Дело №2-228/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    с.Колосовка 22.10.2014г.
 

    Судья Колосовского районного суда Омской области Коробов И.Н.
 

    При секретаре Тетеревой В.С.
 

    Рассмотрел в открытом судебном заседании заявление прокурора Колосовского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим со дня принятия нормы ч.1, ч.2, ч.6 ст.5, ст.7, ч.1,2 ст.27 Положения «Об управлении муниципальной собственностью Талбакульского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области», утвержденного Решением Совета Талбакульского сельского поселения Колосовского муниципального района от 30.12.2005г. №39
 

У С Т А Н О В И Л :
 

    Прокурор Колосовского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с заявлением о признании недействующим со дня принятия нормы ч.1, ч.2, ч.6 ст.5, ст.7, ч.1,2 ст.27 Положения «Об управлении муниципальной собственностью Талбакульского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области»(далее Положение), утвержденного Решением Совета Талбакульского сельского поселения Колосовского муниципального района от 30.12.2005г. №39.
 

    В судебном заседании помощник прокурора Колосовского района Омской области Данилова Н.Ю. требования прокурора Колосовского района Омской области поддержала в полном объеме. В обоснование своих требований она заявила, что: п. 2 ч. 1 ст. 5 Положения противоречит п. 2 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; п. 3 ч. 1 ст. 5 Положения противоречит п. 4 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ч.2 ст.5 Положения противоречит п.3 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ст. 7 Положения противоречит ч. 1 ст. 126 Гражданского кодекса РФ; в ч. 1, 2 ст. 27 Положения противоречит ст. 298 Гражданского кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ).
 

    Председатель Совета Талбакульского СП Колосовского МР Омской области Мезенцев С.М. в судебное заседание не явился просил дело рассмотреть в его отсутствие, полагает, что заявленные требование прокурора Колосовского района Омской области подлежат удовлетворению.
 

    Выслушав помощника прокурора Колосовского района Данилову Н.Ю., изучив материалы дела, суд находит требования прокурора Колосовского района Омской области подлежащими удовлетворению.
 

    Решением Совета Талбакульского сельского поселения Колосовского муниципального района от 30.12.2005г. № 39 утверждено положение «Об управлении муниципальной собственностью Талбакульского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области», опубликованное в очередном выпуске средств массовой информации «Колосовский муниципальный вестник» от 13.09.2006 № 15(8) – 5, являющимся исходя из положений ст. 37 Устава Талбакульского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области, источником официального опубликования нормативно-правовых актов Талбакульского сельского поселения.
 

    В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) в собственности муниципальных образований может находиться, в том числе имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.
 

    Пункт 2 ч. 1 ст. 5 Положения предусматривает лишь то, что в муниципальной собственности может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами Омской области. Данная норма не предусматривает возможность нахождения в собственности поселения имущества, предназначенного для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке ч. 4 ст. 15 Федерального закона.
 

    Также в п. 3 ч. 1 ст. 5 Положения не предусмотрена возможность нахождения в муниципальной собственности имущества, необходимого для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения, установленная п. 4 ч. 1 ст. 50 Федерального закона.
 

    Федеральным законом от 25.06.2012 N 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»( вступившим в законную силу с 27.06.2012г.), в п. 3 ч. 2 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» слова "улучшении жилищных условий" заменены словами "жилых помещениях". Однако в п.3 ч.2 ст.5 Положения такие изменения не коснулись.
 

    В соответствии с п.п. 2.1, п. 6 ч. 2 ст. 50 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 №442-ФЗ(вступившего в законную силу с 31.12.2010г.)) в собственности поселений может находиться, в том числе, имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности и имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка в границах поселения.
 

    Вместе с тем, в ч. 2 ст. 5 Положения указанные изменения не учтены.
 

    Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»(вступившим в законную силу с 01.01.2012г.)введена ч. 2.1 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой в собственности поселений может находиться иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения поселений, при этом данные изменения в Положении, не учтены.
 

    Федеральным законом от 25.06.2012г. №91-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»(Вступившим в законную силу с 27.06.2012г.) внесены изменения в ч.5 ст.50 Федерального закона, согласно которым, ч.5 изложена в следующей редакции: «В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям частей 1 - 4 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом».
 

    В то же время, в несоответствие указанной норме, ч.6 ст.5 Положения устанавливает, что в случае возникновения у муниципального образования права муниципальной собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений либо не относящееся к видам имущества, перечисленным в пункте 2 настоящей статьи, указанное имущество перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 126 Гражданского кодекса РФ, муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащем ей на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ей юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности.
 

    В несоответствие вышеуказанной нормы, ст. 7 Положения предусматривает, что администрация Талбакульского сельского поселения отвечает по своим обязательствам, в том числе по обязательствам вследствие причинения вреда, казенным имуществом Талбакульского сельского поселения, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, нормативными правовыми актами. Данной нормой положения не предусмотрено, что администрация Талбакульского сельского поселения не может отвечать по своим обязательствам принадлежащем ей на праве собственности имуществом, которое может находиться только в муниципальной собственности.
 

    В соответствии со ст. 298 Гражданского кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ) автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
 

    Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.
 

    Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
 

    Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
 

    Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
 

    Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
 

    Нормой же ч. 1, 2 ст. 27 Положения установлено, что муниципальные учреждения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
 

    Если в соответствии с учредительными документами муниципальному учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение муниципального учреждения в порядке, предусмотренном бюджетном законодательством Российской Федерации.
 

    Если в соответствии с учредительными документами муниципальному учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то приобретенное за счет этих доходов имущество поступает в самостоятельное распоряжение муниципального учреждения и учитывается на отдельном балансе.
 

    В указанных нормах Положения не учтены изменения, внесенные Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»( вступившим в законную силу с 01.01.2011г.) в ст. 298 Гражданского кодекса РФ, тем самым образовав несоответствие указанной норме Гражданского кодекса РФ.
 

    Таким образом, оспариваемые положения противоречат федеральному законодательству РФ.
 

    В соответствии со ст.253 ч.2 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
 

    Согласно ч.1,2 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Исключение составляют нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такой акт (его часть) признается судом недействующим с момента вступления решения в законную силу.
 

    Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны недействующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,197, 253 ч.1 ГПК РФ
 

Р Е Ш И Л :
 

    Признать недействующими нормы Положения «Об управлении муниципальной собственностью Талбакульского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области», утвержденного Решением Совета Талбакульского сельского поселения Колосовского муниципального района от 30.12.2005г. №39:
 

    - части 1 и 2 статьи 5, статьи 7 - со дня их принятия;
 

    -части 6 статьи 5 – с 27.06.2012г.;
 

    -части 1 и 2 статьи 27 – с 01.01.2011г.
 

    Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течении месяца со дня принятия его в окончательной форме.
 

    Судья:
 

    Решение принято в окончательной форме 24.10.2014г.
 

    Судья: