дело№2-253/2014
 

        РЕШЕНИЕ    
 

Именем Российской Федерации
 

    ст.Преображенская 23 сентября 2014 года
 

    Киквидзенский районный суд Волгоградской области
 

    в составе председательствующего судьи Севостьянова А.М.,
 

    единолично,
 

    с участием заместителя прокурора Киквидзенского района Волгоградской области Кобзевой О.В.,
 

    представителя ответчика администрации Киквидзенского муниципального района Волгоградской области Шабановой Р.Р.,
 

    при секретаре судебного заседания Подлесновой И.Г.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Киквидзенского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Киквидзенского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и понуждении к разработке и утверждению регламентов по оказанию муниципальных услуг,
 

установил:
 

    Прокурор Киквидзенского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Киквидзенского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и понуждении к разработке и утверждению регламентов по оказанию муниципальных услуг, указав, что прокуратурой проведена проверка соблюдения в деятельности ответчика законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности в части оказания муниципальных услуг субъектам предпринимательской деятельности, в ходе которой были выявлены нарушения. При проведении проверки было установлено, что должностными лицами ответчика требования законодательства о предоставлении муниципальных услуг исполняются ненадлежащим образом. Ответчиком субъектам предпринимательства, а также гражданам оказываются следующие услуги: предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объекта; предоставление земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объекта; предоставление в аренду объектов муниципальной собственности; расторжение договора аренды земельного участка; осуществление перевода жилых помещений в нежилые и т.д. Например: постановлением главы Киквидзенского муниципального района Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГ. Ч.Н. был предоставлен в собственность земельный участок для строительства; постановлением главы Киквидзенского муниципального района Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГ. жилое помещение, принадлежащее К.О., было переведено в разряд нежилых помещений. Кроме того, ответчик может выдавать разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, продлевать срок действия разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. Однако, по состоянию на 12 августа 2014 года ни одним из существующих административных регламентов процедура оказания вышеуказанных услуг не предусмотрена, отдельные административные регламенты не разработаны и не утверждены. Прокуратурой в представлениях от 28 марта 2014 года, от 18 апреля 2014 года и письмах от 20 мая 2014 года, от 02 июня 2014 года о ненадлежащим рассмотрении представлений, указывалось на необходимость принятия административных регламентов: по оказанию услуги в виде выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций; по оказанию услуг в виде предоставления земельных участков для строительства; по осуществлению перевода жилых помещений в нежилые. Однако, указанные регламенты до настоящего времени не разработаны и не утверждены. Прокурор обращается в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц - хозяйствующих субъектов и граждан - получателей муниципальных услуг, в связи с тем, что ответчиком предоставление муниципальных услуг осуществляется в отсутствие административных регламентов, содержащих описание последовательности действий и полномочий муниципалитета, срок оказания услуги, порядок обжалования и другое. Ответчик фактически самоустранился от решения данной проблемы. Бездействие ответчика не соответствует требованиям действующего федерального законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности и граждан в части оказания им муниципальных услуг, что нарушает права неопределенного круга лиц при получении муниципальных услуг.
 

    Прокурор Киквидзенского района Волгоградской области в исковом заявлении просит суд:
 

    1. Признать незаконным бездействие администрации Киквидзенского муниципального района Волгоградской области по не утверждению административных регламентов по оказанию муниципальных услуг: предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объекта; предоставление земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объекта; предоставление в аренду объектов муниципальной собственности; расторжение договора аренды земельного участка; осуществление перевода жилых помещений в нежилые; выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций; продление срока действия разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
 

    2. Понудить администрацию Киквидзенского муниципального района Волгоградской области в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить административные регламенты по предоставлению следующих муниципальных услуг: предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объекта; предоставление земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объекта; предоставление в аренду объектов муниципальной собственности; расторжение договора аренды земельного участка; осуществление перевода жилых помещений в нежилые; выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций; продление срока действия разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства либо внести изменения в действующие административные регламенты, предусмотрев порядок и процедуры вышеуказанных услуг.
 

    Заместитель прокурора Киквидзенского района Волгоградской области Кобзева О.В. в судебном заседании доводы и обоснования, изложенные в исковом заявлении, поддержала и просит суд удовлетворить заявленные исковые требования.
 

    Представитель ответчика администрации Киквидзенского муниципального района Волгоградской области Шабанова Р.Р. в судебном заседании поддержала доводы и обоснования, изложенные в возражениях на исковые требования (л.д.40-42), и просит суд оставить исковые требования без удовлетворения.
 

    Выслушав заместителя прокурора, принимая во внимание возражения представителя ответчика, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
 

    Проверяя обоснованность исковых требований, судом не установлено обстоятельств, являющихся основаниями для отказа в удовлетворении иска.
 

    В соответствии со ст.2, 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»: муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований; административный регламент - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
 

    Согласно п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
 

    В силу п.20 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», (с учётом положений ч.4 указанной статьи) к вопросам местного значения муниципального района относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений.
 

    Согласно п.3, 15.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится также владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений и др. Суд находит обоснования исковых требований достоверными, поскольку исследованные в судебном заседании письменные доказательства также подтверждают установленные судом обстоятельства и подтверждаются материалами дела, представленными с заявлением.
 

    Согласно информации администрации Киквидзенского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГ., в перечень муниципальных услуг включены следующие услуги: выдача разрешений на строительство; выдача разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства; продление срока действия разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства; подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка. (л.д.15-16)
 

    Администрацией Киквидзенского муниципального района Волгоградской области субъектам предпринимательства, а также гражданам оказываются следующие услуги: предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объекта; предоставление земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объекта; предоставление в аренду объектов муниципальной собственности; расторжение договора аренды земельного участка; осуществление перевода жилых помещений в нежилые и т.д.
 

    Кроме того, администрация Киквидзенского муниципального района Волгоградской области может выдавать разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, продлевать срок действия разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
 

    Однако, по состоянию на 12 августа 2014 года ни одним из существующих административных регламентов процедура оказания вышеуказанных услуг не предусмотрена, отдельные административные регламенты не разработаны и не утверждены.
 

    Прокуратурой в представлениях от 28 марта 2014 года, от 18 апреля 2014 года и письмах от 20 мая 2014 года, от 02 июня 2014 года о ненадлежащим рассмотрении представлений, указывалось на необходимость принятия административных регламентов: по оказанию услуги в виде выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций; по оказанию услуг в виде предоставления земельных участков для строительства; по осуществлению перевода жилых помещений в нежилые. (л.д.19-21, 24-25, 27-31, 34-35)
 

    Однако, как следует из сообщений администрации Киквидзенского муниципального района Волгоградской области от 16 апреля 2014 года, от 23 мая 2014 года, от 26 мая 2014 года, от 19 июня 2014 года, указанные регламенты до настоящего времени не разработаны и не утверждены. (л.д.22-23, 26, 32-33, 36)
 

    В ходе судебного разбирательства представителем ответчика были представлены лишь проекты административных регламентов по оказанию муниципальных услуг и постановлений об утверждении данных административных регламентов: предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объекта; предоставление земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объекта; предоставление в аренду объектов муниципальной собственности; расторжение договора аренды земельного участка; осуществление перевода жилых помещений в нежилые; выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций; продление срока действия разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. (л.д.49, 50-66, 67, 68-83, 84, 85-102, 103, 104-119, 120, 121-137, 138, 139-157, 158, 159-172)
 

    Данное обстоятельство в ходе судебного разбирательства по делу представителем ответчика не оспаривалось.
 

    Таким образом, суд приходит к выводу, что вышеуказанные требования законодательства Российской Федерации ответчиком надлежащим образом не соблюдаются.
 

    Ответчик действий по разработке и утверждению административных регламентов по предоставлению вышеуказанных муниципальных услуг не предпринимает.
 

    В связи с чем, суд приходит к выводу, что ответчик фактически самоустранился от решения возложенных на него законом обязанностей, не обеспечивает основные принципы действующего федерального законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности и граждан в части оказания им муниципальных услуг.
 

    Количество лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление многочисленно, указанная категория лиц непостоянна и персонально изменчива.
 

    Меры по реализации муниципальных услуг, имеют важное значение в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности и граждан в части оказания им муниципальных услуг.
 

    Ответчиком предоставление муниципальных услуг осуществляется в отсутствие административных регламентов, содержащих описание последовательности действий и полномочий муниципалитета, срок оказания услуги, порядок обжалования и другое.
 

    Тем самым ответчик фактически самоустранился от решения данной проблемы.
 

    Бездействие ответчика не соответствует требованиям действующего федерального законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности и граждан в части оказания им муниципальных услуг, что нарушает права неопределенного круга лиц при получении муниципальных услуг.
 

    Предъявление данного искового заявления прокурором соответствует целям защиты интересов неопределённого круга лиц - хозяйствующих субъектов и граждан - получателей муниципальных услуг, поскольку отсутствие административных регламентов по предоставлению вышеуказанных муниципальных услуг затрагивает их интересы и нарушает их права.
 

    Представленные письменные доказательства подтверждают необходимость устранения ответчиком вышеуказанных нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации.
 

    Принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает, что требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку основаны на законе и подтверждены документально.
 

    На основании изложенного, исследовав письменные доказательства, принимая во внимание обстоятельства, на которых прокурор основывает свои требования, суд полагает удовлетворить исковое заявление.
 

    В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а так же мировыми судьями, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
 

    Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а так же мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
 

    Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
 

решил:
 

    Исковое заявление прокурора Киквидзенского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Киквидзенского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и понуждении к разработке и утверждению регламентов по оказанию муниципальных услуг - удовлетворить.
 

    Признать незаконным бездействие администрации Киквидзенского муниципального района Волгоградской области по не утверждению административных регламентов по оказанию муниципальных услуг: предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объекта; предоставление земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объекта; предоставление в аренду объектов муниципальной собственности; расторжение договора аренды земельного участка; осуществление перевода жилых помещений в нежилые; выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций; продление срока действия разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
 

    Понудить администрацию Киквидзенского муниципального района Волгоградской области в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить административные регламенты по предоставлению следующих муниципальных услуг: предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объекта; предоставление земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объекта; предоставление в аренду объектов муниципальной собственности; расторжение договора аренды земельного участка; осуществление перевода жилых помещений в нежилые; выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций; продление срока действия разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
 

    На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, представление в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Киквидзенский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
 

    Судья: (подпись) А.М. Севостьянов
 

 

 

    Решение в окончательной форме изготовлено с помощью компьютера 26 сентября 2014 года.