№ 2-728/14
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

10 октября 2014 года г. Карачаевск
 

    Карачаевский районный суд Карачаево – Черкесской Республики в составе:
 

    председательствующего судьи Чотчаева Х.О.,
 

    при секретаре судебного заседания Узденовой З.Р.,
 

    с участием представителя заявителя – старшего помощника прокурора Карачаевского района КЧР Хубиева С.А.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Карачаевского районного суда КЧР гражданское дело по заявлению прокурора Карачаевского района КЧР в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> сельского поселения Карачаевского муниципального района по неисполнению требований ст.36 Бюджетного кодекса РФ и ст.52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Прокурор Карачаевского района КЧР обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР по неисполнению требований ст.36 Бюджетного кодекса РФ и ст.52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Карачаевского района КЧР проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства органами местного самоуправления Карачаевского муниципального района в части исполнения бюджетных полномочий, то есть составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета. Кроме того ч.1 ст.52 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определено, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), согласно ч.6 ст.52 вышеназванного закона проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении подлежат официальному опубликованию. Также в ст.36 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип прозрачности (открытости), который означает: обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований. В соответствии с Уставом сельского поселения официальному опубликованию подлежат документы и сведения относительно местного бюджета, предусмотренные Федеральным законом. Между тем, проведенной проверкой установлено, что решение об исполнении бюджета за 2013 год сельского поселения не опубликован и не направлен на опубликование. Возможность для ознакомления с вышеназванными сведениями для жителей сельского поселения также не представлена. Тем самым администрацией нарушен установленный ст.36 Бюджетного Кодекса РФ принцип прозрачности (открытости) бюджетной системы, который означает обязательное опубликование в средствах массовой информации отчетов об исполнении бюджетов, а также нарушены положения ч.6 ст.52 ФЗ «Об общих принципов организации местного самоуправления в РФ». Отсутствие официальной информации отчета об исполнении бюджета ограничивает право неопределенного круга граждан, проживающих на территории муниципального образования, на получение достоверных сведений об установлении и утверждении расходных обязательств муниципального образования, а также закрепленное в ст.3 Федерального закона «Об общих принципов организации местного самоуправления в РФ» право на осуществление местного самоуправления через органы местного самоуправления, которые должны решать вопросы местного значения исходя из интересов населения. Кроме того, несоблюдение принципа прозрачности (открытости) требований бюджетного законодательства может привести также к нарушениям основных принципов законодательства о противодействии коррупции, предусмотренных ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в частности о законности, публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления. Реализация указанных принципов осуществляется путем официального опубликования сведений деятельности органов местного самоуправления, в том числе в порядке, установленном п.6 ст.52 Федерального закона «Об общих принципов организации местного самоуправления в РФ». В результате бездействия администрации сельского поселения допущены нарушения требований Бюджетного Кодекса, Федерального закона «Об общих принципов организации местного самоуправления в РФ» и Федерального закона «О противодействии коррупции». В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Заявление подано прокурором в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и граждан, проживающих в сельском поселении в рамках полномочий, представленных Федеральным законом «О прокуратуре РФ».
 

    В судебном заседании представитель заявителя – старший помощник прокурора Карачаевского района КЧР Хубиев С.А. поддержал требования в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям и просил суд удовлетворить их.
 

    Представитель заинтересованного лица – Глава администрации <данные изъяты> сельского поселения Шайлиев З.Х. в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, требования прокурора признал.
 

    Суд, заслушав объяснение старшего помощника прокурора Карачаевского района КЧР, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
 

    В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
 

    Согласно ч.1 ст.52 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
 

    Согласно ч.6 ст.52 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
 

    В ст.36 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип прозрачности (открытости), который означает: обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований.) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований.
 

    В соответствии со ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
 

    В судебном заседании установлено, что решение об исполнении бюджета за 2013 год сельского поселения не опубликовано и не направлено на опубликование, что подтверждается сообщение отдела культуры и ЦБС администрации Карачаевского муниципального района КЧР №01-72 от 02.10.2014г. (л.д.6). Возможность для ознакомления с вышеназванными сведениями для жителей сельского поселения также не представлена. В результате бездействия администрации сельского поселения допущены нарушения требований Бюджетного Кодекса, Федерального закона «Об общих принципов организации местного самоуправления в РФ» и Федерального закона «О противодействии коррупции».
 

    В связи с изложенным, суд полагает необходимым признать заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению, и признает незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР по неисполнению требований ст.36 Бюджетного кодекса РФ и ст.52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
 

    В соответствии с п.п.9,19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ заявитель и заинтересованное лицо освобождены от уплаты государственной пошлины, поэтому суд не взыскивает государственную пошлину.
 

    Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    Заявление прокурора Карачаевского района КЧР в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР по неисполнению требований ст.36 Бюджетного кодекса РФ и ст.52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» удовлетворить.
 

    Признать бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР по неисполнению требований ст.36 Бюджетного кодекса РФ и ст.52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» незаконным.
 

    Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения Карачаевского муниципального района КЧР устранить нарушения законодательства – опубликовать отчет об исполнении бюджета за 2013 год в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего решения.
 

    Решение может быть обжаловано в течение месяца в Судебную коллегию по апелляционному рассмотрению гражданских дел Верховного Суда КЧР через Карачаевский районный суд КЧР.
 

    Председательствующий Х.О.Чотчаев