Дело №2-955/2014
Мотивированное решение изготовлено 27 октября 2014 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 октября 2014 года
Качканарский городской суд Свердловской области
в составе: председательствующего судьи Козловой А.В.
при секретаре Захаровой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шпехт Веры Аркадьевны к Управлению социальной политики по городу Качканар Свердловской области о признании права на получение удостоверения вдовы, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС, ставшего инвалидом,
У с т а н о в и л :
В Качканарский городской суд поступило исковое заявление Шпехт Веры Аркадьевны к ТОИОГВ <адрес> - Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> о признании права на получение удостоверения вдовы, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС.
В исковом заявлении истец указывает, что истец является вдовой ФИО3, перенесшего лучевую болезнь, связанную с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС, ставшего инвали<адрес> группы. Супруг истца умер ДД.ММ.ГГГГг.. Истец указывает, что с супругом являлись гражданами Российской Федерации и Германии, получали социальное обеспечение как граждане РФ. В августе 2014 года истец прибыла в <адрес> с целью оформления удостоверения вдовы, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы. Оформила в <адрес> временную регистрацию по адресу: <адрес>, 5 микрорайон <адрес>. Однако в оформлении и выдаче удостоверения истцу отказано по причине обращения истца не по месту своего жительства. С указанным отказом (распоряжением) ответчика истец не согласна, ссылается на правовые позиции Конституционного суда Российской Федерации (постановление от 02.02.1998г. № 4-П), положения Конституции Российской Федерации (ч.1 ст. 39, ст. 27), закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», просит суд:
- признать незаконным распоряжение Управления социальной политики по <адрес> от 19.08.2014г. об отказе в выдаче Шпехт В.А. удостоверения вдовы, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС, ставшего инвалидом;
- обязать Управление социальной политики по <адрес> выдать Шпехт В.А. в срок до 01.11.2014г. удостоверение вдовы, с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС, ставшего инвалидом, умершего ФИО3,
- взыскать с Управления социальной политики по <адрес> в пользу истца госпошлину в размере 200 руб. и услуги представителя по составлению искового заявления в размере 1000 руб..
В судебное заседание истец Шпехт В.А. не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, направила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика - Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> Управления социальной политики Министерства социальной политики <адрес> в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, причину неявки суду не сообщили, ходатайств в суд не направляли.
Ранее, в предварительном судебном заседании представитель ответчика Управления социальной политики по <адрес> Вьюнова Н.Р., действующая на основании письменной доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что действительно ФИО3 являлся получателем мер социальной поддержки как лицо, ставшее инвалидом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в Управлении социальной политики по <адрес>. В 2005 году ФИО3 с семьей выехал в Германию на постоянное место жительство, но гражданство Российской Федерации не утратил и через Управление социальной политики по городу Качканару получал предусмотренные законом меры социальной поддержки для указанной категории граждан вплоть до его смерти. В настоящее время ФИО3 умер, его супруга, приехав в <адрес>, зарегистрировавшись по месту пребывания, обратилась в Управление социальной политики с заявлением о получении удостоверения вдовы, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС, ставшего инвалидом, умершего ФИО3. В выдаче удостоверения отказано, поскольку заявитель не проживает в <адрес>, заявитель проживает в Германии. Уполномоченным органом действительно является Управление социальной политики, но по месту жительства заявителя. Полагает, что права истца могут быть восстановлены только через соответствующее Консульство.
Суд, учитывая, что все лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Шпехт В.А. и представителя ответчика Управления социальной политики по <адрес> в порядке ч.3 и ч.5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, изучив письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что ФИО3 являлся инвалидом второй группы вследствие катастрофы на ЧАЭС, в связи с чем по месту жительства в <адрес> получал меры социальной поддержки через Управление социальной политики по городу Качканару.
В 2005 году семья ФИО3 и В.А. выехала в Германию на постоянное место жительства, где 31.08.2013г. ФИО3 умер. Меры социальной поддержки ФИО3 получал вплоть до его смерти через Управление социальной политики по городу Качканару.
В 2014 году супруга ФИО3 - Шпехт В.А., приехав в <адрес>, где у нее в собственности имеется квартира по адресу: <адрес>, 5 микрорайон <адрес>, зарегистрировалась по месту пребывания на период с 08.08.2014г. по 25.08.2014г. и 15.08.2014г. обратилась в Управление социальной политики по городу Качканару с заявлением о получении удостоверения вдовы, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС, ставшего инвалидом, умершего ФИО3.
В выдаче указанного удостоверения и соответственно в предоставлении мер социальной поддержки истцу ответчиком ДД.ММ.ГГГГ отказано по причине непроживания в <адрес> (л.д.7). Распоряжение об отказе в выдаче удостоверения истцу вручено 22.08.2014г.
Истец оспаривает законность отказа и полагает, что имеет право на получение указанного удостоверения и соответственно в предоставлении мер социальной поддержки.
В соответствии с п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года № 818 с последующими изменениями и дополнениями «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска» Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации являются органами, уполномоченными определять порядок оформления и выдачи удостоверений гражданам из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в пунктах 1-4, 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 08 декабря 2006 года № 728/832/166н утвержден Порядок и условия оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы.
Согласно указанного порядка уполномоченными органами по оформлению и выдаче удостоверения являются:
- федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная (приравненная к ней) служба (далее - уполномоченный орган), - гражданам, работающим или проходящим военную (приравненную к ней) службу в этих федеральных органах исполнительной власти, находящихся в их ведении учреждениях, организациях и территориальных органах, а также получающим пенсионное обеспечение в этих органах, и членам их семьи;
- органы в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный орган), уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации - инвалидам, пенсионерам и другим категориям граждан, указанных в пункте 2 Порядка (кроме перечисленных в абзаце втором настоящего пункта)-(п.3 Порядка).
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 27 июня 2007 года № 605-ПП «О возложении полномочий по выдаче удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы» полномочия по оформлению и выдаче указанных удостоверений гражданам, проживающим на территории Свердловской области возложено на Министерство социальной политики Свердловской области и территориальные отраслевые исполнительные органы государственной власти Свердловской области.
Указанные органы осуществляют прием от граждан документов, перечисленных в вышеуказанном Порядке, проводят необходимую проверку, принимают решение о выдаче удостоверения, либо решение об отказе в выдаче удостоверения и иные функции, возложенные на них указанным постановлением.
Шпехт В.А., являясь гражданином Российской Федерации, имея в собственности жилое помещение, расположенное на территории г. Качканар, зарегистрировавшись в нем по месту пребывания, обратилась к ответчику с заявлением о выдаче ей удостоверения вдовы, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС, ставшего инвалидом.
Действительно, в соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713:
местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина;
местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий этого гражданина.
Фиктивной регистрацией гражданина по месту пребывания или по месту жительства является регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства на основании предоставления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.
Согласно п. 15 указанных Правил, регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.
Из приведенных норм права в совокупности следует, что регистрация по месту жительства является предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации и носит уведомительный характер.
Осуществляя регистрацию по месту жительства в соответствии с вышеуказанными нормами Закона Российской Федерации, гражданин, тем самым, обозначает свое постоянное место жительства не только для реализации своих прав, но и в целях исполнения своих обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Вместе с тем, реализовать свое право на получение указанного удостоверения, а в последующем и на получение мер социальной поддержки истец Шпехт В.А. в ином порядке, не иначе как путем обращения в Управление социальной политики по городу Качканару не может, поскольку международного соглашения между Российской Федерацией и Германией о социальном обеспечении не имеется.
Истец Шпехт В.А. является также гражданкой Российской Федерации, имеет в собственности жилое помещение на территории <адрес>, где вправе проживать в любое время и получать предусмотренные законом меры социальной поддержки как гражданин Российской Федерации, в том числе в соответствии с п.п.1 и 2 ч.1 ст. 13 и ч.4 ст. 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»., как член семьи, потерявший кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.
Доводы представителя ответчика о том, что свое право истец была вправе реализовать через Консульство, не обоснован, поскольку Консульство в указанной части уполномоченным органом не является.
В соответствии с Положением «О консульском учреждении Российской Федерации», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 05 ноября 1998 года № 1330 Консульское учреждение Российской Федерации является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, осуществляющим в пределах соответствующего консульского округа на территории государства пребывания консульские функции от имени Российской Федерации.
Основными задачами и функциями Консульского учреждения являются: защита в государстве пребывания прав и интересов, в том числе граждан Российской Федерации, выдача в установленном порядке и в пределах своей компетенции основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, временного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации и дающего ему право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию, а также принятие в установленном порядке и в пределах своей компетенции решений о выдаче и выдача виз иностранным гражданам и лицам без гражданства; осуществление в пределах своей компетенции функций по вопросам правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам с соблюдением законодательства государства пребывания и т.д..
При таких обстоятельствах у ответчика отсутствовали основания для отказа истцу в принятии решения о выдаче удостоверения, данное право истца подлежит восстановлению.
Срок, в течение которого просит истец ответчика выдать удостоверение (до 01.11.2014г.), необоснован и противоречит Порядку и условиям оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы.
Судебные расходы истца с ответчика взысканию не подлежат, поскольку ответчик в силу требований п.п. 19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от несения данных расходов.
Руководствуясь ст.ст. 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Шпехт Веры Аркадьевны удовлетворить.
Признать за Шпехт Верой Аркадьевной право на получение удостоверения получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС, ставшего инвалидом, дающее право на меры социальной поддержки как члену семьи умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы ФИО3.
Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти <адрес> правление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> по городу Качканару выдать Шпехт Вере Аркадьевне удостоверение получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС, ставшего инвалидом, дающее право на меры социальной поддержки как члену семьи умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы ФИО3.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде путем подачи жалобы через Качканарский городской суд.
Судья Качканарского городского суда А.В.Козлова