Дело № 2-628/2014г.
 

Решение
 

Именем Российской Федерации
 

    24 октября 2014 года      с.Калга
 

    Калганский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Турко А.В.,
 

    при секретаре Арзамазовой Ж.В.,
 

    с участием прокурора Калганского района Забайкальского края Горбатова А.Н.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Калга гражданское дело по исковому заявлению прокурора Калганского района Забайкальского края в интересах РФ, Забайкальского края, муниципального района «Калганский район», неопределенного круга лиц к сельскохозяйственному потребительскому кредитно-сберегательному кооперативу «Аграрник» об обязании предоставить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Забайкальскому краю расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2014 год,
 

установил:
 

    Прокурор Калганского района Забайкальского края в интересах РФ, Забайкальского края, муниципального района «Калганский район», неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к сельскохозяйственному потребительскому кредитно-сберегательному кооперативу «Аграрник» (далее по тексту СПКСК «Аграрник») об обязании встать на учет в качестве природопользователя в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Забайкальскому краю.
 

    ДД.ММ.ГГГГ года прокурор Калганского района Забайкальского края направил в суд уточненные требования к исковому заявлению, просит суд обязать СПКСК «Аграрник» предоставить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Забайкальскому краю расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2014 год в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения бюджетного законодательства и законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой установлено следующее.
 

    Согласно информации, представленной Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю, СПКСК «Аграрник» на учете в качестве природопользователя не состоит, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду не предоставляет, плату не оплачивает.
 

    Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
 

    В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
 

    Согласно ст.14 Закона, одним из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды является установление платы за негативное воздействие на окружающую среду.
 

    Исходя из содержания статьи 16 Закона, негативное воздействие на окружающую среду является платным. Форма платы за негативное воздействие на окружающую среду определяется федеральными законами.
 

    К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
 

    выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
 

    сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
 

    загрязнение недр, почв;
 

    размещение отходов производства и потребления;
 

    загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
 

    иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
 

    Таким образом, плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязанностью всех организаций, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
 

    Согласно ч.3 ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды» порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
 

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который в соответствии с его пунктом 1 распространяется на организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стандартных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов и другие виды вредного воздействия.
 

    В соответствии с пунктом 2 Порядка заполнения и предоставления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05 апреля 2007 года № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду», расчет представляется плательщиками в одном экземпляре в управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, межрегиональные управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, межрегиональные территориальные управления по экологическому и технологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – территориальные органы Ростехнадзора) по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект.
 

    Расчет предоставляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
 

    Указом Президента РФ от 23 июня 2010 года № 780, Федеральной службе в сфере природопользования переданы функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы (пункт 3 Указа).
 

    В соответствии с п.п.15 п.2 Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий» плата за негативное воздействие на окружающую среду отнесена к источникам доходов бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, администрирование которых закреплено за Росприроднадзором.
 

    Таким образом, непредставление расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, тем самым причиняет материальный ущерб федеральному бюджету, бюджету Забайкальского края и муниципального района «Калганский район». В указанные бюджеты не поступают денежные средства, предназначенные для компенсации негативного воздействия на окружающую среду и её восстановления и охрану окружающей среды. Данные платежи должны быть направлены на реализацию установленных законодательством РФ принципов охраны окружающей среды: обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрану, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Тем самым затрагиваются интересы как государства, субъекта РФ, муниципального образования – муниципального района «Калганский район», так и интересы неопределеннгого круга лиц –граждан РФ, жителей муниципального района «Калганский район».
 

    В силу ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, а также неопределенного круга лиц.
 

    В соответствии со ст.12 ГПК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
 

    Прокурор просит суд обязать СПКСК «Аграрник» предоставить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Забайкальскому краю расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2014 год в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
 

    Определением от 24 октября 2014 года производство по делу в части обязать СПКСК «Аграрник» предоставить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Забайкальскому краю расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за четвертый квартал 2014 года в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, прекращено, в связи с отказом прокурора от исковых требований.
 

    В судебном заседании прокурор Калганского района Забайкальского края Горбатов А.Н. исковые требования поддержал.
 

    Ответчик, третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
 

    ДД.ММ.ГГГГ года от руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Забайкальскому краю ФИО5 в суд поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие.
 

    На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, третьего лица.
 

    Выслушав прокурора Горбатова А.Н., исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
 

    В силу ст.42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
 

    В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
 

    Согласно ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
 

    Приказом Минприроды РФ от 26.10.2011 № 863 утвержден Порядок государственного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также количества и состава выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
 

    Согласно ч.2 указанного Порядка государственному учету подлежат юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
 

    Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
 

    Настоящий порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую среду, в том числе размещение отходов.
 

    Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
 

    В соответствии с ч.3 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
 

    Согласно ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Аналогичная обязанность в части учета выбросов загрязняющих веществ установлена Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ст.30 Закона).
 

    Негативное воздействие на окружающую среду является платным (п.1 ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), при этом согласно ст.28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст.23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» плата за размещение отходов определяется и взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 

    Согласно Приказу Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» платежи за негативное воздействие на окружающую среду подлежат оплате ежеквартально к 20 числу следующего месяца квартала.
 

    Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
 

    В силу ч.1 ст.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
 

    В силу ч.1 ст.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
 

    Под размещением отходов в силу статьи 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - это специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
 

    Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (статья 12 вышеуказанного Федерального закона).
 

    В соответствии с п.2 Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду утвержденного Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 расчет представляется плательщиками в одном экземпляре в управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, межрегиональные управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, межрегиональные территориальные управления по экологическому и технологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - территориальные органы Ростехнадзора) по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект.
 

    Пунктом 3 вышеуказанного Порядка, расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
 

    Указом Президента РФ от 23 июня 2010 года № 780, Федеральной службе в сфере природопользования переданы функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы (пункт 3 Указа).
 

    В соответствии с п.п.15 п.2 Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий» плата за негативное воздействие на окружающую среду отнесена к источникам доходов бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, администрирование которых закреплено за Росприроднадзором.
 

    В соответствии со ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ доходы федерального бюджета, субъектов РФ, местных бюджетов (муниципальных районов) формируются, в том числе за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду.
 

    Как установлено в судебном заседании СПКСК «Аграрник» с ДД.ММ.ГГГГ года зарегистрировано в качестве юридического лица, основным видом деятельности является <данные изъяты>, дополнительными видами деятельности <данные изъяты>
 

    Как следует из материалов дела, прокуратурой Калганского района Забайкальского края в ходе проверки исполнения бюджетного законодательства и законодательства об охране окружающей среды установлено, что СПКСК «Аграрник» на учете в качестве природопользователя не состоит, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду не предоставляет, плату не осуществляет, что также подтверждается ответом Управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю от ДД.ММ.ГГГГ года.
 

    Поскольку ответчик является природопользователем, при таких обстоятельствах, с учетом требований закона, суд полагает необходимым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
 

    В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ, суд, с учетом мнения процессуального истца устанавливает СПКСК «Аграрник» срок исполнения данного решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
 

    В связи с тем, что прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, следовательно, на основании ч.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

решил:
 

    Исковые требования и.о. прокурора Калганского района Забайкальского края, удовлетворить.
 

    Обязать сельскохозяйственный потребительский кредитно-сберегательный кооператив «Аграрник» предоставить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Забайкальскому краю расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый, второй и третий кварталы 2014 года в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
 

    Взыскать с сельскохозяйственного потребительского кредитно-сберегательного кооператива «Аграрник» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей в доход бюджета муниципального образования «Калганский район».
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Калганский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
 

    Решение в окончательной форме будет изготовлено и может быть получено сторонами в Калганском районном суде 28 октября 2014 года.
 

Судья – подпись
 

    Копия верна: Судья Калганского районного суда А.В. Турко
 

    «СОГЛАСОВАНО»
 

    Судья Турко А.В.