Дело № 2-224/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    г. Кологрив                                                                                              29 сентября 2014 года
 

    Кологривский районный суд Костромской области в составе председательствующего Рыбкиной Т.Л., при секретаре Громовой М.Н.
 

    Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Водова А.П. к ГУ - Отдел Пенсионного Фонда Российской Федерации по Кологривскому району Костромской области с требованием обязать включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность, периоды нахождения на курсах повышения квалификации в размере <данные изъяты> дней: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ,
 

установил:
 

    Водов А.П. обратился в суд с иском к ответчику, указав, что решением Государственного учреждения - Отдела Пенсионного Фонда Российской Федерации по Кологривскому району от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, по причине отсутствия требуемого стажа, из подсчета которого исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации в период его работы в должности мастера производственного обучения в Кологривской средней школе. Считает данный отказ незаконным, просит возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж спорные периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> дней; с ДД.ММ.ГГГГпо ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> дней, назначить пенсию со дня обращения за её назначением, с ДД.ММ.ГГГГ.
 

    В судебном заседании истец Вводов А.П. иск поддержал.
 

    Представитель МОУ Кологривская средняя общеобразовательная школа- директор школы Куликова С.Н. требование истца поддержала, пояснила, что курсы повышения квалификации обязательное условие осуществления педагогической деятельности, за время нахождения на курсах за работником сохраняется заработная плата и перечисляются страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ.
 

    Представитель ответчика ГУ - Отдел Пенсионного Фонда РФ Струнина Т.А. с иском не согласилась, пояснила, что в силу п. 5 Правил № 516 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды, когда работа по специальности не осуществлялась: периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Период обучения на курсах повышения квалификации, учебные отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, простои, забастовки, семинары, донорские дни в этом пункте не указаны. Из чего следует, что курсы повышения квалификации, также как и учебные отпуска, не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. На момент обращения льготный стаж истца составлял <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, вместо 25 лет.
 

    Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
 

    Из материалов дела следует, что решением ГУ - Отдел Пенсионного Фонда Российской Федерации по Кологривскому району Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ Водову А.П. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность, в связи с отсутствием требуемого стажа, из подсчета которого исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как не предусмотренные нормами действующего законодательства.
 

    Свое решение комиссия мотивировала тем, что в силу п. 5 Правил № 516 в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, включаются периоды, когда работа по специальности не осуществлялась. К ним относятся периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков. Период обучения, курсы повышения квалификации, отпуска без сохранения заработной платы, простои, забастовки, семинары, донорские дни, в данном пункте не указаны. Из чего следует, что курсы повышения квалификации не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
 

    С решением комиссии нельзя согласиться, так как оно основано на неправильном толковании норм материального права.
 

    Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 11.07.2002 г. № 516 установлен перечень периодов работы, которые не включаются в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, это: периоды отстранения (недопущения к работе), если работник был отстранен по следующим причинам: появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; на основании медицинского заключения в связи с выявленными противопоказаниями для выполнения работы, предусмотренной трудовым договором (кроме случая, перевода в соответствии с медицинским заключением беременной женщины по её заявлению с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных вредных факторов, такая работа приравнивается к работе предшествующей переводу); по требованию органов и должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными актами; в случае, если работник не прошел в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; в случае, если работник не прошел в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр; в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
 

    Не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника).
 

    Перечень периодов работы, которые не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленный указанными Правилами, расширительному толкованию не подлежит.
 

    Установление дополнительного перечня периодов, которые не подлежат включению в льготный стаж, возможно в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными актами.
 

    Принимая решение о том, что период обучения истца на курсах повышения квалификации не подлежит включению в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, комиссия ГУ - Отдел Пенсионного Фонда Российской Федерации по Кологривскому району не указала каким федеральным законом либо иным нормативным актом это установлено.
 

    Таким образом, комиссия, самостоятельно включив в периоды работы, которые не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период нахождения истца на курсах повышения квалификации, вышла за пределы своей компетенции, так как другие периоды работы, не подлежащие включению в стаж работы для досрочного назначения пенсии по старости, не указанные в перечне, установленном Правилами № 516, устанавливаются федеральным законом либо иным нормативным актом.
 

    Доводы истца о включении периодов обучения на курсах повышения квалификации в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, являются обоснованными.
 

    Трудовым законодательством (ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 112 КЗоТ РСФСР) предусмотрено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата, в связи с чем, работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
 

    Статьей 173 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работникам, направленным на обучение работодателем, или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
 

    По смыслу Рекомендаций Международной организации труда № 148 от 24 июня 1974 года «Об оплачиваемых учебных отпусках», период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других прав, вытекающих из трудовых отношений.
 

    При учете указанной правовой позиции действующего законодательства, не включение в специальный стаж работников периодов обучения на курсах повышения квалификации влечет необоснованное ограничение их пенсионных прав.
 

    Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, истец работает в должности мастера производственного обучения Кологривской средней школы, МОУ Кологривская средняя общеобразовательная школа.
 

    Должностной инструкцией истца, предусмотрено, что он имеет право на повышение квалификации, а Администрация в этих целях создает условия, необходимые для успешного обучения в учреждениях высшего профессионального образования, а также учреждения системы переподготовки и повышения квалификации (т. 1 л.д. 50).
 

    Из чего следует, что повышение квалификации входит в обязанности истца по должности.
 

    По приказу директора школы № от ДД.ММ.ГГГГ Водов А.П. <данные изъяты> календарных дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на курсах повышения квалификации педагогических работников в КОИРО в г. Костроме (т. 1 л.д. 17). Получено свидетельство о повышении квалификации (т. 1 л.д. 19).
 

    По приказу директора школы № от ДД.ММ.ГГГГ Водов А.П. <данные изъяты> календарных дней находился на курсах повышения квалификации педагогических работников в КОИРО в г. Костроме (т. 1 л.д.18). Получено удостоверение о повышении квалификации (т. 1 л.д.21).
 

    Согласно сведений, представленных работодателем (т. 1 л.д.31-35), во время нахождения истца на курсах повышения квалификации ему начислялась заработная плата, с которой перечислялись страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ.
 

    При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что следует признать периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с отрывом от работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего <данные изъяты> календарных дней, подлежащими включению в стаж работы, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, так как в эти периоды он исполнял обязанность по должности, которая дает право на досрочное назначение трудовой пенсии.
 

    ГУ - Отдел Пенсионного Фонда Российской Федерации по Кологривскому району обязан включить эти периоды в специальный трудовой стаж истца.
 

    В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
 

    На момент обращения истца ДД.ММ.ГГГГ в ГУ - Отдел Пенсионного Фонда Российской Федерации по Кологривскому району с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, стаж его работы, с учетом времени нахождения на курсах повышения квалификации составлял <данные изъяты> лет. Истец имел право на досрочное назначение пенсии с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Следует обязать ответчика назначить истцу пенсию с момента его обращения за назначением пенсии, с ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Руководствуясь изложенным, ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
 

                                                                          РЕШИЛ:
 

    Иск Водова А.П. удовлетворить.
 

    Признать периоды нахождения Водова А.П. на курсах повышения квалификации, периодами работы, дающими право на назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
 

    Обязать ГУ - Отдел Пенсионного Фонда Российской Федерации по Кологривскому району Костромской области включить указанные периоды нахождения истица на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего <данные изъяты> календарных дней, в стаж работы, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и назначить пенсию с момента его обращения за ней, с ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Настоящее решение в течение месяца со дня вынесения в окончательном виде может быть обжаловано в Костромской областной суд.
 

    Председательствующий                                                                                        ФИО.
 

Решение не обжаловано, вступило в законную силу 30 октября 2014 года.