Дело № 2-811/2014          
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

именем Российской Федерации
 

    пгт Климово                                                                              15 октября 2014 года
 

    Климовский районный суд Брянской области
 

    в составе председательствующего судьи Евсеенко В.Н.,
 

    при секретаре Ляшковой М.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Талдыкин А.В. к ГУ - «Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе пгт. Климово и Климовском муниципальном районе, Брянской области» (далее ГУ УПФ РФ в Климовском районе), о признании права на досрочную пенсию по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на семь лет,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Талдыкин А.В. обратился в суд с исковым заявлением о признании права на назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на семь лет с суммированием первоначальной величины снижения пенсионного возраста на 3 года и дополнительной величины снижения пенсионного возраста на 5 лет. А также обязать Управление Пенсионного фонда в Климовском районе назначить и выплачивать ему пенсию по старости по достижению 53 летнего возраста.
 

    В обоснование своих требований Талдыкин А.В. в судебном заседании пояснил, что с 26.04.1986 года по 1.04.1987 года проживал в ......................, отнесенном к территории зоны РЗ № 2 отселения. С 22.09.1992 года по настоящее время постоянно проживает в ......................, которое относится к зоне РЗ № 3 с правом на отселение. По достижению 53 летнего возраста обратился в ГУ УПФ РФ в Климовском районе за назначением государственной пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста. Однако ответчик своим решением от 19.09.2014 года № 240 отказал ему в назначении пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 7 лет в связи с тем, что суммирование величин снижения пенсионного возраста за проживание в зонах с разной плотностью загрязнения действующим законодательством не предусмотрено. Одновременно ему было разъяснено, что по нормам установленным статьями 32 и 33 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», право на назначение пенсии у него возникнет при достижении возраста 55 лет.
 

    С решением ответчика не согласен. Считает, что проживая на территории зоны отселения в период с 26.04.1986 года по 1.04.1987 года, приобрел право на снижение пенсионного возраста на первоначальную величину 3 года, как граждане выехавшие добровольно с территории зоны отселения в 1986 году. В последующем, 21 год 11 месяцев и 24 дня он проживал на территории зоны РЗ с правом на отселение и приобрела право на снижение пенсионного возраста на 1 год за каждые три года проживания, то есть на 5 лет. Учитывая, что постоянно проживающим на территории зоны отселения до их переселения в другие районы, Законом о ЧАЭС предусмотрено снижение пенсионного возраста не более чем на 7 лет в общей сложности, считает, что имеет право на общее снижение пенсионного возраста на 7 лет.
 

    В судебном заседании Талдыкин А.В. в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования и просит суд
 

    Признать за ним право на назначение государственной пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на семь лет и также обязать Управление Пенсионного фонда в Климовском районе назначить и выплачивать ему пенсию по старости с 15.09.2014 года.
 

    Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в городском округе пгт. Климово и Климовском муниципальном районе, Брянской области Мазур С.Н. (по доверенности) исковые требования не признал. Считает, что Талдыкин А.В. не имеет права на назначение государственной пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 7 лет, так как суммирование величин снижения пенсионного возраста за проживание в зоне с разной плотностью радиационного загрязнения действующим законодательством не предусмотрено.
 

    Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
 

    Статьёй 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случаях болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.
 

    Конституционное право в социальное обеспечение включает и право на получение пенсий в определенных законом случаях и размерах.
 

    В соответствии со ст. 7 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.
 

    Согласно ст. 3 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС» - гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
 

    Как установлено в судебном заседании, Талдыкин А.В., ____/____/_____ года рождения, с 26.04.1986 года по 1.04.1987 года проживал в ......................, отнесенном к территории зоны РЗ № 2 отселения. С 22.09.1992 года по настоящее время постоянно проживает в ......................, которое отнесено к зоне РЗ № 3 с правом на отселение.
 

    В соответствии с выпиской из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ в гор. округе пгт. Климово и Климовском муниципальном районе Брянской области № 240 от 19 сентября 2014 года, Талдыкину А.В. было отказано в назначении государственной пенсии по старости с даты обращения с 15.09.2014 года, со снижением пенсионного возраста на 7 лет, по тем основаниям, что суммирование величин снижения пенсионного возраста за проживание в зоне с разной плотностью радиационного загрязнения действующим законодательством не предусмотрено.
 

    Суд не может согласиться с решением ответчика по следующим основаниям.
 

    Согласно ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пенсия по старости гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
 

    В соответствии со ст. 32 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, а именно переселенным из зоны отселения, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
 

    В соответствии со ст. 33 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона, то есть постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
 

    При этом согласно примечанию к статьям 32 - 35 этого Закона установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на данной территории до момента переселения (выезда) с нее или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
 

    При решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, переселившимся из зоны отселения в зону с меньшей плотностью радиационного загрязнения - зону проживания с правом на отселение, факт проживания (работы) в зоне отселения не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 3 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
 

    Так же при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию должен учитываться срок проживания на территории зоны с правом на отселение, после переселения в данную зону граждан из зоны отселения после 30 июня 1986 года, из расчета 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение.
 

    Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение.
 

    Поскольку Талдыкин А.В. в период с 26.04.1986 года по 1.04.1987 года проживал в ......................, территория которого отнесена к зоне отселения, и имеет статус лица, добровольно выехавшего из данной зоны, он приобрел право на уменьшение возраста выхода на пенсию на 3 года но не более чем на семь лет.
 

    Период проживания истца на территории зоны РЗ № 3 с правом на отселение в ...................... с 22.09.1992 года по 15.09.2014 года составил 21 год 11 месяцев 24 дня, то есть Талдыкин А.В. приобрел право на снижение пенсионного возраста на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение и приобрел право на снижение пенсионного возраста на 5 лет по данной зоне РЗ.
 

    Таким образом, суд считает, что Талдыкин А.В. за время проживания в зоне отселения и в зоне проживания с правом на отселение приобрел право на уменьшение общеустановленного пенсионного возраста на максимально установленную величину для граждан, выехавших из зоны отселения - на семь лет.
 

    15.09.2014 года Талдыкин А.В. обратился к ответчику с заявлением о назначении ему государственной пенсии по старости, что подтверждается представленной в судебное заседание копией его заявления. Таким образом с 15 сентября 2014 года ему должна быть предоставлена оспариваемая пенсия с учетом снижения пенсионного возраста на 7 лет.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 196-199 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    Исковое заявление Талдыкин А.В. - удовлетворить.
 

    Признать за Талдыкин А.В. право на назначение государственной пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на семь лет.
 

    Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда России в городском округе пгт. Климово и Климовском муниципальном районе Брянской области назначить и выплачивать Талдыкин А.В. государственную пенсию по старости с 15 сентября 2014 года.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
 

    Судья:                                                           Евсеенко В.Н.