Дело № 2-181/2014
Резолютивная часть решения оглашена 25 сентября 2014 года.
В окончательной форме решение изготовлено 02 октября 2014 года.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кичменгский Городок 25 сентября 2014 года.
Кичменгско-Городецкий районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего: судьи Великоустюгского районного суда Шаталова А.В., и.о. судьи К-Городецкого районного суда,
при секретаре Седовой М.В.,
с участием заявителя Шелыгина А.А., представителя ОГИБДД по Кичменгско-Городецкому району Барболина В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шелыгина А.А. об оспаривании решения и.о.начальника ОГИБДД по Кичм-Городецкому району Барболина В.А. об отказе в проведении регистрационных действий,
у с т а н о в и л:
Шелыгин А.А., собственник автомобиля <данные изъяты>, <данные изъяты>, обратился в суд жалобой об оспаривании отказа должностного лица – и.о. начальника ОГИБДД по Кичм-Городецкому району Барболина В.А. в регистрации изменений в конструкцию транспортного средства, ссылаясь на то, что его сын в результате дорожно-транспортного средства повредил на автомобиле раму, кузов и фургон, которые не подлежали восстановлению. Им были приобретены на заводе-изготовителе рама удлиненная под 4 метровый кузов, кабина и фургон и установлены на станции, имеющей сертификат соответствия по указанным видам работ, а также получено экспертное заключение о возможности внесения изменений в конструкцию транспортного средства. Просит признать отказ регистрационного органа незаконным и возложить обязанность на ОГИБДД по Кичм-Городецкому району зарегистрировать внесенные изменения в связи с установкой на принадлежащий ему автомобиль рамы, кузова и фургона.
В судебном заседании Шелыгин А.А. заявленные требования поддержал.
Представитель ОГИБДД по Кичм-Городецкому району в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1статьи 254 ГПК РФгражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривается заявителем, чтоему на праве собственности принадлежит автомобиль,ДД.ММ.ГГГГ выпуска, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, ПТС <данные изъяты>, свидетельство о регистрации <данные изъяты>, шасси (рама)№, кузов №.
03 сентября 2014 года Шелыгин А.А. обратился в ОГИБДД по Кичменгско-Городецкому району с заявлением на внесение изменений в конструкцию транспортного средства, просил заменить шасси (раму) на шасси (раму) <данные изъяты> (удлиненную под 4-метровый кузов), заменить кабину на кабину <данные изъяты>, заменить кузов-фургон на тентованный фургон с воротами (4,15*2,1*2,15 б/бортов).
Исполняющим обязанности начальника ОГИБДД Барболиным В.А. было отказано во внесении изменений в конструкцию транспортного средства, поскольку в случае выполнения одновременной замены всех номерных агрегатов автомобиля его идентификация согласно ПТС или регистрационных документов на него в дальнейшем не представится возможным.
Полагая данный отказ во внесение изменений в конструкцию транспортного средства незаконным, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Согласно статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (часть 2); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (часть 3).
По смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17 (части 1 и 3) и 55 (часть 3), а также исходя из общих принципов права, конституционные гарантии права собственности (права владения, пользования и распоряжения имуществом) предоставляются в отношении того имущества, которое принадлежит субъектам права собственности и приобретено ими на законных основаниях; право частной собственности не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В отношении права собственности на транспортные средства такие ограничения продиктованы, в частности, повышенной опасностью для окружающих деятельности с использованием транспортных средств (статья 1079 ГК Российской Федерации).
Отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска к эксплуатации в частности. В этой связи Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установил регистрацию транспортных средств.
Согласно п. 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденного указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711, на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования:
к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования;
к изменению конструкции зарегистрированных в Госавтоинспекции автомототранспортных средств и прицепов к ним.
В соответствии с указанным Положением ГИБДД имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов следующие автомототранспортные средства и прицепы к ним:
- изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без предъявления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусматривается, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов; регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В пункте 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств" определено понятие "базового транспортного средства" как транспортного средства, которое в целом, или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства. Следовательно, базовое транспортное средство составляют его шасси, а при отсутствии последнего - несущий кузов.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07 декабря 2000 года N 1240 утверждено Наставление по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - Наставление), которое определяет порядок осуществления ГИБДД МВД РФ специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций по обеспечению соблюдения юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, стандартов и технических норм, устанавливающих требования к конструкции и техническому состоянию автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 2 Наставления предусмотрено, что изменение конструкции транспортного средства - исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.
Приказом N 1240 утвержден также Порядок контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Порядок), который определяя процедуры контроля за внесением изменений в конструкцию автомототранспортных средств и прицепов к ним, раскрывает понятие базового транспортного средства - как сертифицированное в установленном порядке транспортное средство, в конструкцию которого вносятся изменения, что в совокупности с приведенным выше понятием "изменение конструкции транспортного средства" предполагает сохранение базового транспортного средства после внесенных изменений.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств" такое транспортное средство именуется "единичным", как изготовленное в Российской Федерации в индивидуальном порядке из сборочного комплекта либо являющееся результатом индивидуального технического творчества и требует перед его выпуском в обращение оценки соответствия с оформлением свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (пункты 5, 66).
При таких данных заявление Шелыгина А.А. от 03 сентября 2014 года не подлежит разрешению в соответствии с Порядком контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, а изготовленное таким способом (из составных частей конструкций) транспортное средство, подлежит допуску для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации путем его регистрации в любом регистрационном подразделении ГИБДД при наличии документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.
Согласностатьи 258 ГПК РФсуд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании изложенного, решение и.о. начальника ОГИБДД по Кичменгско-Городецкому району Барболина В.А. от 03.09.2014 об отказе во внесение изменений в конструкцию транспортного средства вынесено законно и обоснованно, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.254-258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований Шелыгину А.А. о признании незаконным решения и.о. начальника ОГИБДД по Кичменгско-Городецкому району Барболина В.А. от03 сентября 2014 года об отказе во внесение изменений в конструкцию транспортного средства - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Кичменгско-Городецкий районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья - А.В.Шаталов