Дело 2-251/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Ижма 22 октября 2014 года
Ижемский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Пестрикова В.В.
при секретаре Артеевой В.Г.
заместителя прокурора Лазаревой Л.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску: прокурора Ижемского района в интересах Вокуевой В.А. к администрации МР «Ижемский» о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, суд
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ижемского района в интересах Вокуевой В.А. обратился в суд с иском к администрации МР «Ижемский» о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, утверждая, что истец является лицом, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и в соответствии со ст.99 Жилищного кодекса РФ и ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. В связи с тем, что в настоящее время истец включён в список лиц детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемых по договорам специализированного найма и обязанность по предоставлению жилого помещения в силу действующего законодательства возложена на администрацию МР «Ижемский», прокурор просит обязать администрацию МР «Ижемский» предоставить Вокуевой В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории муниципального района «Ижемский», благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда, на состав семьи 1 человек, площадью не менее 33 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, установленным жилищным законодательством, на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании заместитель прокурора Ижемского района Лазарева Л.Е. на исковых требованиях настаивает, пояснив, что Вокуевой В.А. является лицом, из числа детей оставшихся без попечения родителей, состоит на учёте и имеет право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Истец Вокуевой В.А. исковые требования прокурора поддерживает, пояснив, что желает проживать в Ижемском районе и хочет, чтобы ей предоставили жилое помещение.
Представитель ответчика администрации МР «Ижемский» в судебное заседание не явился, возражений на иск не представил, в направленном в суд заявлении просит рассмотреть дело без его участия в процессе, указав с что с исковыми требованиями прокурора согласен.
Суд заслушав ставшего заместителя прокурора Ижемского района Лазареву Л.Е., истца Вокуевой В.А. и исследовав материалы дела приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.
Как установлено судом, истец Вокуевой В.А. является лицом из числа детей оставшихся без попечения родителей и ДД.ММ.ГГГГ окончила <данные изъяты>, что подтверждается информацией <данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ г., другими материалами дела и кем-либо не оспаривается.
Согласно статьям 1,3 Жилищного кодекса РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими; их жилищные права в целом не могут быть ограничены; граждане имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством; никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В соответствии с п.п.2 п.2, п.3 ст.57 Жилищного кодекса РФ, в редакции, действовавшей до 01.01.2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу положений пунктов 1,3,9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей с 01.01.2013 года), детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных выше и достигших 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончания прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 ст.8 указанного Федерального закона.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 07.12.2012 г. № 104-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Согласно части 1 статьи 7 Закона Республики Коми № 104-РЗ, жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, включенным в списки, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По письменным запросам лиц, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона Республики Коми № 104 - РЗ жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Из анализа указанных выше норм следует, что обязанность по предоставлению во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда указанной выше категории граждан на территории муниципального района «Ижемский» возложена на администрацию муниципального района «Ижемский».
На основании письменного заявления, Вокуевой В.А. включена в список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда муниципального района «Ижемский».
Истец Вокуевой В.А. жилого помещения в собственности не имеет, нанимателем и членом семьи нанимателя жилого помещения не является, достигла 18 летнего возраста и желает проживать на территории муниципального района «Ижемский».
Поскольку истец Вокуевой В.А. относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений не является, достигла возраста 18 лет, закончила учебу в учебном заведении среднего профессионального образования, состоит на учете в администрации МР «Ижемский», как нуждающаяся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, оценив представленные суду доказательства в порядке ст.67 ч.1 ГПК РФ, суд находит исковые требования прокурора Ижемского района обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При определении площади предоставляемого истцу жилого помещения, суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 7 ст. 8 Закона № 159-ФЗ ( в ред. Закона № 15-ФЗ) по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным в пункте 1 настоящей статьи лицам, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Вопросы предоставления жилых помещений нуждающихся в жилье детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 1 января 2011 года регулировались Законом Республики Коми от 04 июля 2006 года № 54-РЗ « О категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма», в соответствии с которым жилищный учет указанных лиц осуществлялся органом исполнительной власти Республики Коми, уполномоченным Правительством Республики Коми, а жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Коми предоставлялись им по договорам социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра и как одиноким гражданам (ст. 10 Закона).
Частью 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ ( в ред. Закона РК от 29.04.2011 № 32-РЗ) «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» указанный выше порядок был изменен, и предоставление жилых помещений этим гражданам стало осуществляться по нормам, установленным органами местного самоуправления, которые значительно ниже, чем предусмотренные Законом Республики Коми от 04.07.2006 г. № 54-РЗ.
Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11 июля 2011 года «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года № 32-РЗ « О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» по запросу исполняющего обязанности прокурора Республики Коми», часть 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года № 32-РЗ « О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» в части предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, признана не соответствующей Конституции Республики Коми, ее статьям: 4 (гарантирует признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина); 17(равенство прав и свобод граждан независимо от их места жительства, происхождения, имущественного положения и других обстоятельств); 11, 41 ( право граждан на жилище и достойную жизнь); 18 ( запрещающая издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина).
С вступлением в силу с 01.01.2013 года Закона Республики Коми от 07.12.2012 г. № 104-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда ( ч.2 ст.7 Закона).
Таким образом, с 1 января 2013 года условия предоставления жилых помещений нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ухудшились, и эти лица вновь были лишены гарантированного на государственном уровне права на дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению жилой площадью именно в виде отдельной квартиры общей площадью в размере 33 квадратных метра.
Конституционный Суд Республики Коми в постановлении от 11.07.2011 года, указал, что предоставление жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, не только снижает ранее достигнутый уровень социальной защиты указанной категории граждан, но и в нарушение общих правил предоставления мер социальной поддержки порождает определенное правовое неравенство между лицами, входящими в одну и ту же защищенную группу, но проживающими в разных образованиях Республики Коми, а равно и ухудшает их положение по сравнению с указанными в Законе Республики Коми от 04.07.2006 № 54-РЗ гражданами, в отношении которых прежние нормы предоставления жилья были сохранены.
С учетом позиции Конституционного Суда Республики Коми, суд находит, что общая площадь предоставляемого жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна составлять не менее 33 кв.м.
Условия предоставления жилых помещений не должны ухудшать положение граждан по сравнению с ранее установленными, иное противоречило бы положениям Конституции Российской Федерации, закрепляющим, что каждый гражданин Российской Федерации на ее территории обладает всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (статья 6, часть2); права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законом, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием ( ст.18); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина ( статья 55, часть 2), а ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом допускается лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).
Из Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2009 года № 1203 (в ред. от 24.12.2012 № 1390) « Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» следует, что с 01.01.2013 года для расчета предоставления субсидии на одиноко проживающего гражданина применяется социальная норма площади жилого помещения в размере 33 кв.м., что также свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно предоставляться не менее указанной площади.
В судебном заседании установлено, что Вокуевой В.А. в установленном порядке поставлена в очередь на получение жилья по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», жилым помещением не обеспечена до настоящего времени, по окончании учебы в образовательном учреждении имеет право на получение жилого помещения в соответствии с действующим законодательством, её право на обеспечение жилым помещением не было реализовано по независящим от неё обстоятельствам.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцу Вокуевой В.А. на территории Ижемского района Республики Коми должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, на состав семьи 1 человек, площадью не менее 33 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, установленным жилищным законодательством, на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
Возражений на иск от администрации МР «Ижемский» не поступило.
Администрация муниципального района «Ижемский» как орган местного самоуправления выступающий в качестве ответчика от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь ст.ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ижемского района удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Ижемский» предоставить Вокуевой В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории муниципального района «Ижемский», благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда, на состав семьи 1 человек, площадью не менее 33 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, установленным жилищным законодательством, на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца с момента вынесения, через Ижемский районный суд Республики Коми.
Судья: В.В.Пестриков