Гражданское дело № 2-216/2014 РЕШЕНИЕ ИФИО1

    <адрес>
 

    <адрес> ДД.ММ.ГГГГ
 

    Касторенский районный суд <адрес> в составе:
 

    председательствующего судьи Кабановой О.М.,
 

    при секретаре ФИО4,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ФИО2 фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> (без выполнения функций по выплате пенсий) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности
 

    установил:
 

    ФИО3 обратился в суд с иском к ФИО2 фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> (без выполнения функций по выплате пенсий) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, указывая в обоснование заявленных исковых требований следующее.
 

    Он обратился к ответчику за досрочным назначением трудовой пенсии в соответствии с п/п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Решением ФИО2 фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> (без выполнения функций по выплате пенсий) от ДД.ММ.ГГГГ № ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет. В специальный стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как педагогическому работнику, не были засчитаны периоды нахождения его в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, а также на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
 

    С данным отказом истец не согласен по следующим основаниям. Периоды нахождения его в учебных отпусках, по его мнению, должны быть засчитаны в спецстаж, поскольку он работал и заочно обучался в имеющем государственную аккредитацию высшем профессиональном учебном заведении и по месту работы ему предоставлялись учебные отпуска с сохранением заработной платы и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Ранее действующим пенсионным законодательством также предусматривалось включение указанных периодов в льготный стаж. Кроме того, он полагает, что периоды нахождения его на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ тоже должны быть засчитаны в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, так как в соответствии со ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства, за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. При этом, работодатель отчисляет от заработной платы работника, установленные законом взносы, в том числе в Пенсионный фонд. Периоды нахождения его на курсах повышения квалификации являются страховыми и поэтому должны включаться в страховой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.
 

    В судебном заседании истец ФИО3С.В.поддержал заявленные требования в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, просил их удовлетворить.
 

    ФИО2 фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> (без выполнения функций по выплате пенсий) ФИО5 исковые требовании не признала по основаниям, изложенным в решении от ДД.ММ.ГГГГ № 160, просила в удовлетворении иска ФИО3, отказать. Также указала, что после обращения истца с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ФИО2 ПФ РФ в <адрес> проверило стаж заявителя, дающий право на досрочное назначение пенсии – 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей. При этом, подсчет стажа производился по двум вариантам: по действующему на момент обращения с заявлением законодательству, а также с учетом ранее действовавшего законодательства (в силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в постановлении № 2-П от ДД.ММ.ГГГГ года). Но и по первому, и по второму варианту подсчета специальный стаж ФИО3, составил менее установленного законом стажа 25 лет, а именно: 24 года 05 месяцев 09 дней.
 

    Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд находит требования ФИО3 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
 

    Согласно п/п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ (далее ФЗ-№ 173) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ-№ (то есть возраста для мужчин 60 лет) «лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста».
 

    Постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
 

    Из материалов дела усматривается.
 

    В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО3 осуществляет педагогическую деятельность в образовательных учреждениях. Поэтому суд полагает, что он имеет право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения 60 лет, при условии, если его специальный стаж будет составлять не менее 25 лет. Данное обстоятельство сторонами не оспаривалось.
 

    В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он направлялся на курсы повышения квалификации. В период с 1997 года по 2000 год он заочно обучался в Курском государственном педагогическом университете. За указанный период обучения истцу предоставлялись учебные отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. связи с прохождением им изической культурыах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с 13 Указанные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки истца, выписками из приказов и копиями приказов по Успенской средней школе (Успенской средней общеобразовательной школе) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 50, ДД.ММ.ГГГГ № 33, ДД.ММ.ГГГГ № 65, ДД.ММ.ГГГГ № 6, ДД.ММ.ГГГГ № 32, ДД.ММ.ГГГГ № 17, ДД.ММ.ГГГГ № 64, ДД.ММ.ГГГГ № и иными материалами дела.
 

    ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился к ФИО2 фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> (без выполнения функций по выплате пенсий) за назначением досрочной трудовой пенсии по старости по п/п. 19 п.1 ст.27 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № ему в назначении указанной пенсии было отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет. В специальный стаж ФИО3 не были периоды нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, а также на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
 

    Суд полагает данный отказ неправомерным.
 

    Разрешая вопрос о включении периодов нахождения ФИО3 в учебных отпусках в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, суд принимает во внимание следующее.
 

    В соответствии со ст.173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Причем данные дополнительные отпуска предоставляются работодателем ежегодно, пока работник обучается в высшем учебном заведении, и законодатель не связывает предоставление этих дополнительных отпусков с соответствием профиля образовательного учреждения выполняемой работе.
 

    В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
 

    Аналогичные положения были предусмотрены и действовавшим в период обучения истца Кодексом законов о труде РФ (ст. 198 КЗоТ РФ).
 

    В период с 1997 года по 2000 год истец обучался в имеющем государственную аккредитацию Курском государственном педагогическом университете. В период обучения ему предоставлялись дополнительные оплачиваемые отпуска с сохранением заработной платы для участия в установочных занятиях, экзаменационных сессиях, подготовке и защиты дипломной работы и сдачи государственных экзаменов.
 

    Поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время ФИО3 осуществляет педагогическую деятельность в учреждениях, которые являются образовательными, находился он в учебных отпусках в период действия указанных норм права, а потому суд полагает, что указанные периоды подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него права на досрочное назначение пенсии по старости.
 

    Разрешая исковые требования о включении в специальный стаж времени нахождения ФИО3 на курсах повышения квалификации, суд исходит из того, что Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
 

    В силу пункта 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом при применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до ДД.ММ.ГГГГ, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
 

    Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
 

    Судом установлено, и не оспаривалось сторонами, что согласно имеющихся приказов ФИО3 именно для повышения своей профессиональной квалификации направлялся на курсы учителей трудового обучения в институт повышения квалификации с 23 по ДД.ММ.ГГГГ и на курсы руководителей методического объединения учителей трудового воспитания с 03 по ДД.ММ.ГГГГ. При этом, за все время его нахождения на курсах, что не отрицалось и ответчиком, за ним сохранялось место работы и средняя заработная плата, с которой работодатель производил отчисления всех необходимых страховых взносов.
 

    Учитывая изложенное, суд находит требования истца законными и подлежащими удовлетворению, а доводы ФИО2 ответчика об отказе во включении спорных периодов в специальный стаж ФИО3 и в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости несостоятельными и основанными на неправильном толковании норм материального права.
 

    Иное толкование и применение ФИО2 законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
 

    В соответствии со ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией за исключением случаев, досрочного её назначения, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
 

    Стаж работы ФИО3 установленный ему в соответствии с решением ФИО2 фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № составляет 24 года 05 месяцев 09 дней.
 

    Установленный судом стаж в совокупности составляет 06 месяцев 26 дней.
 

    То есть на день обращения ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении пенсии у него имелся необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости специальный стаж, поскольку его специальный стаж, с учётом установленного судом, составил 25 лет 05 дней.
 

    В связи с тем, что исковые требования ФИО3 судом удовлетворены, суд в соответствии со ст. 98 ГПК РФ полагает необходимым взыскать с ответчика в его пользу понесенные судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 200 рублей.
 

    Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

решил:
 

 

    Исковые требования ФИО3 удовлетворить.
 

    Обязать ФИО2 фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> (без выполнения функций по выплате пенсий) засчитать ФИО3 в специальной стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность следующие периоды: нахождения в учебных отпусках во время получения образования в заочной форме в Курском государственном педагогическом университете с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года; нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
 

    Обязать ФИО2 фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> (без выполнения функций по выплате пенсий) назначить ФИО3 досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Взыскать с ФИО2 фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> (без выполнения функций по выплате пенсий) в пользу ФИО3 в счет возмещения понесенных им расходов по оплате государственной пошлины в размере 200 (Двухсот) рублей.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Касторенский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
 

Судья О.М. Кабанова
 

    Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ