Дело №2-739/2014
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
г.Касли 19 сентября 2014 года
Каслинский городской суд Челябинской области, в составе:
председательствующего судьи Тропыневой Н.М.,
при секретаре Берсеневой Е.Н.,
с участием: помощника прокурора Каслинской городской прокуратуры Ермакова М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Каслинского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании недействующим и не подлежащим применению нормативного правового акта органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
Каслинский городской прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в Каслинский городской суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению нормативного правового акта органа местного самоуправления, указывая на то, что Постановлением администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление муниципального имущества, являющегося собственность Каслинского муниципального района, в аренду, безвозмездное пользование, оперативное управление, хозяйственное ведение». Постановление администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № опубликовано в газете <данные изъяты> Данное постановление является нормативным правовым актом, основные характеризующие признаки которого даны в п. 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», так как правовой акт рассчитан на неоднократное применение, направлен на урегулирование общественных отношений. Регламент противоречит действующему законодательству и содержит коррупционные факторы. В нарушение п.7 ст.14 Федерального закона от 27.07.2010 г. №210-ФЗ регламентом не предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги. В нарушение п.6 ст.11.2 Федерального закона от 27.07.2010 года №210-ФЗ в п.28 указанного Регламента закреплено право на продление срока рассмотрения обращения на 30 дней. Таким образом, оспариваемый нормативный акт не соответствует действующему законодательству и содержит коррупционные факторы. Прокурор просит признать административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление муниципального имущества, являющегося собственностью Каслинского муниципального района, в аренду, безвозмездное пользование, оперативное управление, хозяйственное ведение, утвержденному Постановлением администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № недействующим и неподлежащим применению.
В судебном заседании помощник Каслинского городского прокурора Ермаков М.А. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица - администрации Каслинского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования Каслинского городского прокурора обоснованными и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.09.2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно п.7 ст.14 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает: исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги.
В соответствии с п.9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В судебном заседании установлено, что Постановлением администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление муниципального имущества, являющегося собственность Каслинского муниципального района, в аренду, безвозмездное пользование, оперативное управление, хозяйственное ведение». Постановление администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № опубликовано в газете <данные изъяты>
Данное постановление является нормативным правовым актом, основные характеризующие признаки которого даны в п. 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», так как правовой акт рассчитан на неоднократное применение, направлен на урегулирование общественных отношений.
Судом установлено, что в нарушение п.7 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 года №210-ФЗ регламентом не предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги.
В силу п.п. «а,в» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года № 96 к коррупционным факторам, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы рассмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, относятся широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц); выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).
Поэтому в силу указанной Методики отсутствие или неопределенность условий или оснований принятия решения относится к коррупциогенным факторам.
Согласно п.6 ст.11.2 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную услугу, либо в орган, предоставляющий муниципальную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. Правительство Российской Федерации вправе установить случаи, при которых срок рассмотрения жалобы может быть сокращен.
Но в нарушение п. 6 ст. 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» пунктом 28 Регламента закреплено право на продление срока рассмотрения обращения с жалобой на 30 дней.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует действующему законодательству и содержит коррупциогенные факторы.
Так как применение нормативного правового акта, противоречащего действующему законодательству, нарушают права заявителей на получение муниципальной услуги, а также содержит коррупционные факторы, заявление Каслинского городского прокурора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Каслинского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании недействующим и не подлежащим применению нормативного правового акта органа местного самоуправления - удовлетворить.
Признать административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление муниципального имущества, являющегося собственностью Каслинского муниципального района, в аренду, безвозмездное пользование, оперативное управление, хозяйственное ведение», утвержденному Постановлением администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № недействующим и неподлежащим применению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца через Каслинский городской суд.
П/п
Председательствующий судья: Тропынева Н.М.
Решение вступило в законную силу.