№ 2-195/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    село Казанское
 

    Казанского района
 

    Тюменской области
 

24 сентября 2014 года
 

Казанский районный суд Тюменской области
 

    в составе председательствующего судьи        Первушиной Н.В.,
 

    при секретаре                            Гойда В.В.,
 

    с участием помощника прокурора Казанского района Тюменской области Шмидт В.Я.,
 

    истца К.С.Л.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Казанского района в интересах К.С.Л. к Правительству Тюменской области и администрации Казанского муниципального района о предоставлении жилого помещения,
 

установил:
 

    Прокурор Казанского района Тюменской области обратился в суд в интересах К.С.Л. с иском к Правительству Тюменской области, администрации Казанского муниципального района Тюменской области о предоставлении К.С.Л. по договору найма жилого помещения из специализированного жилищного фонда, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории <адрес>, общей площадью не менее *** кв.м., в котором также просит обязать администрацию Казанского муниципального района принять решение о предоставлении К.С.Л. по договору найма обеспеченного Правительством Тюменской области жилого помещения из специализированного жилищного фонда *** и заключить договор найма жилого помещения. Требования мотивированы тем, что К.С.Л. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени К.С.Л., являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигнув совершеннолетия, окончив образовательное учреждение, находясь на учете в качестве нуждающегося, жильем не обеспечен, что является нарушением его прав на жилье.
 

    В судебном заседании помощника прокурора Казанского района Тюменской области Шмидт В.Я. заявленные исковые требования поддержал, обстоятельства, изложенные в заявлении, подтвердил.
 

    Истец К.С.Л. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что ни он, ни члены его семьи ни в собственности, ни по договору социального найма жилья не имеют, он имеет временную регистрацию по адресу: <адрес> но фактически вынужден проживать с женой у её родителей, поскольку другого жилья у них нет.
 

    Представитель Правительства Тюменской области Уросова Т.А., будучи своевременно и надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, об отложении не заявляла, представила суду заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие и возражение на исковое заявление.
 

    Из возражения следует, что Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, и ведения списка указанных лиц, утвержден постановлением Правительства Тюменской области от 29.12.2012 N 583-п. Данный Порядок предусматривает использование принципа последовательности при ведении соответствующего списка и при предоставлении жилых помещений (пункты 2.1 и 4.1 Порядка). Следовательно, включение в данный список граждан не может означать лишь констатацию права этих граждан на получение жилья, а является предпосылкой и необходимым условием для предоставления жилых помещений последовательно исходя из даты включения указанных лиц в список. При этом жилищное законодательство Российской Федерации не содержит в себе положений, устанавливающих необходимость внеочередного предоставления жилых помещений лицам, относящимся к вышепоименованной категории граждан. Часть 1 ст. 109.1 ЖК РФ содержит в себе отсылочную норму к положениям ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ и законодательству субъектов Российской Федерации. Иных правовых норм, регулирующих порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не содержится ни в ЖК РФ, ни в иных федеральных нормативных правовых актах.
 

    В силу изложенного, считает, что предоставление жилья истцу вне порядка, установленного действующим законодательством, нарушит жилищные права других лиц, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому просит прокурору Казанского района в иске о предоставлении К.С.Л. жилого помещения из специализированного жилищного фонда *** отказать.
 

    Представитель ответчика администрации Казанского муниципального района, будучи своевременно и надлежащим образом уведомленным о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении не заявлял.
 

    Суд, с согласия участников процесса, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков Правительства Тюменской области и администрации Казанского муниципального района, которые были своевременно и надлежащим образом уведомлены о дате, времени и месте судебного разбирательства, об отложении не заявляли.
 

    Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
 

    В силу ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
 

    Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3 ст.40 Конституции РФ).
 

    Из свидетельства о рождении (№), выданного ДД.ММ.ГГГГ года, следует, что родителями К.С.Л. являются ФИО1, ФИО2 (л.д.13-15).
 

    Из свидетельства о заключении брака (№), выданного ДД.ММ.ГГГГ Покровским с/с <адрес>, следует, что ДД.ММ.ГГГГ был заключен брак между родителями К.С.Л. - ФИО1 и ФИО2, после регистрации брака супругам присвоена фамилия К.С.Л. (л.д.16-18).
 

    Из свидетельства о смерти (№), выданного ДД.ММ.ГГГГ Покровским с/советом <адрес>, следует, что ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22-24).
 

    Из свидетельства о смерти (№), выданного ДД.ММ.ГГГГ Малоольшанским сельским советом <адрес>, следует, что ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19-21).
 

    Решением исполнительного комитета Малоольшанского сельского совета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ К.С.Л. был назначен опекун Р. (л.д.25).
 

    Таким образом, К.С.Л., оставшийся без попечения родителей, и с ДД.ММ.ГГГГ проживает на территории Российской Федерации, поэтому на основании ст.1 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей-сирот, и имеет в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
 

    В настоящее время К.С.Л. имеет временную регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес> <адрес>, фактически проживает по адресу: <адрес>.
 

    В ДД.ММ.ГГГГ К.С.Л. окончил обучение в ***, получив диплом *** *** (л.д. 42).
 

    К.С.Л. включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, на территории Казанского муниципального района, что подтверждается информацией сектора по опеке, попечительству и охране прав детства <адрес> Департамента социального развития Тюменской области выданной от ДД.ММ.ГГГГ № и списком. Номер его очереди № (л.д. 27, 28-33).
 

    Право на обеспечение К.С.Л. жилым помещением, как лица из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, ответчиками не оспаривается.
 

    Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
 

    На основании ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, по достижении ими возраста 18 лет органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
 

    В соответствии с ч. 1,2 ст. 30.1 Закона Тюменской области от 07.10.1999 N 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети (лица), оставшиеся без попечения родителей), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области в порядке, установленном Правительством Тюменской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Тюменской области по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Правительством Тюменской области могут быть установлены случаи, в которых жилые помещения могут быть предоставлены детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
 

    Справками, выданными администрацией Казанского муниципального района ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 35), <адрес> отделением ФИО2 филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.37), уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37), подтверждается, что истец собственником жилья, либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является.
 

    Из представленных выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ, справки <адрес> отделения ФИО2 филиала «ФГУП Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что у его супруги – К. жилья также не имеется.
 

    Вышеуказанные обстоятельства не оспаривались участниками процесса.
 

    Следовательно, в настоящее время К.С.Л. жильем не обеспечен.
 

    Таким образом, истец К.С.Л., являясь лицом из числа детей-сирот, не является собственником, нанимателем по договору социального найма жилого помещения, либо членом семьи собственника, либо нанимателя по договору социального найма жилого помещения, достиг 18-летнего возраста, включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, то есть имеет право на получение жилой площади по договору найма специализированного жилого помещения.
 

    Ответчиками на день рассмотрения дела суду не представлено достаточных доказательств, опровергающих доводы истца (ст.56 ГПК РФ).
 

    Оценивая доводы представителя ответчика о том, что жилье К.С.Л. должно быть предоставлено в порядке очередности (последовательности формирования списка), суд принимает во внимание следующее:
 

    Как следует из содержания вышеприведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 

    К их числу относится, в частности, отсутствие жилья у лица, достигшего возраста 18 лет, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
 

    При этом ни статья 8 Федерального закона № 159-ФЗ, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность (последовательность) внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
 

    Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью либо последовательностью.
 

    В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
 

    По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
 

    Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 

    При этом отсутствие в собственности субъекта жилого помещения, отвечающего необходимым требованиям, а также отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
 

    Законодательством не предусмотрено, что предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть отложено на неопределенный срок, поскольку в силу вышеприведенных положений закона указанным лицам жилые помещения предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения (начального) профессионального образования.
 

    Таким образом, суд находит, что непредоставление К.С.Л. жилья при наступлении всех необходимых для этого условий, является нарушением его жилищных прав и законных интересов.
 

    Как следует из положений ст.30.1 Закона Тюменской области от 07.10.1999г. №137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставлении жилых помещений в Тюменской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наступлении определенных условий, жилые помещения специализированного жилищного фонда Тюменской области предоставляются уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области в порядке, установленном Правительством Тюменской области.
 

    В рамках ст.22 указанного Закона жилые помещения предоставляются из государственного фонда Тюменской области по решению уполномоченного собственником органа.
 

    Управление и распоряжение собственностью Тюменской области в соответствии с областными законами относится к компетенции Правительства Тюменской области, разработка, корректировка и обеспечение исполнения областного бюджета в соответствии с пп. 3,4,6 п.7 ст. 41 Устава Тюменской области обнесено к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти области – Правительства Тюменской области.
 

    Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления жилых помещений, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.
 

    На основании изложенного, в соответствии с положениями Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд считает, что обязанность по обеспечению предоставления К.С.Л. жилого помещения из специализированного жилищного фонда *** должна быть возложена на Правительство Тюменской области.
 

    В рамках ч.8 ст.30.1 Закона Тюменской области от 07.10.1999г. №137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в части выполнения мероприятий, предусмотренных настоящей статьей и статьей 30.2 настоящего Закона, может быть передано органам местного самоуправления.
 

    Жилые помещения государственного жилищного фонда *** предоставляются по месту жительства граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма (в черте соответствующего населенного пункта) либо с согласия гражданина в одном из населенных пунктов, входящих в состав муниципального района или городского округа, на территории которого проживает гражданин (ст.24 Закона).
 

    Согласно статьи 24 Закона Тюменской области от 01.11.2013 N 85 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», Приложения 21 к данному Закону, органы местного самоуправления муниципальных образований, в том числе администрация Казанского муниципального района, наделяются государственным полномочием по принятию решений о заключении договоров найма специализированных жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), и по заключению с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области и осуществлению предусмотренных действующим законодательством прав и обязанностей наймодателя, за исключением осуществления капитального ремонта указанных жилых помещений.
 

    Поэтому обязанность по принятию решения о предоставлении жилья К.С.Л. и заключению с ним договора найма должна быть возложена на администрацию Казанского муниципального района.
 

    В силу п.7 ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. №159-ФЗ жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
 

    По правилам ст.1 Закона Тюменской области «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» №137 от 07.10.1999г., норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в государственном жилищном фонде Тюменской области установлена в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
 

    Согласно ст.23 указанного выше Закона Тюменской области, предоставляемое гражданам жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать санитарным и техническим требованиям.
 

    Руководствуясь ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, ст. 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
 

решил:
 

    Исковые требования прокурора Казанского района Тюменской области в интересах К.С.Л. удовлетворить.
 

    Обязать Правительство Тюменской области предоставить К.С.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение из специализированного жилищного фонда ***, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории ***, общей площадью не менее 18 кв.м.
 

    Обязать администрацию Казанского муниципального района после предоставления Правительством Тюменской области К.С.Л. жилого помещения принять решение о предоставлении К.С.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обеспеченного Правительством Тюменской области из специализированного жилищного фонда *** благоустроенного (применительно к условиям <адрес>) жилого помещения на территории <адрес>, общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающего санитарным и техническим требованиям, а также заключить с К.С.Л. договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда ***.
 

    Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Казанский районный суд Тюменской области.
 

    Мотивированное решение изготовлено в печатном варианте 29 сентября 2014 года.
 

    Председательствующий судья: /подпись/
 

    Копия верна.
 

    Подлинник решения подшит в гражданское дело № 2-195/2014 и хранится в Казанском районном суде Тюменской области.
 

    Решение вступило в законную силу «30_»__октября_ 2014 года.
 

    Судья
 

    Казанского районного суда                        Н.В. Первушина