Дело 2-254/14
 

 

    Р Е Ш Е Н И Е
 

    Именем Российской Федерации
 

 

    с.Ижма 29 октября 2014 года
 

 

    Ижемский районный суд Республики Коми в составе:
 

    председательствующего судьи Пестрикова В.В.
 

    при секретаре Артеевой В.Г.
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску: Терентьев А.И. к администрации сельского поселения «Няшабож», Терентьев В.И., Штэфан Э.И. и Непомнящих М.И. о восстановлении срока для принятия наследства и признании права собственности на дом и земельный участок, суд
 

 

    У С Т А Н О В И Л:
 

 

    Терентьев А.И. обратился в суд с иском к администрации сельского поселения «Няшабож», Терентьев В.И., Штэфан Э.И. и Непомнящих М.И. о восстановлении срока для принятия наследства и признании права собственности на дом и земельный участок, пояснив, что является сыном ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умершей ДД.ММ.ГГГГ года. На момент смерти матери он и его брат ФИО7, умерший ДД.ММ.ГГГГ проживали с матерью по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. После смерти матери осталось наследство в виде жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. При жизни матери и после её смерти и смерти брата он пользовался домовладением, проживал и следил за состоянием дома и земельного участка, оплачивал налоги и электричество, тем самым фактически вступив в наследство. В связи с тем, что его брат и сестры о принятии истцом наследства и признании права собственности не возражают и поскольку спора о наследстве со стороны третьих лиц нет, истец просит восстановить срок для принятия наследства, оставшегося после смерти ФИО3 и признать за ним право собственности на жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
 

    В судебном заседании представитель истца ФИО8 на исковых требованиях настаивает и в порядке ст.39 ГПК РФ уточнив исковые требования, просит установить факт принятия Терентьев А.И. в наследство жилого дома и земельного участка по адресу <адрес>, <адрес>, оставшихся после смерти матери ФИО3 и признать за ФИО9 право собственности на указанные выше дом и земельный участок, пояснив, что на момент смерти матери истец проживал в её доме, после смерти матери пользовался домом, проживал и следил за домом и земельным участком, оплачивал электроэнергию и налоги. Спора о праве нет.
 

    Установление факта принятия наследства истцу необходимо для оформления права собственности.
 

    Представитель ответчика администрации сельского поселения «Няшабож» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был уведомлен надлежащим образом, в направленном в суд заявлении просит рассмотреть дело назначенное на ДД.ММ.ГГГГ без его участия в процессе, указав, что администрация сельского поселения «Няшабож» с иском Терентьев А.И. согласна, претензий не имеет и подтверждает, что Терентьев А.И. принял наследство оставшееся после смерти матери: <адрес> <адрес>, проживал в нём, оплачивал налоги, счета.
 

    В соответствии с частью 1 статьи 173 ГПК РФ, заявление о признании иска представителем администрации сельского поселения «Няшабож» приобщено к материалам данного гражданского дела.
 

    Ответчики Терентьев В.И., Штэфан Э.И., Непомнящих М.И. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела были уведомлены надлежащим образом и суд считает возможным рассмотреть дело без их участия в процессе.
 

    Суд заслушав представителя истца ФИО8 и исследовав материалы дела приходит к следующему.
 

    В соответствии со ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
 

    Как установлено судом и видно из технического паспорта на объект индивидуального жилищного строительства, ФИО3 являлась собственником индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
 

    Жилой дом возведен в 1966 году и имеет общую площадь 48,3 кв.метра.
 

    В силу положений статьи 6 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшее до момента вступления в силу данного закона, признаются юридически действительными при отсутствии государственной регистрации, введенной настоящим законом. Государственная регистрация таких прав производится по желанию их правообладателей.
 

    Таким образом, поскольку ФИО3 являлась собственником жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> до вступления в силу указанного выше закона, её право собственности на данное жилое помещение возникло и при отсутствии государственной регистрации права.
 

    Согласно выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок и постановления главы администрации Няшабожского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 для ведения личного подсобного хозяйства предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> (кадастровый номер <данные изъяты> и выдано свидетельство на право пожизненного наследуемого и постоянного владения землей.
 

    В силу положений ст.3 п.9.1 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 г. «О введении в действие земельного кодекса РФ» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
 

    Учитывая, что земельный участок был предоставлен ФИО3 до введения в действие земельного кодекса РФ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО3 при жизни вправе была оформить данный земельный участок в собственность и что после её смерти может быть реализовано наследниками умершей.
 

    Согласно ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия о фактическом принятии наследства, в частности если он вступил во владение или управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитающиеся наследодателю денежные средства.
 

    В силу ст.1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются: дети, супруг и родители наследодателя.
 

    Терентьев А.И. является сыном ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ и в силу закона наследником первой очереди.
 

    После смерти ФИО3 наследственного дела не заводилось (справка нотариуса Ижемского нотариального округа от ДД.ММ.ГГГГ г.).
 

    Иные наследники первой очереди Терентьев В.И., Штэфан Э.И. и Непомнящих М.И. в представленных в суд заявлениях от наследства отказались в пользу брата Терентьев А.И.
 

    Истец Терентьев А.И. являющийся наследником первой очереди по закону на момент смерти ФИО3 проживал с ней, после смерти матери остался проживать в доме, оплачивал налоги, счета, изготовил технический паспорт на дом, что подтверждается справкой администрации сельского поселения «Няшабож» № от ДД.ММ.ГГГГ года, техническим паспортом на дом и кем-либо, в том числе ответчиками не оспаривается.
 

    В силу положений ст.1152 ч.2 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось и где оно не находилось.
 

    Таким образом, поскольку истец Терентьев А.И. являясь наследником первой очереди совершил действия о его фактическом принятии наследства, лиц претендующих на наследство и спора по наследству нет, суд находит, что истец Терентьев А.И. проживая в доме матери и используя для бытовых нужд находящееся в доме имущество, тем самым распоряжаясь наследственным имуществом, изготовив технический паспорт на дом, оплачивая налоги и электроэнергию, тем самым фактически вступил в наследство оставшееся после смерти матери, в связи с чем по представленным суду доказательствам, оцененными судом в порядке ст.67 ч.1 ГПК РФ, суд находит факт принятия истцом наследства установленным, а его исковые требования подлежащими удовлетворению.
 

    В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путём признания права.
 

    В связи с установлением судом факта принятия истцом наследства, исходя из того, что предоставленный ФИО3 земельный участок в пожизненное наследуемое владение ей предоставлен до введения в действие земельного кодекса РФ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ и ФИО3 так же являлась собственником жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, удовлетворяя исковые требования об установлении факта принятия наследства, суд находит возможным признать за истцом право собственности на указанные выше жилой дом и земельный участок.
 

    Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
 

 

    Р Е Ш И Л:
 

 

    Исковые требования Терентьев А.И. удовлетворить.
 

    Установить факт принятия Терентьев А.И. в наследство жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, земельный участок площадью <данные изъяты>), расположенный в границах участка жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> и иного имущества, где бы оно не находилось и в чём бы не заключалось, оставшихся после смерти матери ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Признать за Терентьев А.И. право собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
 

    Признать за Терентьев А.И. право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты>), расположенный в границах участка жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
 

    Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца с момента вынесения, через Ижемский районный суд Республики Коми.
 

 

 

 

    Судья: В.В.Пестриков