий ИК-23 производится сухой хлорной известью.
В силу п. 2.3.5. указанных правил помещения дворовых уборных должны содержаться в чистоте. Уборку их следует производить ежедневно. Не реже одного раза в неделю помещение необходимо промывать горячей водой с дезинфицирующими средствами. Запрещается применять сухую хлорную известь (исключение составляют пищевые объекты и медицинские лечебно-профилактические учреждения).
2) В нарушение требований п.20.33 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ (СП Минюста), утв. Приказом Минюста России №130-ДСП от 2.06.2003, освещенность не соответствует требованиям нормативов: в спальных помещениях общежитий № 1 и №2 находится в пределах от 45 до 80 лк., а в камерах штрафного изолятора находится в пределах от 13 до 20 лк.
В силу п. 2о.33 указанной Инструкции освещенность жилых комнат (помещений), камер, палат должна составлять 100 лк для люминесцентных ламп и 50 лк - для ламп накаливания.
3) в нарушение п.6.3 требований СанПин 2.3.6.1079-01.2.3.6. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001 в столовой ИК-23 не соблюдается поточность процесса при работе с сырой и готовой продукцией, не исключена возможность контакта сырых и готовых к употреблению продуктов, поскольку сырая продукция доставляется через варочный цех.
В силу п. 6.3. СанПин 2.3.6.1079-01.2.3.6. при работе технологического оборудования исключается возможность контакта сырых и готовых к употреблению продуктов. Для измельчения сырых и прошедших тепловую обработку пищевых продуктов, а также для сырых полуфабрикатов и кулинарных полуфабрикатов высокой степени готовности должно быть предусмотрено и использоваться раздельное технологическое оборудование, а в универсальных машинах - сменные механизмы.
4) в нарушение положений п. 3.1 СП 2.3.6.1079-01. 2.3.6. в столовой ИК-23 в мясо-рыбный и овощной цеха не подведены горячее и холодное водоснабжение и канализация.
В силу п. 3.1 указанных требований организации, независимо от форм собственности, мощности, места расположения, оборудуются системами внутреннего водопровода и канализации.
Водоснабжение организаций осуществляется путем присоединения к централизованной системе водопровода, при его отсутствии оборудуется внутренний водопровод с водозабором из артезианской скважины, колодцев, каптажей.
Источники водоснабжения вновь строящихся, реконструируемых и действующих предприятий, резервные автономные устройства горячего водоснабжения с разводкой по системе должны отвечать требованиям соответствующих санитарных правил.
Место расположения, оборудование, содержание водозаборных сооружений (шахтные, трубчатые колодцы, каптажи родников) и прилегающая к ним территория должны соответствовать санитарным правилам.
П.п. 2. п.3.3 указанных требований предусмотрено, что подводку горячей воды следует проектировать к моечным ваннам и производственным раковинам, а также к поливочным кранам для мытья жироуловителей, грязеотстойников и мезгосборников. Все производственные цеха оборудуются раковинами с подводкой горячей и холодной воды. Горячая и холодная вода подводится ко всем моечным ваннам и раковинам с установкой смесителей, а также, при необходимости, к технологическому оборудованию.
5) В нарушении п.13.4 требований работники столовой ИК - 23 на момент проведения проверки не были обеспечены санитарной одеждой в полном объеме, смена одежды осуществляется 1 раз в неделю, например кухонный рабочий Обухов работал в грязной санитарной одежде, поскольку запасного костюма у него не было.
Согласно п. 13.4указанных выше требований СП 2.3.6.1079-012.3.6 работники организации обязаны соблюдать правила личной гигиены, в том числе, работать в чистой санитарной одежде, менять ее по мере загрязнения.
6) Согласно п. 4.15 СП 2.3.6.1079-01. 2.3.6. светильники общего освещения размещаются равномерно по помещению. Светильники не размещаются над плитами, технологическим оборудованием, разделочными столами. При необходимости рабочие места оборудуются дополнительными источниками освещения. Осветительные приборы должны иметь защитную арматуру.
В силу п. 4.16 указанных требований показатели освещенности для производственных помещений должны соответствовать установленным нормам.
Указанные нормы предусмотрены "СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. 2.2.1/2.1.1. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных пунктов. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Санитарные правила и нормы", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 N 34.
В силу п. 1.3, 1.4 указанные санитарные правила распространяются на проектируемые, реконструируемые и существующие жилые и общественные здания. Соблюдение требований настоящих санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией зданий.
Согласно Нормируемым показателям естественного, искусственного и совмещенного освещения основных помещений общественного здания, а также сопутствующих им производственных помещений, перечисленным в Таблице № 2 «Предприятия общественного питания» указанных выше требований норматив освещения обеденных залов столовых, раздаточных, моечных посуды, горячих, холодных, доготовочных, заготовочных цехов, составляет 200 лк.
В нарушение указанных требований искусственная освещенность в производственных цехах столовой для спецконтингента не соответствует требованиям нормативных документов и составляет в варочном цехе - 12 лк, в мясо-рыбном цехе - от 10 до 23 лк, в моечном - 115 лк, при норме в 200 лк.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом от ДД.ММ.ГГГГг., справкой по результатам проверки деятельности ИК-28 от 16 - ДД.ММ.ГГГГг., актом по результатам мероприятий по надзору от ДД.ММ.ГГГГг., справкой по результатам проверки ИК-23 соблюдения санитарных норм и правил от ДД.ММ.ГГГГ, представлением заместителя прокурора Онежской прокуратуры по результатам проверки исполнения администрацией ИК 23 ФКУ ОИУ ОУХД-4 УФСИН России по Архангельской области требований законодательства от ДД.ММ.ГГГГ.
В суде установлено, что доказательств подтверждающих, что на момент рассмотрения дела, данные нарушения устранены в судебное заседание стороной ответчика не предоставлено.
Таким образом, в судебном заседании на основании исследованных доказательств установлено, что ответчиком допускаются нарушения требований санитарного и эпидемиологического законодательства РФ в связи с чем нарушается право неопределенного круга лиц - осужденных на безопасную окружающую среду, на охрану здоровья.
На основании изложенного, суд находит исковые требования о понуждении ФКУ ОИУ ОУХД-4 УФСИН России по Архангельской области обеспечить выполнение требований санитарного и эпидемиологического законодательства при содержании осужденных отбывающих наказание в ИК-23 ФКУ ОИУ ОУХД-4 УФСИН России по Архангельской области: в общежитиях №1 и №2 производить обработку дворовых уборных, исключив применение сухой хлорной извести; привести уровень освещения спальных помещений общежития, камер штрафного изолятора, производственных помещениях (цехах) столовой в соответствие с нормативом; привести помещение столовой в соответствии с требованиями СП 2.3.6.1079-01. 2.3.6. а именно,с пунктами 3.1. 3.3 оборудовав мясо-рыбный и овощной цеха холодным и горячим водоснабжением, а также канализацией; с пунктом п.6.3 - оборудовать помещение столовой исключая возможность контакта сырых и готовых к употреблению продуктов; с пунктом 13.4 - обеспечить работников столовой чистой санитарной одеждой - основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда. Стороны согласовали срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении требований прокурора заменить в столовой ИК-23 ванны для промывки овощей и мяса суд полагает необходимым отказать, поскольку доказательств в обоснование данного требования стороной истца в судебное заседание не предоставлено. Ссылки прокурора о том, что данное требование заявлено в связи с тем, что в столовой ИК-23 нарушаются требования положений п. 3.1, 3.3. СП 2.3.6.1079-01.2.3.6. несостоятельны, поскольку в чем выразилось нарушение данных требований прокурор в судебном заседании не пояснил, доказательств того, что уже имеющиеся в столовой ванны для промывки мяса и овощей каким-либо образом нарушают права осужденных не представлено.
Довод ответчиков и третьего лица о том, что на строительство новых зданий необходимы значительные бюджетные ассигнования, что в современных условиях не представляется возможным, доведенные лимиты бюджетных обязательств РФ не позволяют казенным учреждениям самостоятельно принимать решения о строительстве новых объектов недвижимости, а также что в соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2010 года, утв. Постановлением Правительства от 14.10.2010 №1772р, в срок до 2020 года все исправительные учреждения РФ будут перепрофилированы, не служит обстоятельством, которое бы препятствовало переоборудованию в настоящее время помещений с целью создания надлежащих условий для осужденных. Отсутствие финансирования не освобождает администрацию Учреждения от соблюдения требований санитарно - эпидемиологического законодательства.
В решении Европейского Суда по правам человека, в частности в Постановлении от 25.11.2010 года «Дело Роман Карасев против Российской Федерации» указано, что в обязанности государства входит организация своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы она обеспечивала уважение, достоинство заключенных независимо от финансовых и материально технических трудностей. Европейский Суд ранее указывал, что власти государства не могут ссылаться на финансовые трудности в оправдание невозможности исполнить свои обязательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях О.В. Романовой в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Обязать Федеральное казенное учреждение объединения исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить выполнение требований санитарного и эпидемиологического законодательства при содержании осужденных отбывающих наказание в ИК-23 ФКУ ОИУ ОУХД-4 УФСИН России по Архангельской области:
- в общежитиях №1 и №2 производить обработку дворовых уборных исключив применение сухой хлорной извести; привести уровень освещения спальных помещений общежития в соответствие с нормативом составляющим: 100 лк - для люминесцентных ламп и 50 лм- для ламп накаливания;
- в здании штрафного изолятора привести уровень освещения камер штрафного изолятора в соответствие с нормативом составляющим: 100 лк - для люминесцентных ламп и 50 лм- для ламп накаливания;
- в столовой привести уровень освещения в производственных помещениях (цехах) в соответствие с нормативом составляющим 200 лк.;
- привести помещение столовой в соответствии с требованиями «СП 2.3.6.1079-01. 2.3.6. Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 N 31 (ред. от 31.03.2011). а именно,
с пунктами 3.1. 3.3 оборудовав мясо-рыбный и овощной цеха холодным и горячим водоснабжением, а также канализацией;
с пунктом п.6.3 - оборудовать помещение столовой, исключая возможность контакта сырых и готовых к употреблению продуктов;.
с пунктом 13.4 - обеспечить работников столовой чистой санитарной одеждой.
В удовлетворении исковых требований к Федеральному казенному учреждению объединения исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области о замене в столовой ИК-23 ванн для промывки овощей и мяса - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Коношский районный суд Архангельской области.
Председательствующий И.А.Никановская