К делу № 2-666/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    ст. Калининская
 

    Краснодарский край                                                                                    22 октября 2014 года
 

        Калининский районный суд Краснодарского края в составе:
 

    председательствующего Осовик С.В.,
 

    с участием ст.помощника прокурора Калининского района Власенко А.Б.,
 

    представителя ответчика администрации Бойкопонурского сельского поселения Калининского района – главы Бойкопонурского сельского поселения Калининского района Беспальченко С.И.,
 

    при секретаре Милёвой Е.А.,
 

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калининского района к администрации Бойкопонурского сельского поселения Калининского района об обязании устранения нарушений в сфере жилищно-коммунальной инфраструктуры
 

УСТАНОВИЛ:
 

        Прокурор Калининского района обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации Бойкопонурского сельского поселения, в котором указано, что во исполнение задания прокуратуры края о проверке деятельности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, курирующих вопросы жилищно-коммунального хозяйства, прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства организациями, занятыми в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Установлено, что органами местного самоуправления муниципального образования допускаются нарушения требований градостроительного законодательства и законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, что выражается в следующем. В соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселений обладаю) полномочиями по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений. Согласно ч. 5.1 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений подлежат утверждению представительными органами местного самоуправления таких поселений в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов. Положения части 5.1 статьи 26 применяются к правоотношениям, связанным с утверждением программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов и возникшим после дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2012 № 289-ФЗ. При наличии генеральных планов поселений и генеральных планов городских округов, утвержденных до дня вступления в силу указанного Закона, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры соответствующих поселений, городских округов должны быть разработаны и утверждены не позднее 1 января 2014 года. Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 № 502 утверждены требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов (далее - постановление Правительства РФ от 14.06.2013 № 502). Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 14.06.2013 № 502 программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры разрабатывается на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генерального плана поселения. Мероприятия и целевые показатели, предусмотренные программой, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. Если на момент разработки программы генеральный план реализуется менее 5 лет, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели указываются с разбивкой по годам в течение первых 5 лет, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. Если на момент разработки программы срок реализации генерального плана составляет 5 лет и более, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели указываются с разбивкой по годам. В соответствии с п. 8 постановления Правительства РФ от 14.06.2013 № 502 программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры должна включать в себя: а) паспорт, который содержит сведения по перечню согласно приложению; б) характеристику существующего состояния систем коммунальной инфраструктуры (в форме текста); в) план развития поселения, городского округа, план прогнозируемой застройки и прогнозируемый спрос на коммунальные ресурсы на период действия генерального плана; г) перечень мероприятий и целевых показателей, указанных в пункте 5 настоящих требований; д) анализ фактических и плановых расходов на финансирование инвестиционных проектов с разбивкой по каждому источнику финансирования с учетом реализации мероприятий, предусмотренных программой; е)    обосновывающие материалы. Кроме того, более детальный порядок разработки программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры отражен в методических рекомендациях по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденных Приказом Госстроя от 01.10.2013 № 359/ГС (далее - Методические рекомендации). В ходе проверки установлено, что программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на территории Бойкопонурского сельского поселения не принята. При этом, каких-либо конкретных мер на реализацию указанных полномочий администрацией поселения, не принимается, денежные средства на подготовку программы в 2014 году не выделялись, работа администрации строится на ожидании выделения средств из краевого бюджета. Таким образом, проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в нарушение ч. 5.1 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 6.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией Бойкопонурского сельского поселения не разработана и не утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения. В свою очередь, отсутствие разработанной программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры не позволяет в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органам местного самоуправления сельского поселения разрабатывать условия технического задания и утверждать инвестиционные программы организации коммунального комплекса. В соответствии с ч. 2 ст.42 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» до 1 июля 2013 года органы местного самоуправления поселения осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения. Порядок проведения инвентаризации сетей водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Инструкцией по технической инвентаризации основных фондов водопроводно-канализационных предприятий (утверждена Приказом по Министерству жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 9 сентября 1975 г. № 378) (далее - Инструкция). Согласно пунктам 2, 3 Инструкции техническая инвентаризация производится в целях: а)    выявления наличия и установления принадлежности, состояния и стоимости основных фондов; б) составления технической документации, необходимой для эксплуатации водопровода и канализации; в) включения стоимости основных фондов водопровода и канализации в общий баланс народного хозяйства; г)    установления размера амортизационных отчислений и укрепления хозяйственного расчета; д)    получения данных для разработки перспективных планов развития водопровода и канализации; е) удовлетворения других потребностей в инвентаризационных сведениях. Технической инвентаризации подлежат: а) жилые, административные, производственные здания и сооружения, а также земельные участки, на которых они расположены; б) водоводы, коллекторы, распределительные (магистральные, дворовые) трубопроводы водопровода и канализации и сооружения на них. В соответствии с п. 6 Инструкции по завершении инвентаризационно-технических работ в полном объеме составляется схематический план водоснабжения и канализации населенного пункта и сводные технические паспорта на водоводы, коллекторы и сети водопровода и канализации. Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 утверждены Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, а также требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения (далее - Правила). Согласно пункту 2 данных Правилам схемы водоснабжения и водоотведения - совокупность графического (схемы, чертежи, планы подземных коммуникаций на основе топографо-геодезической подосновы, космо и аэрофотосъемочные материалы) и текстового описания технико-экономического состояния централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и направлений их развития. В соответствии с п. 3 Правил целью разработки схем водоснабжения и водоотведения является обеспечение для абонентов доступности горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - централизованные системы водоснабжения и (или) водоотведения), обеспечение горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, рационального водопользования, а также развитие централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения на основе наилучших доступных технологий и внедрения энергосберегающих технологий. Вместе с тем, инвентаризация водопроводных сетей и сетей водоотведения на территории сельского поселения не проводилась, схема водоснабжения и водоотведения не утверждена, что свидетельствует о длящемся бездействии администрации сельского поселения.
 

        В ходе проведения проверки установлено, что износ водопроводной сети на территории Бойкопонурского сельского поселения по состоянию на август 2014 года в среднем составляет более 50 процентов, сетей водоотведения более 60 процентов. В период с января по май 2014 года на территории Бойкопонурского сельского поселения зарегистрировано более 30 аварий и неисправностей в сетях водоснабжения, что также свидетельствует о неудовлетворительном состоянии данных объектов коммунальной инфраструктуры.
 

        Кроме того, согласно пп. «В» п.9.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке на территории соответствующего муниципального образования схемы теплоснабжения, схемы водоснабжения, схемы водоотведения, программы комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры муниципального образования - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на реализацию региональной программы по модернизации системы коммунальной инфраструктуры после вступления в силу обязательных требований о разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, но не ранее 1 января 2015 года.
 

         Таким образом, бездействие администрации Бойкопонурского сельского поселения не способствует улучшению (модернизации) систем коммунальной инфраструктуры, их рационального использования, повышения энергетической эффективности, внедрению энергоснабжающих технологий, снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод, что нарушает права граждан на получение коммунальных услуг бесперебойно и надлежащего качества.
 

         Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
 

        Ненадлежащее исполнение органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей ущемляет не персонифицированные интересы неопределенного круга лиц - граждан, проживающих в муниципальном образовании, поскольку вышеназванные нарушения в целом не позволяют реализовывать государственную политику, направленную на охрану здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
 

        На основании изложенного, прокурор просит суд: Обязать администрацию Бойкопонурского сельского поселения Калининского района разработать программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; провести инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод); разработать и утвердить схемы водоснабжения и водоотведения на территории Бойкопонурского сельского поселения Калининского района.
 

          В судебном заседании ст.помощник прокурора Калининского района Власенко А.Б. заявленные требования поддержал, дал объяснения, аналогичные изложенным в заявлении. Просил исковые требования удовлетворить.
 

          В судебном заседании представитель ответчика администрации Бойкопонурского сельского поселения Калининского района – глава администрации Бойкопонурского сельского поселения Калининского района Беспальченко С.И. исковые требования признал и пояснил, что в настоящее время администрацией поселения принимаются меры к устранению указанных нарушений законодательства в кратчайшие сроки.
 

          Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
 

          Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений.
 

           Согласно ч. 5.1 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений подлежат утверждению представительными органами местного самоуправления таких поселений в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов.
 

         Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 14.06.2013 № 502 программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры разрабатывается на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генерального плана поселения. Мероприятия и целевые показатели, предусмотренные программой, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. Если на момент разработки программы генеральный план реализуется менее 5 лет, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели указываются с разбивкой по годам в течение первых 5 лет, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. Если на момент разработки программы срок реализации генерального плана составляет 5 лет и более, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели указываются с разбивкой по годам.
 

        В соответствии с ч. 2 ст.42 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» до 1 июля 2013 года органы местного самоуправления поселения осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения.
 

         Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 утверждены Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, а также требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения.
 

        Согласно п.3 указанных Правил целью разработки схем водоснабжения и водоотведения является обеспечение для абонентов доступности горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - централизованные системы водоснабжения и (или) водоотведения), обеспечение горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, рационального водопользования, а также развитие централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения на основе наилучших доступных технологий и внедрения энергосберегающих технологий.
 

        Так в судебном заседании установлено, что администрацией Бойкопонурского сельского поселения Калининского района Краснодарского края не разработана и не утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры данного поселения. Так же, в судебном заседании установлено, что инвентаризация водопроводных сетей и сетей водоотведения на территории Бойкопонурского сельского поселения не проводилась, схема водоснабжения и водоотведения не утверждена. Не принятие администрацией Бойкопонурского сельского поселения мер к разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и проведению инвентаризации водопроводных и канализационных сетей не способствует улучшению (модернизации) систем коммунальной инфраструктуры, их рационального использования, повышения энергетической эффективности, внедрению энергоснабжающих технологий, снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод, что нарушает права граждан на получение коммунальных услуг бесперебойно и надлежащего качества.
 

        С учетом характера выявленных нарушений, суд полагает исковые требования прокурора удовлетворить.
 

        На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд:
 

РЕШИЛ:
 

         Обязать администрацию Бойкопонурского сельского поселения Калининского района Краснодарского края разработать программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, провести инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), разработать и утвердить схемы водоснабжения и водоотведения на территории Бойкопонурского сельского поселения Калининского района.
 

         Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд, через Калининский райсуд, в течение месяца.