Дело № 2-2348/2014 Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И Киселевский городской суд Кемеровской области

    в составе: председательствующегосудьи -Борисенко О.А.
 

    при секретаре- Мироновой Т.Н.,
 

    с участием представителя истца- Ч.,
 

    представителей ответчика- М., П..,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселевске
 

    23 октября 2014 года
 

 

    дело по иску: Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Киселевске к Открытому акционерному обществу Киселевское погрузочно-транспортное управление о понуждении к действиям по соблюдению санитарного законодательства,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Истец обратился в суд с иском к ответчику о понуждении к действиям по соблюдению санитарного законодательства. Свои исковые требования мотивируют тем, что Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Киселевске при проведении мероприятий по контролю (надзору) в отношении Открытого акционерного общества Киселевское погрузочно-транспортное управление, расположенного по <адрес>, города Киселевска, Кемеровской области, выявлены факты несоблюдения законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения.
 

    При проведении проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ОАО Киселевское ПТУ не выполняет предписание должностного лица осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор и продолжает нарушать законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения:
 

    ОАО Киселевское ПТУ не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны предприятия государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
 

    При осуществлении деятельности <данные изъяты> ОАО Киселевское ПТУ является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека: <данные изъяты>
 

    В рамках проведенной проверки было установлено, что ОАО Киселевское ПТУ имеет проект расчетной санитарно-защитной зоны для Открытого акционерного общества Киселевское погрузочно-транспортное управление локомотивное депо, локомотивное депо (заправка тепловозов), гараж путевых машин, железнодорожные перегоны выполненный проектной организацией ООО «<данные изъяты>» и утвержденный первым заместителем генерального директора - техническим директором ОАО Киселевское ПТУ. ОАО Киселевское ПТУ имеет санитарно-эпидемиологическое заключение от ДД.ММ.ГГГГ № о не соответствии проекта расчетной санитарно-защитной зоны для Открытого акционерного общества Киселевское погрузочно-транспортное управление локомотивное депо, локомотивное депо (заправка тепловозов), гараж путевых машин, железнодорожные перегоны (проектировщик: ООО «<данные изъяты>», <адрес>) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, выданное Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области на основании экспертного санитарно-эпидемиологического заключения от ДД.ММ.ГГГГ № ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» о несоответствии проекта СЗЗ санитарным нормам и правилам. В настоящее время разработанный проект расчетной санитарно-защитной зоны ОАО Киселевское ПТУ требует доработки и корректировки.
 

    Также ОАО Киселевское ПТУ имеет два экспертных санитарно-эпидемиологических заключения о несоответствии проекта расчетной санитарно-защитной зоны требованиям санитарных норм и правил от ДД.ММ.ГГГГ №, выданное ООО «<данные изъяты>» и от ДД.ММ.ГГГГ №, выданное ООО «<данные изъяты>»; имеет санитарно-эпидемиологическое заключение ДД.ММ.ГГГГ № о не соответствии проекта расчетной санитарно-защитной зоны для Открытого акционерного общества Киселевское погрузочно-транспортное управление локомотивное депо, локомотивное депо (заправка тепловозов), гараж путевых машин, железнодорожные перегоны (проектировщик: ООО «<данные изъяты>», <адрес>) государственным санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам, выданное Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области на основании экспертного санитарно- эпидемиологического заключения от ДД.ММ.ГГГГ № ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» о несоответствии проекта СЗЗ санитарным нормам и правилам.
 

    В соответствии с частью 2, частью 3 ст.52 Федерального закона №7-ФЗ от 10 февраля 2002 года «Об охране окружающей среды» установлено, что в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования. Порядок установления и создания защитных и охранных зон регулируется законодательством.
 

    Согласно ст. 16 Федерального закона №96-ФЗ от 4 мая 1999 года «Об охране атмосферного воздуха» при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
 

    Федеральным законом от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» определены правовые, экономические и социальные основы обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья.
 

    Положения Закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правых форм и форм собственности.
 

    В соответствии со ст.11 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно- эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия.
 

    Положения ст.39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливают, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. На основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года №52-ФЗ, Федерального закона №96-ФЗ от 4 мая 1999 года «Об охране атмосферного воздуха» разработаны санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.2.1/2.1.1. 1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года года №74, зарегистрированы Минюстом России 25 января 2008 года, регистрационный номер 10995) и являются нормативным правовым документом, устанавливающим класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.).
 

    В соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.2.1/2.1.1. 1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»:
 

    п. 2.1 «В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года №52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
 

    Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I и III классов опасности, разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
 

    Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений»;
 

    п. 2.2. «Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров».
 

    П. 2.6. Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов, устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов. Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.
 

    П. 4.1. Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно- защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
 

    В соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.1.6.1032-01 «Гигиенические к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 17 мая 2001 года, зарегистрированы Минюстом России 18 мая 2001 года, регистрационный номер 2711) п. 4.1.1.юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами; выполнять в установленные сроки предписания органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы по устранению нарушений санитарных правил.
 

    Согласно ст.1 Федерального закона от 10 января 2012 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» «под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами... и иными нормативами в области охраны окружающей среды». В данном случае для ОАО «Киселевское ПТУ», это обязательное наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам проекта расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация). Таким образом, ОАО Киселевское ПТУ до настоящего времени не разработана расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация), предписания органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы по устранению данного нарушения санитарных правил ОАО Киселевское ПТУ не выполняются.
 

    Согласно ст.2 Федерального закона РФ №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» «санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности».
 

    Невыполнение ответчиком в полном объеме требований санитарного законодательства ведет к нарушению конституционного права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
 

    Просит обязать Открытое акционерное общество Киселевское погрузочно-транспортное управление в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по разработке расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны и получению санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии проекта расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
 

    В судебном заседании представитель истца Ч., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ уточнила исковые требования, просила обязать Открытое акционерное общество Киселевское погрузочно-транспортное управление в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по разработке расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны с получением санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам на промышленные площадки: локомотивное депо (<адрес>), локомотивное депо (заправка тепловозов) (<адрес>), гараж путевых машин (<адрес>); на железнодорожные перегоны.
 

    Представители ответчика П., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ и М., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании исковые требования признали полностью. Последствия признания иска, предусмотренные ч.3 ст.173 ГПК РФ, судом разъяснены и понятны.
 

    В соответствии со статьей 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
 

    Суд принимает признание иска ответчиком, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
 

На основании изложенного и руководствуясь статьями 173, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :
 

    Исковые требования Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Киселевске удовлетворить.
 

    Обязать Открытое акционерное общество Киселевское погрузочно-транспортное управление в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по разработке расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам на промышленные площадки: локомотивное депо (<адрес>), локомотивное депо (заправка тепловозов) (<адрес>), гараж путевых машин (<адрес>); на железнодорожные перегоны.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца.
 

Судья:О.А. Борисенко
 

    Решение в законную силу не вступило.
 

    В случае обжалования судебного решения сведения об обжаловании и о результатах обжалования будут размещены в сети «Интернет» в установленном порядке.