РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

        01 октября 2014 года г. Иркутск
 

        Иркутский районный суд Иркутской области в составе
 

    председательствующего судьи Шевченко М.В.,
 

    при секретаре Хадаевой Е.О.,
 

    с участием истца Никоноренко З.В.
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2364\2014 по иску Никоноренко З.В. к Администрации Усть-Балейского муниципального образования об установлении факта признании права собственности на квартиру,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Никоноренко З.В. обратилась в суд с иском к Администрации Усть-Балейского муниципального образования об установлении факта признании права собственности на квартиру.
 

    В обоснование иска указала, что **/**/**** приобрела по договору купли-продажи у УК 272/2 ? доли жилого дома, расположенного по адресу: ...., полезной площадью 35 кв.м., из них жилой - 24 кв.м. с надворными постройками – стайкой и сараем.
 

    Договор купли продажи зарегистрирован в Усть-Балейской сельской администрации **/**/**** в реестре за № 100, договор купли продажи в БТИ и Управлении Росреестра по Иркутской области не регистрировался.
 

    Право собственности на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке.
 

    Право собственности на квартиру в установленном законом порядке не зарегистрировано до настоящего времени.
 

    В судебном заседании истец Никоноренко З.В. исковые требования поддержала по изложенным доводам.
 

    Представитель ответчика Администрации Усть-Балейского муниципального образования в судебное заседание не явился, согласно заявлению просил рассмотреть дело в отсутствии представителя, против удовлетворения исковых требований не возражает.
 

    Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, оценив представленные в совокупности доказательства, суд приходит к следующему выводу.
 

    В соответствии с пунктом 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
 

    В судебном заседании установлено, что Никоноренко З.В. **/**/**** году приобрела по договору купли-продажи в собственность у учреждения УК 272/2 ? жилого дома, расположенного по адресу: .... полезной площадью 35 кв.м. из них жилой - 24 кв.м. с надворными постройками – стайкой и сараем. Ею было уплачено ~~~ руб.
 

    Договор купли продажи зарегистрирован в Усть-Балейской сельской администрации **/**/**** в реестре за № 100, договор купли продажи в БТИ и Управлении Росреестра по Иркутской области не регистрировался.
 

    Из похозяйственной книги № стр. 42 лицевой счет № усматривается, что Никоноренко З.В. на праве частной собственности с **/**/**** года принадлежит квартира площадью 40,1 кв.м. из них жилой 28,8 кв.м. с надворными постройками: стайка, по адресу ....
 

    Регистрация права собственности граждан в сельской местности до введения регистрации органами юстиции проводилась в похозяйственных книгах и подворных списках. Никаких документов в подтверждение права собственности граждан на жилые помещения в сельской местности не составлялось.
 

    В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от **/**/**** № – регистрация права собственности строений в сельской местности осуществляется в похозяйственных книгах.
 

    До вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности на квартиру зарегистрировано не было.
 

    Право собственности на земельный участок по адресу: ....1 зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от **/**/****.
 

    Согласно техническому паспорту на квартиру, расположенную по адресу.... ее общая площадь составляет 40, 1 кв.м., в том числе жилая - 28,8 кв.м.
 

    Из объяснений истца следует, что она всегда проживала в квартире с момента ее приобретения.
 

    Право собственности Никоноренко З.В. на квартиру № по адресу: д. .... возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ, следовательно, данное право является юридически действительным.
 

    В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона РФ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом; государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
 

    При обращении в Управление Росреестра по Иркутской области о регистрации права ей было отказано, поскольку в качестве правоустанавливающего документа на регистрацию представлен удостоверенный сельской администрацией договор купли-продажи жилого дома.
 

    Согласно ст. 239 ГК РСФСР, договор купли-продажи жилого дома (части дома) должен быть нотариально удостоверен.
 

    Статья 47 того же Кодекса предусматривает, что если одна из сторон полностью или частично исполнила сделку, требующую нотариального удостоверения, а другая сторона уклоняется от ее нотариального оформления, суд вправе по требованию исполнившей сделку стороны признать ее действительной при условии, что она не содержит ничего противозаконного. В этом случае последующее нотариальное оформление сделки не требуется.
 

    Как следует из материалов дела, стороны исполнили договор в полном объеме – Никоноренко З.В. оплатила предусмотренную договором сумму, продавец передал ей указанный в договоре объект недвижимости. В течение более 22 лет УК 272/2 не требовала расторжения договора. Длительное время Никоноренко З.В. проживает в приобретенной квартире, производит ее ремонт, поддерживая в хорошем техническом состоянии, другой жилой площади для проживания не имеет.
 

    В настоящее время истец лишена возможности зарегистрировать свое право собственности на квартиру, что не препятствует в силу требований статьи 165 ГК РФ признать сделку заключенной, так как из представленных суду доказательств следует, что сделка сторонами была фактически исполнена – УК 272\2 передала в собственность З.В. спорную квартиру, а З.В. уплатила УК 272/2 за квартиру денежные средства.
 

    Судом установлено, что указанная в договоре й/4 часть доля жилого дома по адресу: д. Зорино-Быково, ...., является квартирой по адресу: д....
 

    В соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.
 

    Статьей 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года предусмотрено, что права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации.
 

    На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

            Исковые требования Никоноренко З.В. удовлетворить.
 

        Признать за Никоноренко З.В. право собственности на квартиру общей площадью 40,1 кв.м., из них жилой - 28,8 кв.м., расположенную по адресу: ....
 

    Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца с момента его вынесения.
 

            Судья