Дело № 2-489/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    г. Калязин 25 августа 2014 года
 

    Калязинский районный суд Тверской области в составе
 

    председательствующего судьи Чупалаева С.С.,
 

    при секретаре Шайдулиной Л.Р.,
 

    с участием истца Лопатиной А.О.,
 

    представителя ответчика администрации <адрес> - Лобановой А.И.,
 

    третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Лопатина В.А.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лопатиной Алены Олеговны к администрации <адрес> о возложении на администрацию <адрес> обязанность поставить семью истца на учет (льготную очередь) для получения жилья по договору социального найма в <адрес>, предоставлении до момента получения жилья по договору социального найма временного жилья из маневренного или иного другого фонда,
 

установил:
 

    Лопатина А.О. обратилась в Калязинский районный суд Тверской области с иском к администрации <адрес> о возложении на администрацию <адрес> обязанности поставить семью истца на учет (льготную очередь) для получения жилья по договору социального найма в <адрес>, предоставлении до момента получения жилья по договору социального найма временного жилья из маневренного или иного другого фонда.
 

    В обоснование своих требований истец указала, что в "__"__ __ г. она заключила брак с Лопатиным В.А., после чего ей была присвоена фамилия «Лопатина». От совместной жизни в браке у них родилась дочь ФИО1. Однако ребёнок родился болезненным и с раннего возраста наблюдается по ДЦП (детский церебральный паралич). ФИО1 повторно установлена инвалидность «ребёнок-инвалид» на срок до "__"__ __ г. с последующим переосвидетельствованием.
 

    В связи с этим она обратилась в администрацию <адрес> сельского поселения <адрес> с заявлением о постановке ее семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилой площади.
 

    Постановлением от "__"__ __ г.. № ___ ее семья принята на учёт в качестве нуждающихся в жилье и включены в список семей, имеющих детей инвалидов. В уведомлении о принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях указано, что номер их общей очереди третий.
 

    До настоящего времени никаких смещений в очереди не произошло.
 

    Считает, что поскольку проживает на территории <адрес>, то органы местного самоуправления по <адрес> обязаны решать проблемы своих граждан именно на местном уровне без обращения последних в вышестоящие инстанции.
 

    Однако ей было отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящейся к категории семей, имеющих детей-инвалидов, в связи с тем, что она зарегистрирована в <адрес>, и в связи с отсутствием в администрации района свободного жилья муниципального жилищного фонда, наличием очереди на получение жилья.
 

    Их молодая семья имеет в своём составе ребёнка-инвалида с тяжёлым заболеванием в виде детского церебрального паралича, из-за болезни ребенка работать может только муж и его зарплаты едва хватает на то, чтобы оплачивать съёмное жилье и самые необходимые лекарства для больной дочери. Фактически, их семья является малоимущей. По месту регистрации им с таким больным ребенком жить невозможно, так как нет необходимых условий для полноценного ухода за ребёнком и выполнения всех процедур и мероприятий, предписанных врачами. По месту регистрации реальной возможности получить хоть какое-либо жильё нет никакой возможности.
 

    Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства социальной защиты населения <адрес> в письменном отзыве на исковое заявление не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований. Указал, что обеспечение жилыми помещениями семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на очередь позже "__"__ __ г.., не входит в компетенцию Министерства социальной защиты <адрес>.
 

    Представитель органа опеки и попечительства -Территориального отдела социальной защиты населения <адрес> – Фролова Т.Н. в письменном заключении возражений по существу иска не представила.
 

    Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства социальной защиты населения <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. В адрес суда поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
 

    Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства финансов <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. В адрес суда поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Возражений по существу иска не представил.
 

    Представитель органа опеки и попечительства - Территориального отдела социальной защиты населения <адрес> Фролова Т.Н. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание суду своевременно не представила и не просила об отложении дела либо о рассмотрении дела в его отсутствие.
 

    Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации <адрес> сельского поселения <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание суду своевременно не представил и не просил об отложении дела либо о рассмотрении дела в его отсутствие.
 

    Поскольку в состязательном процессе его участники сами определяют объем личного участия в защите своих прав, суд с учётом мнений явившихся в судебное заседание участников процесса счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие вышеназванных лиц, не явившихся в судебное заседание.
 

    В судебном заседании истец Лопатина А.О. поддержала исковые требования в полном объеме, в обоснование иска указала те же доводы и обстоятельства, подробно изложенные в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
 

    Представитель ответчика - администрации <адрес> - Лобанова А.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, в обоснование возражений указала, что семья Лопатиной А.О. на учете в администрации <адрес> не состоит, а состоит на учете в качестве семьи, нуждающейся в жилом помещении, по месту регистрации – в <адрес> сельском поселении <адрес>, куда и должна обращаться с подобными требованиями. Законных оснований для удовлетворения заявленных требований о постановке на учет и выделении жилья как семье, имеющей в своем составе ребенка-инвалида, не по месту регистрации в данном случае не имеется.
 

    Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Лопатин В.А. в судебном заседании, просил исковые требования удовлетворить, считает их законными и обоснованными.
 

    Представитель органа опеки и попечительства -Территориального отдела социальной защиты населения <адрес> – Фролова Т.Н. в судебном заседании от 12.08.2014г. возражала против удовлетворения искового заявления, в обоснование возражений указала, что Лопатина А.О. уже зарегистрирована в <адрес> сельском поселении <адрес>, где поставлена на учет как семья, нуждающаяся в обеспечении жилым помещением из-за болезни ребенка.
 

    Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
 

    Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
 

    Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
 

    Из материалов дела установлено следующее.
 

    Свидетельством о заключении брака серии ....... № ___, выданным отделом записи актов гражданского состоянии администрации <адрес> "__"__ __ г.., подтверждается факт брачных отношений Лопатина В.А. и Лопатиной А.О. (до брака Петрова).
 

    Согласно свидетельству о рождении № ___, выданному отделом записи актов гражданского состоянии администрации <адрес> "__"__ __ г.., ФИО1 родилась "__"__ __ г.., мать –Лопатина Алена Олеговна, отец – Лопатин Виталий Алексеевич.
 

    Из справки МСЭ-2012 № ___ от "__"__ __ г. следует, что ФИО1, "__"__ __ г. года рождения, является ребенком-инвалидом, срок инвалидности установлен до "__"__ __ г..
 

    Постановлением Главы администрации <адрес> сельского совета № ___ от "__"__ __ г. Лопатина А.О. с составом семьи 3 человека (Лопатина А.О., муж Лопатин В.А., дочь ФИО1) принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на основании п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ. Включена в список семей, имеющих детей-инвалидов.
 

    Из уведомления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях следует, что номер очереди семьи Лопатиной А.О. значится под номером «3».
 

    "__"__ __ г. Лопатина А.О. обратилась к Главе администрации <адрес> с заявлением о выделении ей жилого помещения как семье, имеющей в своем составе ребенка-инвалида.
 

    Письменным ответом заместителя Главы <адрес> района от "__"__ __ г. Лопатиной А.О. отказано в выделении жилого помещения и разъяснено право обратиться с данным вопросом по месту регистрации - в администрацию <адрес> сельского поселения <адрес>. Также ответ содержит ссылку на отсутствие в администрации <адрес> свободного жилья муниципального жилищного фонда, наличием очереди на получение жилья.
 

    Лопатина А.О. "__"__ __ г. повторно обратилась к Главе администрации <адрес> с заявлением о выделении ей жилого помещения как семье, имеющей в своем составе ребенка-инвалида. В обоснование указала, что за 2 года очередь на получение жилья по месту ее регистрации никак не продвинулась, ее семья испытывает значительные финансовые сложности из-за необходимости съема жилья в <адрес>, поскольку фактическое проживание в <адрес> обусловлено необходимостью лечения ребенка-инвалида.
 

    Из письменного ответа Главы <адрес> района № ___ от "__"__ __ г. на обращение Лопатиной А.О. следует, что обращение Лопатиной А.О. о предоставлении ей жилого помещения рассмотрено, однако ей отказано в выделении жилого помещения в связи с отсутствием свободного жилья муниципального жилищного фонда, наличием очереди на получение жилья. Также в качестве основания для отказа указано, что согласно жилищному законодательству их семья поставлена на чёт в качестве нуждающихся в жилом помещении по месту регистрации (<адрес> сельское поселение). В администрации <адрес> на учёте их семья не состоит.
 

    Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма, установлены ст.51 Жилищного кодекса РФ.
 

    Порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им пор договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде установлен ст.52 ЖК РФ.
 

    По общему правилу, предусмотренному ч.3 ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
 

    Так, ст.2 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» предусматривает регистрацию граждан РФ по месту жительства.
 

    В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. №713, местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.
 

    Истец Лопатина А.О. зарегистрирована по адресу: <адрес>. По данному адресу места жительства Лопатина А.О. в составе семьи из 3-х человек принята на учет администрацией <адрес> сельского поселения <адрес> в качестве нуждающейся в жилых помещениях и включена в список семей, имеющих детей-инвалидов.
 

    Жилищное законодательство РФ не предусматривает одновременную постановку на учет семьи, имеющей ребенка-инвалида, в качестве нуждающейся в жилом помещении одновременно в нескольких органах местного самоуправления.
 

    Истцом Лопатиной А.О. в условиях состязательности процесса суду не представлено доказательств о том, что она зарегистрирована в <адрес>, а также не представлено доказательств о том, что она постоянно или преимущественно проживает в <адрес> в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.
 

    Отсутствие у Лопатиной А.О. места жительства в <адрес>, где она постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, не порождает правовых последствий, которые влекли бы за собой обязанность администрации <адрес> поставить на учет ее семью, имеющей ребенка-инвалида, в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
 

    Кроме этого, положения ст.95 ЖК РФ не содержат в себе оснований для выделения администрацией <адрес> Лопатиной А.О. жилого помещения маневренного фонда.
 

    Доказательств нарушенного права истцом Лопатиной А.О. в судебном заседании не представлено. Законных оснований для удовлетворения исковых требований Лопатиной А.О. не имеется.
 

    Решение суда не лишает Лопатину А.О. права на социальную защиту семьи, имеющей ребенка-инвалида, и не препятствует при представлении в администрацию <адрес> надлежащих документов, свидетельствующих о соблюдении условий, предусмотренных ст.51 ЖК РФ, вновь обратиться с просьбой о постановке на учет в качестве семьи, имеющей ребенка-инвалида, и нуждающейся в жилом помещении.
 

    Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
 

решил:
 

    Исковое заявление Лопатиной Алены Олеговны к администрации <адрес> о возложении на администрацию <адрес> обязанности поставить семью Лопатиной А.О. на учет (льготную очередь) для получения жилья по договору социального найма в <адрес>, предоставлении до момента получения жилья по договору социального найма временного жилья из маневренного или иного другого фонда, оставить без удовлетворения.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд путём подачи жалобы через Калязинский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
 

Председательствующий С.С.Чупалаев