РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    г. Киренск                                                                            ДД.ММ.ГГГГ
 

    Киренский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Иванковой Н.В., при секретаре Карелиной Н.Г., с участием представителя ответчика Тюрневой Н.В., представителя третьего лица Управления образования администрации Киренского муниципального района Когут Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело                  № по иску Ворониной Е.К. к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>» о признании незаконными действий по начислению заработной платы в размере менее установленного минимального размера оплаты труда, взыскании недоначисленной заработной платы,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Воронина Е.К. в обоснование исковых требований указала, что работает в школе № <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ уборщиком служебных помещений на 1 ставку, по совмещению на 0,35 ставки, а с ДД.ММ.ГГГГ на 0,75 ставки. С ДД.ММ.ГГГГ минимальный размер заработной платы, установленный Правительством РФ на всей территории Российской Федерации, составляет 5554 рублей. Согласно ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Согласно действующему Трудовому кодексу (ст. 129 ТК РФ) заработная плата состоит из вознаграждения за труд, а также компенсационных и стимулирующих выплат. Таким образом, только вознаграждение за труд должно быть не менее установленного федеральным законом минимально размера оплаты труда, то есть 5554 рублей, а компенсационные выплаты в эту сумму не входят. Не смотря на это, работодателем начисляется заработная плата в размере менее установленного законом МРОТ без учета компенсационных выплат, что нарушает требования ст. 37 Конституции РФ, ст. ст. 130, 133 ТК РФ. При отработке месячной нормы рабочего времени ее заработная плата с января 2014 года должна быть не ниже <данные изъяты> рублей в месяц, а за увеличение объема работы на 0,75 ставки – <данные изъяты> рублей. Исходя из этого полностью месячная заработная плата должна быть 21382,9 рублей при отработке нормы рабочего времени. Ответчик произвел оплату труда за апрель-май 2014 года в размере <данные изъяты> рублей. Таким образом, размер недополученной заработной платы составил <данные изъяты> рублей. Считает действия ответчика, выразившиеся в незаконном снижении оплаты труда неправомерными, лишившими его права на распоряжение имуществом в виде денежных средств, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей. Ссылаясь на положения статей 3, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316, 317 ТК РФ, истец просит признать незаконными действия, выразившиеся в начислении заработной платы в размере менее МРОТ, установленного Федеральным законом, взыскать с ответчика сумму недоначисленной заработной платы за период с 01.04.2014 года по 31.05.2014 года в размере 12327,91 рублей.
 

    Истец Воронина Е.К. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
 

    Представитель ответчика МКОУ «СОШ № <адрес>» - директор школы Тюрнева Н.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, указав на начисление заработной платы бухгалтерией Управления образования по Киренскому району в соответствии с представленными работодателем документами. Дополнительно пояснила, что истец работает в школе уборщиком помещений, в спорный период отработала на 1,75 ставки норму рабочего времени в полном объеме, что отражено в табеле учета рабочего времени.
 

    Представитель третьего лица Управления образования администрации Киренского муниципального района Когут Н.В. в судебном заседании с доводами истца не согласилась, указав, что заработная плата начисляется в соответствии с действующим законодательством, при этом учитываются не только требования Трудового кодекса РФ, но и Постановление Правительства Иркутской области от 20.01.2012 года № 19-пп «О доплате работникам государственных учреждений Иркутской области», Постановление администрации Киренского муниципального района от 06.02.2012 года № 94, которым установлено, что работникам муниципальных учреждений Киренского муниципального района, сумма фактически начисленной заработной платы которых с учетом стимулирующих и компенсационных выплат при условии полной отработки нормы рабочего времени ниже 7041 рублей следует производить доплату в размере образовавшейся разницы. Вышеперечисленные нормативно-правовые акты не отменены и являются действующими в настоящее время. Таким образом, минимальный размер заработной платы работников муниципальных учреждений, расположенных на территории Киренского муниципального образования, в том числе и МКОУ «СОШ № <адрес>», отработавших полностью месячную норму рабочего времени, не может быть менее 7041 рублей – гарантированной законом заработной платы с учетом имеющих место для данной климатической зоны гарантией – районного коэффициента и процентной (северной) надбавки. За весь период, указанный в исковом заявлении истцу ежемесячно начислялась заработная плата в размере не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, которая включала в себя вознаграждение за труд и все доплаты и надбавки согласно действующему законодательству, следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
 

    Представитель третьего лица администрации Киренского муниципального района, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
 

    В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации Киренского муниципального района.
 

    Заслушав объяснения представителя ответчика, представителя третьего лица - Управления образования администрации Киренского муниципального района, исследовав в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
 

    В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Согласно ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
 

    Как установлено ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
 

    Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
 

    Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
 

    В соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
 

    Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 N 336-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 1 января 2014 года установлен в сумме 5 554 рублей в месяц.
 

    Вместе с тем, как следует из статей 146, 147, 148 ТК РФ работа в особых условиях является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда. Перечень указанных особых условий, предусмотренный статьей 146 ТК РФ, является исчерпывающим: тяжелые и вредные условия (статья 147 ТК РФ), особые климатические условия (статья 148 ТК РФ). При этом повышенные размеры оплаты труда работников за работу в особых условиях устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
 

    В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
 

    В силу ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
 

    Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 ТК РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения (ст. 317 ТК РФ).
 

    Постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 года N 12 "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029" (с последующими изменениями и дополнениями) Киренский район включен в Перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
 

    Таким образом, законодатель в качестве дополнительной гарантии работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районные и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются элементами вознаграждения за труд, механизм и размер которых не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории всей Российской Федерации. Вышеуказанные надбавки не входят в минимальный размер оплаты труда, а начисляются к заработной плате и являются дополнительной компенсацией в связи с проживанием в неблагоприятных климатических условиях. В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентной надбавки месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности с особыми условиями труда, оказалась бы равной минимальному размеру оплаты труда работников, не работающих в таких условиях. Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета особых условий труда.
 

    Исходя из указанных правовых норм, минимальный размер заработной платы истца при условии выработки нормы рабочего времени на одну ставку с начислением 70% районного коэффициента и северной надбавки 50% должен составлять в спорный период не менее 12218,8 рублей (5554 + 70% + 50%).
 

    ДД.ММ.ГГГГ между Управлением образования администрации Киренского муниципального района (исполнитель) и МКОУ «СОШ № <адрес>» (заказчик) заключен договор о бухгалтерском обслуживании, согласно которому исполнитель осуществляет бухгалтерское обслуживание финансово-хозяйственной деятельности заказчика в соответствии с законодательством и инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях на основании первичных учетных документов, представленных заказчиком.
 

    В судебном заседании установлено, что Воронина Е.К. с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время работает в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №               <адрес>» уборщиком служебных помещений. Согласно штатному расписанию истец занимает 1,35 ставки указанной должности. В мае 2014 года истец работала на 1,75 ставки, в апреле 2014 года истцом отработано пять дней на 1,35 ставки и 21 день на 1,75 ставки, что подтверждается копиями трудовой книжки, трудового договора, штатного расписания, приказа от ДД.ММ.ГГГГ года, табеля учета рабочего времени.
 

    Согласно расчетным листкам истцу, полностью отработавшей норму рабочего времени, за апрель 2014 года начислено <данные изъяты> рублей, за май 2014 года без учета отпускных – <данные изъяты> рублей.
 

    Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что за спорный период истцу недоначислено <данные изъяты> рублей, которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
 

    С указанной суммы работодатель вправе удержать обязательные налоговые платежи.
 

    Ссылку представителя третьего лица Управления образования администрации Киренского муниципального района на постановление Правительства Иркутской области от 30 января 2012 года N 19-пп "О доплате работникам государственных учреждений Иркутской области" суд находит несостоятельной, поскольку ответчик не относится к государственным учреждениям Иркутской области.
 

    В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Поскольку требования о взыскании недоначисленной заработной платы являются требованиями имущественного характера, то с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 400 рублей, от которой истец освобожден на основании п.1 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ и ст.89 ГПК РФ.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    Исковые требования Ворониной Е.К. удовлетворить.
 

    Признать незаконным начисление Ворониной Е.К. заработной платы в размере менее минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 02.12.2013 года N 336-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда".
 

    Взыскать с Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>» в пользу Ворониной Елены Кузьминичны недоначисленную заработную плату в размере 12327,91 рублей.
 

    Взыскать с Муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>» в доход бюджета Киренского муниципального района государственную пошлину в размере 400 рублей.
 

    Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Киренский районный суд в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
 

    Судья
 

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года