Дело № 2-927\2014г.
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    24 октября 2014г. Судья Качканарского городского суда Свердловской области Кукорцева Т.А.,
 

    при секретаре Питиримовой Ю.О.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Качканара к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области -Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Качканару о предоставлении жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
 

у с т а н о в и л :
 

    Прокурор <адрес>, действуя в интересах Исенеева Леонида Владимировича 1993 года рождения, обратился в суд с иском к названным ответчикам об обязании их предоставить Исенееву Л.В. жилое помещение за счет средств областного бюджета, подготовить договор найма специализированного жилого помещения и подписанный договор направить в ГКУ СО «Фонд жилищного строительства».
 

    В обоснование иска указано, что Исенеев Л.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы <адрес> от 10.11.2003г. № несовершеннолетнему Исенееву Л.В. назначен опекун ФИО6 На основании приказа УСЗН по <адрес> от 20.08.2014г. № Исенеев Л.В. принят на учет для целей предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По достижению совершеннолетия Исенееву Л.В. жилье не было предоставлено.
 

    Прокурор <адрес> в интересах Исенеева Л.В. просит суд обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в <адрес> не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Качканарского городского округа, для Исенеева Л.В. Просил обязать ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» подготовить договор найма специализированного жилого помещения и направить в Управление социальной политики <адрес> для подписания Исенеевым Л.В. В обязанности Управления социальной политики <адрес> просил вменить возврат в ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» подписанный Исенеевым Л.В. договор найма специализированного жилого помещения.
 

    В судебном заседании истец - помощник прокурора <адрес> Мирошник П.А. изложенные в иске требования поддержал и суду пояснил, что Исенеев Л.В. относится к категории детей-сирот, по достижению ему возраста 18 лет не был обеспечен жилым помещением, Приказом начальника УСЗН от 20.08.2014г. № был принят на учет для целей предоставления жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда <адрес>. В собственности Исенеева Л.В. имеется жилое помещение в <адрес> по адресу: <адрес>, комн. 79, но проживание в этом жилье противоречит интересам несовершеннолетнего, поэтому был установлен факт невозможности проживания в нем. После чего Исенеев принят на учет нуждающихся в жилье и постановлен на учет в <адрес>, так как фактически проживал в <адрес> с опекуном - своей бабушкой ФИО6 До настоящего времени жилье Исенееву Л.В. не предоставлено.Просил уточнить в резолютивной части решения об исполнении судебного решения УСЗН <адрес> после получения договора о предоставлении жилья из ГКУ СО «Фонд жилищного строительства».
 

    В судебном заседании Исенеев Л.В. поддержал требования прокурора и пояснил, что проживает с бабушкой в <адрес> с момента лишения родительских прав его родителей. Своего жилья не имеет, а в комнате в <адрес>, находящейся в его собственности, проживать невозможно.
 

    Представители Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес>, Государственного казенного учреждения <адрес> «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела были извещены, что подтверждается уведомлениями о вручении судебного извещения.
 

    Представитель 3-го лица Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> направил отзыв на исковое заявление прокурора, где также просил рассмотреть дело в его отсутствие.
 

    Из его отзыва следует, что в связи с изменением законодательства, регулирующего порядок и основания предоставления жилых помещений детям-сиротам, к компетенции Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> относятся функции по учету жилых помещений для детей-сирот. В приобретении и предоставлении жилых помещений детям-сиротам Министерство по управлению имуществом не участвует.
 

    Из отзыва ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» следует, что нарушений прав истца нет, так как соблюдается установленный законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. Дело по иску прокурора в интересах Исенеева Л.В. просили рассмотреть в отсутствие своего представителя.
 

    Представитель Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес>- Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, требования прокурора считает подлежащими удовлетворению.
 

    Выслушав истца, Исенеева Л.В., исследовав письменные документы, суд приходит к следующим выводам.
 

    В судебном заседании установлено, что постановлением Главы <адрес> № от 10.11.2003г. над несовершеннолетним Исенеевым Л.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения учреждена опека, опекуном назначена бабушка несовершеннолетнего ФИО6 (л.д. 10). Родители Исенеева Л.В. лишены родительских прав решениями Красногорского районного суда <адрес> от 03.11.1999г. (лишена родительских прав мать) и от 01.02.2011г. (лишен родительских прав отец) (л.д. 14, 15-16). В дальнейшем мать ребенка судебным решением признана умершей (л.д.17).
 

    Приказом № от 20.08.2014г. Управления социальной политики по <адрес> Исенеев Л.В. принят на учет для предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда <адрес> (л.д.8). Находящееся в собственности Исенеева Л.В. жилое помещение по адресу: <адрес>, комната 79, не отвечает установленным правилам и требованиям, проживание в этом жилье невозможно, о чем имеется Приказ начальника Управления социальной политики по <адрес> № от 20.08.2014г. «Об установлении факта невозможности проживания Исенеева Л.В. в ранее занимаемом жилом помещении» (л.д.9).
 

    Исенеев Л.В. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, 10 микрорайон, <адрес>, эта квартира находится в собственности ФИО6 (л.д.24, 25). Данное обстоятельство никем не оспаривалось.
 

    Другого жилья у него нет, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, поступившем из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (л.д. 19, 20), справкой БТИ (л.д.18).     
 

    Таким образом, Исенеев Л.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как до достижения им совершеннолетнего возраста его мать умерла, а отец лишен родительских прав. Он постановлен на учет для предоставления жилого помещения государственного специализированного фонда <адрес>. Доказательств, подтверждающих отсутствие у Исенеева Л.В. права на жилое помещение государственного специализированного фонда <адрес>, суду не представлено.
 

    В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
 

    Реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
 

    Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с главой 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
 

    В силу п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
 

    Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ в редакции от 29.02.2012г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
 

    В ч. 7 ст. 8 названного Закона предусмотрено, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
 

    В соответствии с решением Качканарской Городской Думы от 27 октября 2005 года установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Качканарского городского округа, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма в размере 20-33 кв.м. для одиноко проживающего, но не более однокомнатной благоустроенной квартиры.
 

    Таким образом, установлено, что Исенеев Л.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, достиг совершеннолетнего возраста, остается необеспеченным благоустроенным жильем, отвечающим санитарным и техническим требованиям, соответствующим установленным социальным нормам, в настоящее время не имеет собственного постоянного жилья, пригодного для проживания, а также материальных средств для его приобретения, в связи с чем требования прокурора должны быть удовлетворены.
 

    В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013г. № 527ПП «Об утверждении порядка приобретения в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей» обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. Получателем бюджетных средств, предусмотренных для приобретения, (строительства, реконструкции) жилых помещений детям-сиротам, является казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства».
 

    В соответствии с п.п. 1 п. 1 Постановления Правительства Свердловской области от 16.04.2013г. № 491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» уполномоченным органом по приобретению и предоставлению жилых помещений для государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
 

    Распределение детям -сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п.7 Порядка, утвержденного постановлением № 572-ПП). Эти приказы являются основанием для заключения с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений.
 

    Уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд. Он осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управление социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения. Подписанные договоры возвращаются в Фонд (п. 9 Порядка).
 

    Действие вышеуказанного Порядка распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона, в случае, если дети-сироты не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона. При таких обстоятельствах приобретение и предоставление жилого помещения Исенееву Л.В. является обязанностью ответчиков.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
 

Р Е Ш И Л :
 

    Исковые требования прокурора города Качканара в интересах Исенеева Леонида Владимировича     удовлетворить.
 

    Обязать Министерство строительства, развития инфраструктуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Качканар Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Качканарского городского округа для Исенеева Л.В.
 

    Обязать Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» подготовить договор найма специализированного жилого помещения и направить в Управление социальной политики г. Качканар для подписания Исенеевым Л.В.
 

    Обязать Управление социальной политики по г. Качканару после получения из ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» договора найма для Исенеева Л.В. подписать договор найма Исенеевым Л.В. и возвратить этот договор в ГКУ СО «Фонд жилищного строительства».
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
 

    Судья Качканарского городского суда                               Т.А.Кукорцева