Дело № 12-296/14
 

    Поступило в суд 10.10.2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

    29 октября 2014г.                                                                            г. Новосибирск
 

    Кировский районный суд г.Новосибирска в составе:
 

    Председательствующего судьи                                  Семенихиной О.Г.,
 

    При секретаре                                                               Симонян А.А.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ГБПОУ НСО «Новосибирский профессионально-педагогический колледж» Лузан С. С. на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Новосибирской области Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст.8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
 

У С Т А Н О В И Л :
 

            Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания, вынесенным государственным инспектором в области охраны окружающей среды Новосибирской области Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области, директор ГБПОУ НСО «Новосибирский профессионально-педагогический колледж» Лузан С.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере         <данные изъяты> рублей.
 

            Из протокола об административном правонарушении № следует, что выявлено сокрытие информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, а именно ГБПОУ НСО «Новосибирский профессионально-педагогический колледж», являясь плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, не представило расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3<данные изъяты> года в установленный срок (не позднее <данные изъяты>, следующего за истекшим отчетным кварталом).
 

            С вынесенным постановлением не согласна директор ГБПОУ НСО «Новосибирский профессионально-педагогический колледж» Лузан С.С., просит отменить постановление № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, производство по делу прекратить по ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
 

        В судебное заседание лицо, привлекаемое к административной ответственности- Лузан С.С. не явилась, о причине неявки не сообщила; защитник лица, привлекаемого к административной ответственности- Витман Н.А. поддержала доводы жалобы по указанным в ней основаниям. Полагает, что в действиях Лузан С.С. отсутствует состав правонарушения в связи с тем, что ГБПОУ НСО «Новосибирский профессионально-педагогический колледж» не осуществляет деятельность, связанную с размещением отходов производства и потребления, следовательно, не является лицом, обязанным предоставлять расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду.
 

    Представитель Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области Крестьянов А.В. не согласился с жалобой. Указывал на то, что ГБПОУ НСО «Новосибирский профессионально-педагогический колледж» является юридическим лицом, осуществляющим деятельность, связанную с размещением отходов производства и потребления, следовательно, лицом, обязанным предоставлять расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Такой расчет платы не был представлен за <данные изъяты>. Информация, содержащаяся в данных расчетах, является экологической, а ее несвоевременное сообщение влечет ответственность по статье 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
 

    Проверяя соблюдение требований законности при составлении протокола об административном правонарушении и полномочия должностного лица, назначившего административное наказание, суд исходит из следующего.
 

    В соответствии с ч.1 ст.28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
 

    На основании ч.1 и п.8 ч.2 ст.23.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
 

    Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов вправе государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы.
 

    Таким образом, должностные лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а государственный инспектор в области охраны окружающей среды Новосибирской области вправе рассматривать дела указанной категории.
 

    Давая оценку составленному в отношении директора ГБПОУ НСО «Новосибирский профессионально-педагогический колледж» Лузан С.С. протоколу об административном правонарушении суд исходит из того, что он составлен уполномоченным должностным лицом, с соблюдением процессуальных требований, установленные ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, протокол содержит все необходимые сведения, предусмотренные ч.2 ст.28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях; копия протокола получена лицом, привлекаемым к административной ответственности.
 

        Рассматривая доводы жалобы по существу, суд исходит из следующего:
 

    В силу ч.1 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением является противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 

    В соответствии со статьей 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
 

    Исходя из изложенного, объективной стороной правонарушения по статье 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях является, в частности, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации.
 

    Под информацией статья 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях понимает сведения о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке.
 

    Субъектом правонарушения по ст.8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях является лицо, на которое возложена обязанность сообщать вышеназванную информацию.
 

    При наличии данных элементов состава административного правонарушения лицо может быть подвергнуто административному наказанию по статье 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
 

    Пунктом 3 статьи 18 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
 

    В силу части 2 ст.19 вышеуказанного закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами и в соответствии со своей компетенцией.
 

    В силу указанного закона такая информация включает в себя сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, в том числе: наименование видов отходов, коды отходов по федеральному классификационному каталогу отходов, принадлежность к группе опасных отходов, количество образованных отходов за отчетный период (год), поступление отходов от других организаций, размещение отходов на собственных объектах, количество переработанных, использованных и обезвреженных отходов.
 

    Источниками информации служат паспорта опасных отходов, сведения статистической отчетности, проекты нормативов образования отходов и лимитов их размещения.
 

    Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду не является информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов либо иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, поскольку содержит расчетные величины, а не фактические объемы негативного воздействия; расчет составляется в целях определения размера обязательной платы.
 

    Положения о взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду закреплены статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
 

    В целях взимания платы к видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
 

    Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.
 

    Исходя из содержания расчета платы за негативное воздействие, такой расчет составляется с целью определения размера платежей за негативное воздействие на окружающую среду, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в ФЗ "Об охране окружающей среды"; сам по себе не является информацией, которая составляет объективную сторону правонарушения по статье 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
 

    В связи с этим, несвоевременное представление расчета такой платы не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
 

    Согласно ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия в действиях лица состава административного правонарушения.
 

    При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление в отношении директора ГБПОУ НСО «Новосибирский профессионально-педагогический колледж» Лузан С.С. подлежат отмене, а дело прекращению.
 

    Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
 

Р Е Ш И Л :
 

               Удовлетворить жалобу директора ГБПОУ НСО «Новосибирский профессионально-педагогический колледж» Лузан С. С..
 

    Отменить постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Новосибирской области Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении директора ГБПОУ НСО «Новосибирский профессионально-педагогический колледж» Лузан С. С. к административной ответственности по ст.8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
 

    Производство по делу в отношении директора ГБПОУ НСО «Новосибирский профессионально-педагогический колледж» Лузан С. С. прекратить в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
 

              Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней.
 

    Судья