РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Кедровский городской суд Томской области в составе:
судьи Бабьева А.В.,
при секретаре Диордий И.Н.,
с участием прокурора Супруненко Ю.Н.,
представителей Администрации г.Кедровый: первого заместителя мэра г.Кедровый Бреня Е.В., руководителя отдела по управлению муниципальной собственностью Администрации г.Кедровый Борисовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г.Кедровый Томской области в порядке ст. 254 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации г.Кедровый, о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Город Кедровый», выразившееся в непринятии мер по содержанию автомобильных дорог местного значения, защитных дорожных сооружений, искусственных дорожных сооружений и элементов обустройства автомобильных дорог города Кедровый в соответствии с требованиями действующего законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Кедровый обратился в суд с заявлением о признании незаконным, бездействия Администрации муниципального образования «Город Кедровый», выразившееся в непринятии мер по содержанию автомобильных дорог местного значения, защитных дорожных сооружений, искусственных дорожных сооружений и элементов обустройства автомобильных дорог города Кедровый в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В обоснование заявления прокурор указывает, что согласно акта прокурорской проверки при обследованию улично-дорожной сети муниципального образования «Город Кедровый», произведенного 28.07.2014, выявлены следующие нарушения требований законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения.
В судебном заседании прокурор заявление поддержал, пояснив, что в результате бездействия Администрацией г.Кедровый не выполняются мероприятия, для которых законом предусмотрен срок от одних до трех суток – замена или установка дорожных знаков, в том числе и знаков приоритета, что само по себе создает условия для возникновения аварийных ситуаций.
Представители Администрации г.Кедровый Брень Е.В. и Борисова И.В. с заявлением прокурора согласились частично, а именно в части 19 пунктов, касающихся содержанию улично-дорожной сети. Выразили несогласие с доводами прокурора в пункте 17 заявления, где прокурором ставится вопрос об устранении недостатков на участке автомобильной дороги г.Кедровый – г.Томск в районе моста через реку Корга, ссылаясь на то, что данный участок дороги обслуживается областным ДРСУ и не находится под юрисдикцией муниципального образования «Город Кедровый». В отношении остальной части заявления прокурора так же выразили несогласие, мотивируя отсутствием финансирования в бюджете муниципального образования. Кроме этого пояснили, что не согласны с мнением прокурора о бездействии Администрации, поскольку за период 2014 года затрачены большие денежные средства на содержание и обслуживание дорог, в частности очистка от снега. Проведением ямочного ремонта, о чем настаивает прокурор в заявлении не занимались, так как не располагали финансовыми средствами.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 20 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Статьей 4 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон №196-ФЗ) предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Пунктом 4 ст. 6 Федерального закона №196-ФЗ определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определены ст. 12 Федерального закона №196-ФЗ, в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п.п. 1, 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона №257-ФЗ автомобильной дорогой признается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона №257-ФЗ дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с п. 11 ст. 3 Федерального закона №257-ФЗ под ремонтом автомобильной дороги понимается комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16.11.2012 №402 (далее - приказ Минтранса России от 16.11.2012 №402) установлен состав и виды дорожных работ (капитальный ремонт, ремонт и содержание), которым следует руководствоваться при планировании объемов этих работ.
Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090 «О Правилах дорожного движения», должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии, в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 2 Устава муниципального образования «Город Кедровый» (далее - Устав) город Кедровый является муниципальным образованием, наделенным статусом городского округа.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 8 Устава к вопросам местного значения муниципального образования «Город Кедровый» относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьями 5 и 6 Устава определен состав и границы территории городского округа «Город Кедровый», согласно которых г.Кедровый входит в состав территории городского округа «Город Кедровый», а осмотренные в ходе прокурорской проверки автомобильные дороги находятся в границах территории указанного выше городского округа.
В силу ч.1 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Федеральный закон №259-ФЗ) правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утверждаются правительством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон №257-ФЗ) содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с п.14 «Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112 (далее – Правила), остановочные пункты оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров на которых размещается информация определенная п. 15 Правил.
В силу п.3.1.1. Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 №221 (далее - ГОСТ Р 50597-93) покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Срок ликвидации повреждений автомобильных дорог с интенсивностью движения менее 1000 авт./сут., в городах и населенных пунктах - улиц и дорог местного значения (группа В) не превышает 10 суток.
Согласно п.3.1.2. ГОСТ Р 50597-93 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см., ширине - 60 см., и глубине - 5 см.
Также п.3.1.10. ГОСТ Р 50597-93 определено, что люки смотровых колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634. Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см.
Пунктом 3.2.1. ГОСТ Р 50597-93 установлено, что обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см. Возвышение обочины (разделительной полосы) над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается.
В соответствии с п.5.1.4. Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденные приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 №120-ст (далее - ГОСТ Р 52289-2004) расстояние видимости знака должно быть не менее 100 м.
В силу п.4.1.2. ГОСТ Р 50597-93 поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие.
Кроме того п.4.1.5. ГОСТ Р 50597-93 предусмотрено, что замену или восстановление поврежденных дорожных знаков (кроме знаков приоритета 2.1. – 2.7.) следует осуществлять в течение 3 суток после обнаружения, а знаков приоритета – в течение суток.
Согласно п.5.15. "СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*", утвержденных приказом Минрегион России от 30.06.2012 №266 (далее - СП 34.13330.2012) расстояние видимости на всем протяжении дороги должно быть не менее остановочного пути до препятствия (наименьшие расстояния видимости следует принимать по таблице 5.9. СП 34.13330.2012).
В соответствии с п.6.16. СП 34.13330.2012 на пересечениях и примыканиях автомобильных дорог в одном уровне должна быть обеспечена видимость пересекающего или примыкающего направления на расстояние, указанное в таблице 5.9. СП 34.13330.2012, в зависимости от категорий пересекающихся дорог.
В силу п.3.4.17. Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденных приказом Минтранса России от 17.03.2004 №ОС-28/1270-ис (далее – Методические рекомендации Минтранса России) промоины в грунте в границах полосы отвода засыпают грунтом и засевают травами. В первый год жизни травы необходимо окашивать на одну треть при достижении ими высоты 20 - 30 см, не дожидаясь цветения (но не более двух раз в год, чтобы не ослабить растение), на второй и последующие годы окашивание выполняют по мере необходимости, поддерживая высоту травостоя не более 15 см (последнее окашивание производят не позднее чем за месяц до наступления заморозков).
Согласно пп. «в, г» п.1 ч.5 Приказа Минтранса России от 16.11.2012 №402, в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят: поддержание элементов системы водоотвода в чистоте и порядке (в том числе прочистка, профилирование, укрепление стенок и дна кюветов и водоотводных канав, устранение дефектов их укреплений, прочистка и устранение мелких повреждений ливневой канализации, дренажных устройств, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, лотков, подводящих и отводящих русел у труб и мостов); устройство дренажных прорезей.
В соответствии с п.4.6. "ГОСТ Р 52605-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения", утвержденный приказом Ростехрегулирования от 11.12.2006 №295-ст (далее - ГОСТ Р 52605-2006) не допускается эксплуатация искусственных неровностей с отсутствующими отдельными элементами и выступающими или открытыми элементами крепежа. В случае нарушения целостности искусственной неровности из-за потери одного или нескольких элементов оставшийся в дорожном покрытии крепеж не должен служить причиной повреждения шин.
Пунктом 5.3. и 5.4. ГОСТ Р 52605-2006 определено, что при осмотре монолитной конструкции искусственной неровности проверяют отсутствие просадок, выбоин, иных повреждений. Предельные размеры повреждений покрытия проезжей части и сроки их ликвидации устанавливают в соответствии с ГОСТ Р 50597-93. При обнаружении какого-либо дефекта искусственной неровности срок его устранения не должен превышать трех суток.
Согласно п.3.1.2. ГОСТ Р 52289-2004 знак 2.4 "Уступите дорогу" применяют для указания того, что водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге.
В соответствии с техническими паспортами сооружений составленных Кедровским отделением ОГУП Томский областной центр технической инвентаризации, автомобильная дорога имеет инвентарный №, имеет инвентарный №, имеет инвентарный №.
В судебном заседании установлено, что до настоящего времени Администрацией муниципального образования «Город Кедровый» мер по приведению дорожного полотна в соответствие с действующим законодательством не предпринималось.
Одной из составляющих надлежащего содержания дорог является отсутствие выбоин, ям, просадок и иных повреждений на дорогах, что обеспечивает безопасность дорожного движения. Согласно п. 3.1.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 №221 (далее - ГОСТ Р 50597-93), покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
В соответствии с п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, по ширине – 60 см и глубине – 5 см.
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определены ст. 12 Федерального закона №196-ФЗ, в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Согласно п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 сроки ликвидации повреждений в зависимости от группы дорог и улицы по их транспортно-эксплуатационным характеристикам составляют от 5 до 10 суток.
Анализируя доводы представителей Администрации г.Кедровый недостатков в районе (п. 17 заявления прокурора г.Кедровый), суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что данный участок дороги, хоть и обслуживается областным ДРСУ, однако входит в состав территории муниципального образования «Город Кедровый». В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При таких обстоятельствах устранение недостатков указанных в заявлении прокурора на данном участке дороги входит в обязанность муниципального образования «Город Кедровый».
Принимая во внимание, что разрешение вопроса о сроке устранения недостатков имеет значение для безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц – населения муниципального округа «Город Кедровый», суд находит достаточным срок указанный в исковом заявлении для устранения недостатков и работы по приведению дорожного полотна в соответствие с действующим законодательством.
Руководствуясь Федеральным законом от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить заявление прокурора г.Кедрового о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Город Кедровый», признать незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Город Кедровый», выразившееся в непринятии мер по содержанию автомобильных дорог местного значения, защитных дорожных сооружений, искусственных дорожных сооружений и элементов обустройства автомобильных дорог города Кедровый в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Обязать Администрацию муниципального образования «Город Кедровый»:
Установить Администрации муниципального образования «Город Кедровый» для совершения указанных действий срок не позднее 10 суток со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Томского областного суда через Кедровский городской суд в течение месяца после изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья