Дело № 2-283/2014 Решение Именем Российской Федерации

станица Преображенская 20 октября 2014 года
 

    Киквидзенский районный суд Волгоградской области в составе:
 

    председательствующего судьи Ковалевой А.Е.,
 

    с участием: старшего помощника прокурора Киквидзенского района Волгоградской области Никитенко Н.И.,
 

    представителя ответчика администрации Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области Кравцова А.М.,
 

    представителя третьего лица ООО «Каменское» Милаева В.А.
 

    при секретаре судебного заседания Карчакиной М.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Киквидзенского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мачешанского сельского поселения Киквидзенского района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и о понуждении принятии в муниципальную собственность,
 

Установил:
 

    Прокурор Киквидзенского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Мачешанского сельского поселения Киквидзенского района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и о понуждении принятии в муниципальную собственность.
 

    В исковом заявлении указал, что прокуратурой Киквидзенского района волгоградской области проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства в деятельности Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области.
 

    Согласно ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
 

    В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ, земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются, в том числе предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
 

    Статьёй 13 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по сохранению почв и их плодородия, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов.
 

    Согласно ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
 

    В ходе проверки установлено, что на территории Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области, расположены три земельных участка, которые являются бесхозяйными объектами, а именно:
 

    земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью: 420700 кв.м., расположен в 4700 м. на юго-восток от <адрес>, поле №;
 

    земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью, 393000 кв.м., расположен в 4300 м. на восток от <адрес>, поле №;
 

 

    земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 790800 кв.м., расположен в 2500 м. на северо-запад от <адрес>, поле № 122.
 

    Документы, устанавливающие право собственности какого-либо лица на указанные объекты, отсутствуют.
 

    Факт отсутствия собственника подтверждается данными, предоставленными, Н... отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по В... области.
 

    Согласно ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ, вещ, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, считается бесхозяйной. Согласно ч.3 указанной статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
 

    Однако, администрацией Мачешанского сельского поселения, на территории, которого расположены земельные участки, меры к приятию их в муниципальную собственность не предпринимались.
 

    Отсутствие собственника указанных земельных участков создает не благоприятные условия для охраны земельных участков, затрудняет использовать земельные участки способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
 

    Статус указанных объектов как бесхозяйных, являющихся объектом для осуществления хозяйственной деятельности администрации Мачешанского сельского поселения, требует принятия незамедлительных мер по постановке на учёт в соответствующий орган.
 

    Кроме того, органы местного самоуправления не могут распоряжаться указанными земельными участками, в том числе сдавать иным лицам в аренду. Средства от использования объекта не поступают в местный бюджет, что влечет нарушение законных прав и интересов населения муниципального образования.
 

    В силу ст. 42 Бюджетного кодекса РФ средства, получаемые в виде арендной платы за сдачу во временное пользование имущества, находящегося в муниципальной собственности в полном объеме учитываются и являются неналоговыми доходами местного бюджета.
 

    Прокурор Киквидзенского района Волгоградской области в исковом заявлении просит суд признать незаконным бездействие администрации Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области по непринятию в муниципальную собственность земельных участков:
 

    - с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 420700 кв.м., расположен в 4700 м. на юго-восток от <адрес>, поле №;
 

    - с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 393000 кв.м., расположен в 4300 м. на восток от <адрес>, поле №;
 

    - с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 790800 кв. м. расположен в 2500 м. на северо-запад от <адрес>, поле №.
 

    Признать право муниципальной собственности Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области на земельные участки:
 

    - с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 420700 кв.м., расположен в 4700 м. на юго-восток от <адрес>, поле №;
 

    - с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 393000 кв.м., расположен в 4300 м. на восток от <адрес>, поле №;
 

    - с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 790800 кв. м. расположен в 2500 м. на северо-запад от <адрес>, поле №.
 

    Старший помощник прокурора Киквидзенского района Волгоградской области Никитенко Н.И. в судебном заседании доводы и обоснования, изложенные в исковом заявлении, поддержала и просила суд удовлетворить заявленные исковые требования.
 

    Представитель ответчика администрации Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области, глава сельского поселения Кравцов А.М. в судебном заседании исковые требования признал.
 

    Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Каменская» Милаев В.А. в судебное заседание возражений по заявленным требованиям не имеет.
 

    Изучив представленные документы, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования.
 

    Из материалов дела следует, что Мачешанское сельское поселение является юридическим лицом, имеет свой устав, зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц (л.д. 4-25).
 

    Согласно ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
 

    В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ, земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются, в том числе предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
 

    Статьёй 13 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по сохранению почв и их плодородия, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов.
 

    Согласно ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
 

    Прокуратурой Киквидзенского района волгоградской области проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства в деятельности Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области.
 

    В ходе проверки установлено, что на территории Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области, расположены три земельных участка, которые являются бесхозяйными объектами, а именно:
 

    земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью: 420700 кв.м., расположен в 4700 м. на юго-восток от <адрес>, поле № (л.д. 35-47);
 

    земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью, 393000 кв.м., расположен в 4300 м. на восток от <адрес>, поле № (л.д. 60-72);
 

 

    земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 790800 кв.м., расположен в 2500 м. на северо-запад от <адрес>, поле № (л.д. 48-59).
 

    Из справки, которая была предоставлена главой Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области Кравцовым А.М. следует, что земельные участки:
 

    с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью: 420700 кв.м., расположен в 4700 м. на юго-восток от <адрес>, поле №;
 

    с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью, 393000 кв.м., расположен в 4300 м. на восток от <адрес>, поле №;
 

    с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 790800 кв.м., расположен в 2500 м. на северо-запад от <адрес>, поле №, используются как земли сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственным предприятием ООО «Каменское» (л.д. 34).
 

    Однако документов, устанавливающих право собственности какого-либо лица на указанные объекты, отсутствуют.
 

    Факт отсутствия собственника подтверждается данными, предоставленными, Н... отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по В... области (л.д. 31, 32, 33).
 

    Из статьи 6.1.21 Устава Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области следует, что к вопросам местного значения Мачешанского сельского поселения относятся утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендации об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений (оборот л.д. 8).
 

    Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от прав собственности на которую собственник отказался.
 

    В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
 

    По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
 

    В судебном заседании установлено, что по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом не совершил соответствующих действий, направленных на принятие земельных участков:
 

    с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 420700 кв.м., расположен в 4700 м. на юго-восток от <адрес>, поле №;
 

    с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 393000 кв.м., расположен в 4300 м. на восток от <адрес>, поле №;
 

    с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 790800 кв. м. расположен в 2500 м. на северо-запад от <адрес>, поле № (л.д. 27, 28, 29).
 

    Однако, администрацией Мачешанского сельского поселения, на территории, которого расположены земельные участки, меры к приятию их в муниципальную собственность не предпринимались.
 

    Отсутствие собственника указанных земельных участков создает не благоприятные условия для охраны земельных участков, затрудняет использовать земельные участки способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
 

    Статус указанных объектов как бесхозяйных, являющихся объектом для осуществления хозяйственной деятельности администрации Мачешанского сельского поселения, требует принятия незамедлительных мер по постановке на учёт в соответствующий орган.
 

    Согласно статьям 6.1.1 и 6.1.2 Устава Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области, к вопросам местного значения Мачешанского сельского поселения относятся:
 

    - формирование, утверждение, исполнение бюджета Мачешанского сельского поселения и контроль за исполнением данного бюджета;
 

    - установление, изменение и отмена местных налогов и сборов Мачешанского сельского поселения (л.д. 8).
 

    Однако орган местного самоуправления не может распоряжаться указанными земельными участками, в том числе сдавать иным лицам в аренду. Средства от использования объекта не поступают в местный бюджет.
 

    В силу ст. 42 Бюджетного кодекса РФ средства, получаемые в виде арендной платы за сдачу во временной пользование имущества, находящегося в муниципальной собственности в полном объеме учитываются и являются неналоговыми доходами местного бюджета.
 

    Вышеуказанные требования законодательства Российской Федерации и Устава сельского поселения ответчиком надлежащим образом не соблюдаются.
 

    Бездействие администрации Мачешанского сельского поселения следует считать незаконным, так как оно ведет к невыполнению требований гражданского законодательства и не позволяет достигнуть задачи, поставленные перед органом местного самоуправления. Тем самым, ответчик фактически самоустранился от решения возложенных на него законом обязанностей и вопросов местного значения. В соответствии с ч. 2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник которой неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
 

    Требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку основаны на законе и подтверждены документально.
 

    В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а так же мировыми судьями, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
 

    Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а так же мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
 

    В связи с указанными нормами закона ответчик освобождается от уплаты государственной пошлины.
 

    Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
 

Решил:
 

    Исковое заявление прокурора Киквидзенского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мачешанского сельского поселения Киквидзенского района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и о понуждении принятии в муниципальную собственность - удовлетворить.
 

    Признать незаконным бездействие администрации Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области по непринятию в муниципальную собственность земельных участков:
 

    с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 420700 кв.м., расположен в 4700 м. на юго-восток от <адрес>, поле №;
 

    с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 393000 кв.м., расположен в 4300 м. на восток от <адрес>, поле №;
 

    с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 790800 кв. м. расположен в 2500 м. на северо-запад от <адрес>, поле №.
 

    Признать право муниципальной собственности Мачешанского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области на земельные участки:
 

    с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 420700 кв.м., расположен в 4700 м. на юго-восток от <адрес>, поле №;
 

    с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 393000 кв.м., расположен в 4300 м. на восток от <адрес>, поле №;
 

    с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 790800 кв. м. расположен в 2500 м. на северо-запад от <адрес>, поле №.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Киквидзенский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
 

    Мотивированное решение изготовлено 25 октября 2014 года.
 

    Судья Киквидзенского
 

    районного суда: А.Е. Ковалева