РЕШЕНИЕ по делу № 2-986/2014
 

Именем Российской Федерации
 

    16
 

    октября
 

    2014
 

    года
 

    г. Кириши
 

    Ленинградской области
 

    Киришский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Гавриловой О.А., с участием помощника <адрес> городского прокурора Голубевой А.А., при секретаре судебного заседания Гусаровой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> городского прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации муниципального образования <адрес> об обязании совершения действий по исполнению санитарно-эпидемиологического законодательства,
 

установил:
 

    <адрес> городской прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования <адрес> об обязании совершения действий по исполнению санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: об обязании Администрации муниципального образования <адрес> устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и произвести очистку общественного колодца №, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
 

    В обоснование требований указал, что <адрес> городской прокуратурой проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства в части устройства и содержания шахтных колодцев общего пользования, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных на территории <адрес>. Согласно п. 3, ч. 1, ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» орган местного самоуправления (вопросы местного значения поселения) осуществляет владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. В соответствии с п. 4 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения водоснабжения населения. Согласно ст. 24 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.11.2002 N 40 введены в действие санитарные правила «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02» (далее - Правила). Пункт 1.6 Правил устанавливает, что санитарные правила и нормы являются обязательными для соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами. В соответствии с п. 5.1 Правил правильное содержание и эксплуатация водозаборных сооружений и устройств имеет решающее значение в профилактике микробного и химического загрязнения питьевой воды. Пунктом 5.5 Правил установлено, что чистка колодца (каптажа) должна производиться пользователями по первому требованию центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, но не реже одного раза в год с одновременным текущим ремонтом оборудования и крепления. В ходе проверки установлено, что на балансе муниципального образования состоит шахтный хозяйственно-питьевой колодец №, расположенный по адресу: <адрес>
 

    Согласно представленным администрацией <адрес> документам договоры подряда на выполнение работ по чистке и дезинфекции указанного колодца не заключались.
 

    Принимая во внимание, что в данном случае невыполнение требований законодательства затрагивает права и законные интересы неопределённого круга лиц, прокурор обратился в суд с указанным иском.
 

    Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объёме, в судебном заседании просил установить срок исполнения заявленного требования в течение одного года с момента вступления решения в законную силу.
 

    Ответчик - Администрации муниципального образования <адрес> - надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не явился, направив в суд отзыв, согласно которому против удовлетворения заявленного требования не возражал, просил установить срок исполнения заявленного требования до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15, 18).
 

    Заслушав в судебном заседании прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
 

    Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
 

    В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
 

    В соответствии со статьей 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
 

    Согласно статьям 1, 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой, в том числе социальные (питание, водоснабжение условия быта, труда, отдыха), не оказывают вредного воздействия на человека.
 

    В соответствии с частью 1 статьи 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
 

    Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
 

    Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
 

    В соответствии с Федеральным законом Российской Федерацииот 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.11.2002 N 40 введены в действие санитарные правила «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02» (далее - Правила).
 

    Пункт 1.6 Правил устанавливает, что санитарные правила и нормы являются обязательными для соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
 

    В соответствии с п. 5.1 Правил правильное содержание и эксплуатация водозаборных сооружений и устройств имеет решающее значение в профилактике микробного и химического загрязнения питьевой воды.
 

    В силу п. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
 

    Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация в границах поселения водоснабжения населения.
 

    Как установлено судом пунктом 4 части 1 статьи 3 Устава муниципального образования <адрес> к вопросам местного значения <адрес> отнесена, в том числе, организация в границах поселения водоснабжение населения (л.д. 24).
 

    Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования <адрес>, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, является Администрация муниципального образования <адрес> (п. 1.3. Положения об Администрации муниципального образования <адрес>) (л.д. 43 оборот).
 

    Из материалов дела следует, что <адрес> городской прокуратурой проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства в части устройства и содержания шахтных колодцев общего пользования, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных на территории <адрес>, в ходе которой было установлено, что на балансе муниципального образования состоит шахтный хозяйственно-питьевой колодец №, расположенный по адресу: <адрес> (инвентарный №) (л.д. 5-6, 19), являющийся источником нецентрализованного питьевого водоснабжения.
 

    В силу ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
 

    На основании ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания. Признание, изложенное в письменном заявлении, приобщается к материалам дела.
 

    Законодатель исключает любую возможность отступления от требований санитарных правил и гигиенических нормативов, а нарушение таких требований влечёт ответственность за совершаемые действия, поскольку существенная угроза общественным отношениям (здоровью и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения) заключается в пренебрежительном отношении органа местного самоуправления к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
 

    Пунктом 5.5 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» установлено, что чистка колодца (каптажа) должна производиться пользователями по первому требованию центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, но не реже одного раза в год с одновременным текущим ремонтом оборудования и крепления.
 

    Таким образом, исходя из буквального толкования указанных правовых положений, наличие или отсутствие сведений о качестве питьевой воды в общественных колодцах не освобождает орган местного самоуправления от обязанности производить не реже одного раза в год чистку данных колодцев.
 

    В соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ, на ответчика возлагается обязанность доказать, что водоснабжение в населенном пункте организовано надлежащим образом, в частности, соответствующая чистка колодца производится не реже одного раза в год, таких доказательств, соответствующих критериям относимости и допустимости, предусмотренным ст. 59, 60 ГПК РФ, и опровергающих доводы истца, ответчик суду не представил.
 

    Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ, в их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре. Обязание Администрации Муниципального образования <адрес> исполнить в интересах неопределённого круга лиц нормы федерального законодательства может быть обеспечено судебным решением.
 

    При установленных обстоятельствах, учитывая, что требования прокурора направлены на обеспечение реализации ответчиком своих обязанностей, возложенных на него федеральным законом, и на защиту прав неопределённого круга лиц, использующих в качестве источника водоснабжения шахтные колодцы общего пользования, суд приходит к выводу о том, что заявленные <адрес> городским прокурором требования подлежат удовлетворению в полном объёме.
 

    При определении срока для исполнения ответчиком решения суда, с учетом мнения прокурора, позиции ответчика суд считает возможным установить его в течение одного года с момента вступления настоящего решения в законную силу, что соответствует нормам ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, признавая указанный срок разумным.
 

    Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 

решил:
 

    обязать Администрацию муниципального образования <адрес> устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и произвести чистку общественного шахтного хозяйственно-питьевого колодца №, расположенного по адресу: <адрес> (инвентарный №), в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в течение одного года с момента вступления настоящего решения в законную силу.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Киришский городской суд Ленинградской области.
 

    Судья