Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-1048/2014
 

Именем Российской Федерации

20 октября 2014 года                                                            г. Кириши
 

Киришский городской суд Ленинградской области
 

            В составе председательствующего судьи Шувалова А.А.
 

                                 С участием помощника прокурора Голубевой А.А.
 

                                 При секретаре Антоновой Т.А.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Киришского городского прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации муниципального образования Глажевское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области об обязании исполнения законодательства об объектах культурного наследия,
 

установил:
 

    Киришский городской прокурор, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Глажевское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области об обязании исполнения законодательства об объектах культурного наследия, указывая, что Киришской городской прокуратурой по заданию прокуратуры Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении в рамках реализации операции «Наследие» комплекса надзорных мероприятий по проверке исполнения законодательства Российской Федерации, направленного на защиту объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории Ленинградской области» проведена проверка исполнения требований федерального законодательства при увековечивании памяти погибших при защите Отечества. На территории муниципального образования Глажевское сельское поселение Киришского муниципального района в <адрес>, расположено «Братское (захоронение) кладбище советских воинов, погибших в 1941-44 гг». В ходе проверки установлено, что разработка проектов зон охраны вокруг воинских захоронений, расположенных на территории муниципального образования Глажевское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области, относится к полномочиям администрации муниципального образования Глажевское сельское поселение. Отсутствие зон охраны объектов культурного наследия и обременений земельного участка под воинскими захоронениями нарушает требования земельного законодательства и может привести к утрате объекта культурного наследия, незаконному отчуждению и использованию земельного участка, нарушит конституционное право каждого на доступ к культурным ценностям и конституционную обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры в Российской Федерации. Киришский городской прокурор просит обязать администрацию муниципального образования Глажевское сельское поселение Киришского района в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить зону охраны объекта культурного наследия, воинского захоронения «Братское захоронение советских воинов, погибших в 1941-44 гг», расположенного по адресу: <адрес>, и зону охраняемого ландшафта вблизи объекта культурного наследия воинского захоронения. В судебном заседании участвующий в деле помощник прокурора заявленные требования поддержал в полном объеме.
 

    Полномочный представитель ответчика - и.о. главы администрации муниципального образования Глажевское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области Крючков П.В., в судебное заседание не явился, направил в суд письменный отзыв, согласно которому просит рассмотреть дело без представителя Администрации, просит продлить срок исполнения решения суда на 6 месяцев для внесения изменений в ПЗЗ Глажевское сельское поселение, поскольку «Братское захоронение советских воинов, погибших в 1941-1944 гг», расположенное в <адрес>, не отображено в документах территориального планирования и в правилах землепользования и застройки МО Глажевское сельское поселение (л.д.22,23).
 

    3-е лицо - администрация муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области - своего представителя в судебное заседание не направила, представила в суд письменный отзыв на иск, в котором оставляет разрешение дела на усмотрение суда (л.д.24-25,26,27).
 

    Выслушав объяснения участвующего в деле помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    В соответствии со ст.12 ГПК РФ судопроизводство в РФ осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст.56 названного кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
 

    В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
 

    Из ч.2 и ч.3 ст.44 Конституции РФ следует, что каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
 

    Из материалов дела следует, что Киришской городской прокуратурой по заданию прокуратуры Ленинградской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении в рамках реализации операции «Наследие» комплекса надзорных мероприятий по проверке исполнения законодательства Российской Федерации, направленного на защиту объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории Ленинградской области» проведена проверка исполнения требований федерального законодательства при увековечивании памяти погибших при защите Отечества.
 

    Из сообщения Комитета по культуре Ленинградской области № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в <адрес>, находится объект культурного наследия регионального значения - «Братское захоронение советских воинов, погибших в 1941-44 гг.». (решение Леноблисполкома № от ДД.ММ.ГГГГ года) (л.д.7-8,9-12,13).
 

    Согласно письма № от ДД.ММ.ГГГГ администрации муниципального образования Глажевское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области в администрации сведения по территориальному зонированию и планированию объектов культуры не имеется.
 

    Из Преамбулы к Федеральному закону от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон) следует, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), которые представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
 

    Согласно п.1 ст.33 Закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. В соответствии с подп.7 п.2 ст.33 Закона государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, согласование в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия.
 

    В силу ч.1 ст.34 Закона в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия. Согласно абз.1 ч.2 указанной статьи охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. Из ч.3 данной статьи следует, что границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации; согласно ч.4 ст.34 Закона порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.
 

    В соответствии с ч.1 ст.94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Согласно ч.2 указанной статьи к землям особо охраняемых территорий относятся земли: 1) особо охраняемых природных территорий; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) особо ценные земли.
 

    В силу ч.1 и ч.2 ст.99 Земельного кодекса РФ к землям историко-культурного назначения относятся земли: 1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия; 2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел; 3) военных и гражданских захоронений. Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускается.
 

    Из ст.5 Федерального закона от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечивании победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» следует, что к памятникам Великой Отечественной войны относятся скульптурные, архитектурные и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о событиях, об участниках, о ветеранах и жертвах Великой Отечественной войны. Органы местного самоуправления ответственны за сохранение памятников Великой Отечественной войны, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне.
 

    В соответствии со ст.3 Федерального закона от 14.01.1993 года № 4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями. Согласно ст.5 указанного Федерального закона воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется органами местного самоуправления. Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления. В силу ст.6 данного Федерального закона в целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
 

    Порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон, входящих в свою очередь в полномочия органов власти, утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 № 315 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». В соответствии с п.4 указанного Положения разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может осуществляться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, уставная деятельность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия, или по решению суда. Из п.20 данного Положения следует, что утверждённые границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон обязательно учитываются и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории.
 

    В силу ст.6 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно абз.1 ч.1 ст.34 указанного Федерального закона в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
 

    В силу п.13 ч.1 ст.14, п.9 ч.2 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории поселения. При этом в собственности поселения могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения.
 

    На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что обязанность по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на территории и относятся к памятникам местного значения, в том числе устанавливать охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта, возложена на органы местного самоуправления.
 

    Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, суд считает, что заявленные Киришским городским прокурором, действующим в интересах неопределенного круга лиц, требования законны, обоснованы, документально доказаны, а потому подлежат удовлетворению.
 

    Исходя из требований исполнимости судебного акта, позиции ответчика, с учетом мнения помощника прокурора, а также принимая во внимание, что указанные действия связаны со значительными материальными затратами, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность исполнения настоящего решения в одного года с момента вступления настоящего решения в законную силу, поскольку указанный срок, по мнению суда, является разумным.
 

    Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд
 

решил:
 

    Обязать администрацию муниципального образования Глажевское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области в течение одного года с момента вступления настоящего решения в законную силу установить зону охраны объекта культурного наследия - воинского захоронения «Братское захоронение советских воинов, погибших в 1941-44 гг.», расположенного по адресу: <адрес>, и зону охраняемого ландшафта вблизи объекта культурного наследия воинского захоронения.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Киришский городской суд течение месяца.
 

    Судья