П О С Т А Н О В Л Е Н И Е по делу 5-411/2014
 

    г. Кировск Ленинградской области 23 октября 2014 г.
 

    Судья Кировского городского суда Ленинградской области Глибко В.В.,
 

    с участием представителя УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области Ханкишиевой Э.Н.,
 

    представителя ГБУ Ленинградской области «Станция по борьбе с болезнями животных Кировского и Тосненского районов» Столаева С.В.,
 

    рассмотрев в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ, в отношении ГБУ Ленинградской области «Станция по борьбе с болезнями животных Кировского и Тосненского районов» (юридический и фактический адрес: <адрес>
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    ГБУ Ленинградской области «Станция по борьбе с болезнями животных Кировского и Тосненского районов» допустило нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, то есть совершило правонарушение, предусмотренное ст.6.3 КоАП РФ, а именно:
 

    В период с 08 октября 2014 года по 17 октября 2014 года в рамках проведенного административного расследования (на основании поступившего 23.09.2014 за вход. № из Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры через Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области обращения гр. С. по вопросу нарушения санитарного законодательства от деятельности ветеринарной клиники и находящегося на ее территории крематория), в соответствии с определением о возбуждении дела об административном правонарушении № и проведении административного расследования от 08.10.2014 в отношении ГБУ ЛО «Станция по борьбе с болезнями животных Кировского и Тосненского районов» расположенного по адресу: <адрес>, установлено следующее.
 

    13 октября 2014 г. с 11:00 по 12:15, в ходе осмотра представленных ГБУ ЛО «Станция по борьбе с болезнями животных Кировского и Тосненского районов» документов, территории учреждения и помещений (включая помещение крематора и сам крематор) установлено:
 

    1. Согласно заключению по проекту строительства от 11.05.1979 по отводу земельного участка под строительство ветеринарной станции в <адрес> выданному главным санитарным врачом по <адрес> санитарно защитная зона от ветлечебницы составляет 200 метров.
 

    2. Представлена выкопировка из топоплана <адрес> М 1:2000 заверенная зам. начальника УАиГ С., без указания даты (со слов начальника учреждения схема от 1992). В соответствии с представленной схемой - в 200 м санитарно-защитную зону попадают нормируемые объекты: индивидуальные жилые дома и огороды.
 

    3. Программа производственного контроля отсутствует (не разработана). Производственный контроль, в части лабораторных исследований атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны ГБУ ЛО «Станция по борьбе с болезнями животных Кировского и Тосненского районов», а также в жилой застройке (расположенной в санитарно-защитной зоне учреждения ветеринарной клиники), на рабочих местах учреждения ГБУ ЛО «Станция по борьбе с болезнями животных Кировского и Тосненского районов» юридическим лицом не организованы, протоколы лабораторных исследований отсутствуют, что является нарушением ст. 32 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. п. 1.5 и 4.1 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СП 1.1.2193-07 «Изменения и дополнения к СП 1.1.1058-01», п. 2.12 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
 

    4. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии предельно-допустимых выбросов для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (непосредственно от расположенного действующего на территории ветеринарной клиники крематора) и их совокупности (организации в целом) не представлено. Расчеты рассеивания загрязнения атмосферного воздуха отсутствуют, что является нарушением ст. 20 Федерального Закона № 52 от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.2.1 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».
 

    5. На территории ветеринарной клиники находится крематор (установка по утилизации биологических отходов), который состоит из одной печи (однокамерной) и направленной вверх трубы. Крематор установлен в помещении примерно 3 на 3 метра. Визуально видно, что данное помещение с крематором расположено примерно в 2 метрах от забора являющимся ограждением территории ветеринарной клиники. В соответствии с п. 7.1.12 «Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта торговли и оказания услуг» СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» - крематории без подготовительных и обрядовых процессов с одной однокамерной печью относятся к 2 классу с предусмотренной санитарно-защитной зоной 500 метров. В представленном санитарно-эпидемиологическом заключении от 20.05.2010 № 18.УЦ.04.485.П.000547.05.10 указаны необходимые условия использования крематора, а именно при размещении установки для сжигания биологических отходов для нее устанавливается санитарно-защитная зона в радиусе 500 метров. Таким образом, ГБУ ЛО «Станция по борьбе с болезнями животных Кировского и Тосненского районов» было известно, что при установке данного крематора как от источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух необходимо предусмотреть санитарно-защитную зону 500 метров.
 

    Согласно п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны по классификации должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений. Пунктом 5.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» определено, что в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
 

    Из выше изложенного следует, что учреждение обязано осуществлять контроль на границе санитарно-защитной зоны ГБУ ЛО «Станция по борьбе с болезнями животных Кировского и Тосненского районов», а также в жилой застройке, в целях соблюдения требований санитарного законодательства к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания.
 

    Таким образом, санитарно - эпидемиологическое заключение по проекту установленной санитарно-защитной зоны с учётом крематора на площадку ветеринарной клиники отсутствует, вместе с тем в пределах предусмотренной санитарно-защитной зоны 500 метров, располагаются индивидуальные жилые дома и проживает население, а именно: один из участков ИЖС граничит общим забором и расположен вплотную к территории ветеринарной клиники, второй участок пересекается по углу границ территории ветеринарной клиники, что не допускается и является нарушением ст. 20 Федерального Закона № 52 от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 2.1, 2.2, 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
 

    В судебном заседании представитель ГБУ Ленинградской области «Станция по борьбе с болезнями животных Кировского и Тосненского районов» Столаев С.В. факт допущенных нарушений признал полностью, и пояснил, что администрацией ГБУ Ленинградской области «Станция по борьбе с болезнями животных Кировского и Тосненского районов» предпринимаются все возможные меры на устранение допущенных нарушений. Вместе с тем, представитель Столаев С.В. считает, что правонарушение, допущенное ГБУ Ленинградской области «Станция по борьбе с болезнями животных Кировского и Тосненского районов» является малозначительным, а поэтому просит освободить ГБУ от административной ответственности либо назначить наказание в виде предупреждения.
 

    Исследовав в судебном заседании материалы дела, выслушав объяснение представителя Столаева С.В., суд считает, что вина ГБУ Ленинградской области «Станция по борьбе с болезнями животных Кировского и Тосненского районов» в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, то есть совершении правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, нашла свое подтверждение.
 

        Факт нарушения ГБУ Ленинградской области «Станция по борьбе с болезнями животных Кировского и Тосненского районов» законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, подтверждается протоколом об административном правонарушении (л.д.8-14), протоколом осмотра принадлежащих ГБУ Ленинградской области «Станция по борьбе с болезнями животных Кировского и Тосненского районов» помещений и территорий (л.д.25-28), и не оспаривается представителем ГБУ Ленинградской области «Станция по борьбе с болезнями животных Кировского и Тосненского районов» Столаевым С.В.
 

    Несоблюдение вышеуказанных обязательных требований санитарного законодательства к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания - загрязнение атмосферного воздуха, является нарушением Федерального закона от 30.03.2012 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», создает неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку в жилой застройке расположенной в пределах санитарно-защитной зоне от ветеринарной клиники, что может оказать вредное воздействие на здоровье людей проживающих в жилой застройке вблизи ветеринарной клиники, создать угрозу жизни и здоровью населения.
 

    Несоблюдение вышеуказанных обязательных требований санитарного законодательства к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания также создает неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку для жителей <адрес>, специфический резкий запах после проведения работ по утилизации биологических отходов, что может оказать вредное воздействие на здоровье граждан <адрес>, проживающих на территории, прилегающей к ветеринарной клинике по адресу: <адрес>, создать угрозу жизни и здоровью населения, а так же угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
 

    Юридическим лицом ГБУ ЛО «Станция по борьбе с болезнями животных Кировского и Тосненского районов» не было принято достаточных мер, направленных на обеспечение соблюдения требований санитарного законодательства (не разработана программа производственного контроля, не осуществляется производственный контроль, в части лабораторных исследований атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух, не получено санитарно - эпидемиологическое заключение по проекту установленной санитарно-защитной зоны для площадки ветеринарной клиники с учётом незаконно установленного крематора.
 

    Таким образом, юридическое лицо ГБУ ЛО «Станция по борьбе с болезнями животных Кировского и Тосненского районов» нарушило требования ст. ст. 11, 20, 32 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ, п.п. 2.1, 2.12, 2.2, 5.1, 7.1.12. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п. 4.2.1 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», п. п. 1.5, 2.6, 4.1 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СП 1.1.2193-07 «Изменения и дополнения к СП 1.1.1058-01.
 

    Ряд выявленных нарушений требований санитарных норм и правил потребует определенных временных и финансовых затрат на устранение вышеуказанных нарушений (разработка проекта санитарно-защитной зоны и получение по нему санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта установленной санитарно-защитной зоны на территорию ветеринарной клиники (включая крематор), разработка проекта предельно-допустимых выбросов для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) на производственную территорию и получение по нему санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии предельно-допустимых выбросов санитарным правилам для деятельности ГБУ ЛО «Станция по борьбе с болезнями животных Кировского и Тосненского районов» в соответствии с санитарными нормами, разработка программы производственного контроля, организацию производственного контроля за атмосферным воздухом и воздухом рабочей зоны.
 

    При назначении административного наказания, суд, учитывая, что ранее ГБУ Ленинградской области «Станция по борьбе с болезнями животных Кировского и Тосненского районов» к административной ответственности не привлекалось, предпринимает меры к устранению допущенных нарушений, но выявленные нарушения санитарного законодательства, являются угрозой жизни и здоровью населения, требуют временных затрат для их устранения, считает возможным назначить ГБУ Ленинградской области «Станция по борьбе с болезнями животных Кировского и Тосненского районов» административное наказание в виде административного приостановления деятельности, но ограничившись приостановлением деятельности крематора по утилизации биологических отходов, расположенного на территории ГБУ ЛО «Станция по борьбе с болезнями животных Кировского и Тосненского районов» по адресу: <адрес> и административного приостановления деятельности, сроком на 90 суток.
 

        Оснований для признания правонарушения, допущенного ГБУ Ленинградской области «Станция по борьбе с болезнями животных Кировского и Тосненского районов» малозначительным, и прекращения производства по делу на основании ст.2.9 КоАП РФ, либо для назначения наказания в виде предупреждения, суд не находит.
 

        На основании изложенного, руководствуясь ст.6.3, 29.9, КоАП РФ,
 

П О С Т А Н О В И Л:
 

        Признать ГБУ Ленинградской области «Станция по борьбе с болезнями животных Кировского и Тосненского районов» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание – административное приостановление деятельности крематора по утилизации биологических отходов, расположенного на территории ГБУ ЛО «Станция по борьбе с болезнями животных Кировского и Тосненского районов» по адресу: <адрес> и административного приостановления деятельности, сроком на 90 (девяносто) суток.
 

        Постановление подлежит немедленному исполнению.
 

        Постановление может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения.
 

    Судья: