РЕШЕНИЕ
29 октября 2014 года г. Камызяк
Судья Камызякского районного суда Астраханской области Кушалаков М.А., при секретаре Алексеевой Н.А. рассмотрев жалобу главы администрации муниципального образования «Семибугоринский сельсовет» на постановление государственного инспектора, ведущего специалиста-эксперта отдела экологического надзора за ООПТ, в сфереохоты и разрешительной деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором, ведущим специалистом-экспертом отдела экологического надзора за ООПТ, в сфереохоты и разрешительной деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) ФИО3 было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности должного лица – главы администрации МО «Семибугоринский сельсовет» Досалиевой С.А. по ст. 8.2 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. По мнению заявителя, при вынесении постановления Росприроднадзором, были нарушены процессуальные нормы права.
В жалобе на постановление об административном правонарушении ставится вопрос об его отмене за отсутствие состава правонарушения.
В судебное заседание глава администрации МО «Семибугоринский сельсовет» Досалиева С.А. не явилась, извещена надлежащим образом о месте и времени слушания дела причина не явки суду не известна.
Представитель Росприроднадзора в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, изучив представленные материалы, приходит к выводу об оставлении заявленных требований без удовлетворения, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Материалами дела установлено, что на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства администрацией муниципального образования «Семибугоринский сельсовет» Камызякского района Астраханской области. В ходе проверки установлено, что глава АМО «Семибугоринский сельсовет» допустила осуществление деятельности по обращению с отходами в отсутствие согласованного с федеральными органами контроля в области обращения с отходами.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ года, протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ года, актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ года, предписанием.
Должностное лицо Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области, установив вышеназванные обстоятельства, оценив собранные по делу доказательства по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления главы АМО «Семибугоринский сельсовет» Досалиевой С.А., поскольку в её действиях имеются признаки правонарушения ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Квалификация действий главы АМО «Семибугоринский сельсовет» Досалиевой С.А. по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правильной ввиду следующего.
В соответствии со ст. 67 закона Российской Федерации 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора.
В соответствии со ст. 26 закона Российской Федерации от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходам, порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Постановлением Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от 17 июля 2012 г. N 22-п утверждена Инструкция по согласованию порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.
В соответствии со ст. 73 закона Российской Федерации 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.
Как следует из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, факт образования, накопления отходов производства и потребления 4 класса опасности установлен на основании биотестирования проб отходов, изъятых на производственной территории АМО «Семибугоринский сельсовет». Результаты биотестирования, как указано в протоколе об административном правонарушении, зафиксированы в протоколе биотестирования № от ДД.ММ.ГГГГ, а также в отчете от ДД.ММ.ГГГГ № № Однако имеющийся в материалах дела протокол биотестирования отхода от ДД.ММ.ГГГГ № не содержит указание на класс опасности тестируемого отхода. Как следует из отчета от ДД.ММ.ГГГГ №, филиалом ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по Астраханской области» отобраны пробы отхода на объекте АМО «Семибугоринский сельсовет», <адрес> в количестве 1 штуки на определение класса опасности, при осуществлении планового выезда. Согласно протоколу биотестирования № от ДД.ММ.ГГГГ, было определено токсическое действие на тест-организмы. По итогам проведенных исследований, отход V класса опасности. При этом, как следует из материалов административного дела, отбиралась только одна проба, а отчет от ДД.ММ.ГГГГ №. в материалах дела отсутствует.
Однако, как следует из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ были выявлены и другие правонарушения, а именно.
В соответствии со ст. 15 закона Российской Федерации от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Согласно материалов дела об административном правонарушении, численность работающего персонала в АМО «Семибугоринский сельсовет» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 6 человек.
Как следует из «Сборника удельных показателей образования отходов производства и потребления» удельные показатели образования твердых бытовых отходов от одного сотрудника (работника учреждения) предприятия составляют 0,07т./год (0,3 куб.м.).
К природным, экологическим требованиям по обращению с отходами производства и потребления относятся разработка лицами, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, проектов нормативов образования отходов и лимитов их размещения, а также установление нормативов образования отходов и лимиты на их размещение, что предусмотрено Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Статьей 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Однако в нарушении статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» главой АМО «Семибугоринский сельсовет» не представлены проекты образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
Согласно ст. 24 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 26 Федерального закона № 89-ФЗ порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Выявленные нарушения статей Федерального закона «Об охране окружающей среды» были указаны в протоколе об административном правонарушении, подтверждаются актом проверки от 17 февраля 2014 года № 8.
Статьей 2.4 КоАП Российской Федерации предусмотрено, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении главой АМО «Семибугоринский сельсовет» должностных обязанностей и наличии её вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. Как глава АМО «Семибугоринский сельсовет», Досалиева С.А. обязана была принять все зависящие от неё меры в целях недопущения выявленных в ходе плановой проверки нарушений.
Совершенное правонарушение представляет опасность охраняемым государством интересам в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, имеет формальный состав, то есть факт его совершения не ставится в зависимость от наличия (отсутствия) наступивших вредных последствий. Таким образом, поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности правонарушения.
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами
Каждое доказательство получило оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на предмет его допустимости и достоверности, а все собранные по делу доказательства с точки зрения их достаточности для правильного разрешения дела.
С учетом анализа имеющихся в деле доказательств в их совокупности, а также конкретных обстоятельств дела, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, суд приходит к выводу об обоснованном привлечении должностного лица – главы АМО «Семибугоринский сельсовет» Досалиевой С.А. к административной ответственности по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с чем, по результатам рассмотрения жалобы и материалов дела оснований полагать, что при рассмотрении настоящего дела должностным лицом были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется. Обстоятельства, на основании которых были вынесены указанное постановление, доказаны.
Административное наказание назначено должностному лицу – главе АМО «Семибугоринский сельсовет» Досалиевой С.А. в пределах, установленных санкцией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Постановление о привлечении должностного лица – главы АМО «Семибугоринский сельсовет» Досалиевой С.А. к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Таким образом, обстоятельств, которые могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных решений, не установлено.
На основании выше изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ
решил:
жалобу главы администрации муниципального образования «Семибугоринский сельсовет» на постановление государственного инспектора, ведущего специалиста-эксперта отдела экологического надзора за ООПТ, в сфере охоты и разрешительной деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток с момента вынесения в Астраханский областной суд через Камызякский районный суд.
Судья подпись Кушалаков М.А.