Р Е Ш Е Н И Е
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

4 сентября 2014 года г.Калачинск
 

    Калачинский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Ивановой Е.В., при секретаре Саволайнен Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-824/2014 по иску Рюмина В.А. к Администрации Калачинского муниципального района, Администрации Калачинского городского поселения о признании нуждающимся в жилом помещении, признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, обязании поставить на учет нуждающихся в жилом помещении как ветерана боевых действий, суд
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    В Калачинский городской суд обратился Рюмин В.А. с иском к Администрации Калачинского городского поселения, в котором указал, что проходил службу по контракту в период с 13.02.2000 года по 25.07.2000 года в составе <данные изъяты>, участвовал непосредственно в боевых действиях, 23.10.2000 года был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении составом семьи 4 человека в Оконешниковском районе Омской области, в декабре 2000 года выехал из Оконешниковского района в г.Калачинск, обратился в Калачинский военкомат о постановке на учет, где был уведомлен о переводе учетного дела по месту нового жительства, в администрации Оконешниковского района также заверили, что дело направят в г.Калачинск, в 2009 году обратился в администрацию г.Калачинска, где был уведомлен об отсутствии его семьи в очереди на получение жилья, тем самым действиями администрации Оконешниковского района нарушены его права, он проживает в г.Калачинске, состав семьи 5 человек, был признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учет в администрации г.Калачинска, на основании изложенного просил обязать ответчика включить Рюмина В.А. во внеочередной список на получение жилого помещения.
 

    В дальнейшем Рюмин В.А. представил уточненные исковые требования, по обстоятельствам приведенным в первоначальном исковом заявлении полагал, что администрация Калачинского муниципального района должна была включить его во внеочередной список на получение жилья, просил признать его с составом семьи 5 человек нуждающимся в жилом помещении как ветерана боевых действий с 23.10.2000 года, признать право на обеспечение жильем за счет федерального бюджета, обязать администрацию Калачинского муниципального района поставить на учет нуждающимся в жилом помещении как ветерана боевых действий с 23.10.2000 года, включить в федеральный реестр граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет федерального бюджета.
 

    В судебном заседании истец Рюмин В.А.. его представитель Катугин Е.Г., заявленные требования поддержали, дали пояснения аналогичные изложенным в иске.
 

    Представитель ответчика Администрации Калачинского муниципального района Медведева Е.Р., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснил, что в силу п.6 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями является полномочием администрации Калачинского городского поселения, 7.02.2013 года списки были переданы в администрацию Калачинского городского поселения, согласно постановления № 538-П от 22.09.2009 года семья Рюмина В.А. поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении малоимущих граждан по социальному найму, жилое помещение по договору социального найма будет предоставлено в порядке очередности, по вопросу внеочередного предоставления жилья администрация участвует лишь в отношении лиц, принятых на учета до 2005 года, Рюмин В.А. до 2005 года с заявлением не обращался, в связи с переездом был правомерно снят с учета в Оконешниковском районе, его требования являются необоснованными.
 

    Представитель ответчика администрации Калачинского городского поселения Балашенко В.В., действующий на основании доверенности, иск не признал, суду пояснил, что с 2013 года администрацией города осуществляется учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, Рюмин В.А. состоит на учете, под номером 127, внеочередные списки не ведутся, в предоставлении жилья льготным категориям они не участвуют.
 

    Третье лицо администрация Оконешниковского городского поселения были надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела судом, в судебное заседание представителей не направили, не просили об отложении разбирательства по делу, не сообщали об уважительности причин отсутствия представителя, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
 

    Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    Согласно ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или Законом.
 

    В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
 

    Исходя из позиции ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
 

    При осуществлении гражданских прав, исходя из положений п. 3 ст. 10 ГК РФ, предполагается разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений.
 

    Статья 1 ЖК РФ предусматривает, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенность и недопустимость произвольного лишения жилища в том числе. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
 

    Как установлено в ходе судебного разбирательства, Рюмин ФИО8 в период с 13.02.2000 года по 25.07.2000 года проходил военную службу по контракту в <данные изъяты>, согласно удостоверения сери и № № №, выданного 21.10.2004 года Военным комиссариатом г.Калачинска, имеет право на льготы, установленные п.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах» (л.д.8).
 

    Постановлением главы администрации Оконешниковского района Омской области № 480-п от 23.10.2000 года Рюмин В.А. с составом семьи 4 человека поставлен на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий участников мероприятий по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории <данные изъяты> в период с 1994 по 1996 года и при проведении <данные изъяты> с 1999 года (л.д.21).
 

    Постановлением главы Оконешниковского муниципального образования Омской области № 46-п от 11.02.2005 года Рюмин В.А. был снят с очереди в связи с приобретением жилья, выездом на жительство за пределы района (л.д.18).
 

    Постановлением главы Калачинского муниципального района № 538-п от 22.09.2009 года Рюмин В.А. был постановлен на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении малоимущих граждан по социальному найму с составом семьи 5 человек с 20.08.2009 года (л.д.71-74).
 

    Согласно ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, кроме прочего, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
 

    Между тем, в соответствии с ч.4 ст.15 Федерального закона № 131-фз от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
 

    Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
 

    05.05.2011 года между Администрацией Калачинского муниципального района и Администрацией Калачинского городского поселения было заключено соглашение о передаче полномочий по обеспечению проживающих в Калачинском городском поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством со сроком действия с 01.01.2011 года по 31.12.2011 года.
 

    Согласно акта приема передачи от 7.02.2013 года список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма и личные дела были переданы в Администрацию Калачинского городского поселения (л.д.41).
 

    Согласно постановления Главы Калачинского городского поселения № 65-п от 15.04.2014 года Рюмин В.А. состоит в списке под номером 127 (л.д.64).
 

    В соответствии с положениями с п.3 ч.1 ст.16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
 

    Из приведенных норм следует, что обеспечению за счет средств федерального бюджета подлежат ветераны боевых действий, признанные в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года.
 

    Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" реализация мер социальной поддержки ветеранам боевых действий осуществляется на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 01.01.1992.
 

    В силу ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации законодатель определил категории граждан, которые вправе претендовать на получение жилого помещения вне очереди, то есть установил особый порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, к которым отнесены граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
 

    Перечень категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которым жилые помещения предоставляются в первую очередь, содержался в ст. 36 Жилищного кодекса РСФСР.
 

    В указанной статье отсутствовало указание на первоочередное обеспечение жильем ветеранов боевых действий, однако в ч. 2 ст. 36 Жилищного кодекса РСФСР было прямо указано, что законодательством Российской Федерации возможность первоочередного получения жилого помещения может быть предоставлена и другим категориям граждан, к которым, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах", относились ветераны боевых действий.
 

    Вопросы вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации и применения его к отношениям, возникшим до 01.03.2005, урегулированы Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
 

    Согласно ст. 5 указанного закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
 

    Положениями ст. 6 данного закона установлено, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей статьи.
 

    Как предусмотрено п. 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
 

    Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения для ветеранов боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01.01.2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
 

    Предоставление жилья ветеранам боевых действий в Омской области осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 N 99-п "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», из содержания п.4. которого следует, что обеспечение граждан жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком осуществляется один раз в форме предоставления: гражданам, указанным в подпунктах 2, 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", - жилого помещения по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по их выбору.
 

    Жилые помещения по договору социального найма предоставляются в соответствии с федеральным и областным законодательством.
 

    При этом, согласно пунктов 7, 8 постановления для включения в списки граждан, претендующих на получение выплат, граждане представляют по месту жительства в органы местного самоуправления Омской области заявление о предоставлении выплаты, а также копии документов, указанных в перечне, после чего органы местного самоуправления Омской области рассматривают документы, по результатам рассмотрения принимают решение о включении либо об отказе во включении заявителя в списки граждан, претендующих на получение выплат.
 

    По правилам ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
 

    Согласно ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан и документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.
 

    Исходя из положений ст.16 Закона Омской области от 28.12.2005 года № 722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» решение о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принимается органом местного самоуправления Омской области по месту жительства граждан или органом местного самоуправления Омской области не по месту жительства граждан в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.
 

    При этом, заявление о принятии на учет по установленной форме подается гражданином в орган местного самоуправления Омской области с необходимыми документами, решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается органом местного самоуправления Омской области по результатам рассмотрения заявления и иных представленных и полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документов не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления в орган местного самоуправления Омской области документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
 

    В соответствии со ст.17 Закона Омской области от 28.12.2005 года № 722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет), осуществляется органами местного самоуправления Омской области (далее - органы местного самоуправления).
 

    Учет ведется в отношении всей территории соответствующего муниципального образования Омской области по единому списку установленной формы согласно приложению N 3 к настоящему Закону, из которого одновременно в отдельные списки включаются нуждающиеся в жилых помещениях граждане, имеющие право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди, граждане, которым предоставляются по договорам социального найма жилые помещения жилищного фонда Омской области, а также граждане, которым предоставляются по договорам социального найма жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации.
 

    Граждане снимаются с учета в случаях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
 

    Исходя из п.8 указанной статьи граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, в том числе принятые на учет по месту работы, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма в соответствии с федеральным законом.
 

    Ведение учета в отношении данных граждан осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
 

    Таким образом, указанные выше нормы права закрепляют правила постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по дате подачи соответствующего заявления. Предоставление жилых помещений, в том числе лицам из числа ветеранов боевых действий, осуществляется в порядке очередности в соответствии со списком, исходя из даты включения в указанный список, при этом, не ущемляя права других граждан, также имеющих право на получение жилья.
 

    Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
 

    По смыслу приведенной нормы права названные в ней граждане сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, а также право на предоставление жилых помещений по данному договору независимо от признания их малоимущими, в то время как после введения в действие Жилищного кодекса РФ, то есть после 01 марта 2005 года, в соответствии с ч. 2 ст. 49 и ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на таком учете имеют право лишь малоимущие граждане либо граждане, относящиеся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории.
 

    Тем самым, вопрос о сохранении очередности постановки граждан на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений, указанной нормой не регулируется.
 

    В то же время, ч. 2 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1,3 -6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
 

    Как установлено судом истец был поставлен на учет, нуждающихся в жилом помещении в администрации Оконешниковского района 23.10.2000 года, в декабре 2000 года выехал на место жительства в другое муниципальное образование- Калачинский район, что в силу п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ является основанием для снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не опроверг.
 

    Истец Рюмин В.А. в администрацию Калачинского муниципального района с заявлением о постановке на учет как лица, имеющего право на улучшение жилищных условий, в том числе как меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, до внесения изменения в действующее законодательство, то есть до 1.03.2005 года не обращался, решение о постановке его на учет не принималось, что не оспаривалось истцом в судебном заседании.
 

    Сам факт присвоения статуса ветерана боевых действий не порождает обязанность ответчика включить истца в очередь на получение жилья, предусмотренную для ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления носит заявительный характер.
 

    20.08.2009 года Рюмин В.А. обратился с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на общих основаниях(л.д.75), заявление о выборе способа обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения не представлял, что подтверждается копией учетного дела истца, предоставленного ответчиком (л.д.71-96).
 

    Тем самым, у администрации Калачинского муниципального образования обязанность по включению в список лиц, нуждающихся в жилом помещении на общих основаниях возникла с момента обращения Рюмина В.А. с заявлением, что и было реализовано на основании постановления № 538-п от 22.09.2009 года.
 

    Доводы истца об обязанности органов местного самоуправления передавать учетные дела лиц, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае их выбытия в другое место жительства не основаны на нормах закона.
 

    Рюмин В.А. в силу ч.3 ст.10 ГК РФ должен был действовать разумно и добросовестно, однако, не проявил должной осмотрительности, не предпринял мер к реализации своих прав на обеспечение жилым помещением, при приезде к новому месту жительства в Калачинский район Омской области не обратился с заявлением в органы местного самоуправления Калачинского района, в связи с чем оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении и постановке на учет как ветерана боевых действий с 23.10.2000 года и обязании администрации Калачинского муниципального района поставить на учет с 23.10.2000 года не имеется, а поскольку обеспечение за счет средств федерального бюджета подлежат ветераны боевых действий, признанные в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года, то не имеется оснований и для удовлетворения иска Рюмина В.А. о признании за ним права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Исковые требования Рюмина В.А. к Администрации Калачинского муниципального района, Администрации Калачинского городского поселения о признании нуждающимся в жилом помещении, признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, обязании поставить на учет нуждающихся в жилом помещении как ветерана боевых действий оставить без удовлетворения.
 

    Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд в апелляционном порядке через Калачинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
 

    Судья
 

    Решение в окончательной форме изготовлено 8.09.2014 года.