Дело № 5-7/ 2014
 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 

    ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
 

    <адрес>
 

    Судья <адрес> городского суда<адрес> ФИО10
 

    с участием представителя юридического лица, привлеченного к административной ответственности, <данные изъяты> ФИО3,
 

    рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении юридического лица <данные изъяты>, привлеченного к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    В ходе проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Министерством образования и науки<адрес> плановой документальной проверки деятельности <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации об образовании в части лицензионных требований и условий, выявлен факт осуществления образовательной деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением лицензионных требований и условий, выразившихся в привлечении <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ к педагогической деятельности ФИО6, ФИО4, ФИО5, ФИО2, ФИО7, ФИО8, не имеющих высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика», не аттестованных на соответствие занимаемым должностям.
 

    Представитель юридического лица <данные изъяты> ФИО3 в судебном заседании вину юридического лица в совершении административного правонарушения признала полностью, пояснила, что в городе отсутствуют квалифицированные кадры, в связи с чем затруднительно решить кадровый вопрос. В связи с нехваткой квалифицированных кадров воспитателями были переведены либо приняты на работу ФИО4, ФИО5, ФИО2, по производственной необходимости переведены с младших воспитателей воспитателями ФИО6 и ФИО7, не имеющие образовательного ценза для работы воспитателями. Также без соответствующего образовательного ценза была принята на работу «учителем-логопедом» ФИО8, которая уже уволена из детского сада. Кроме того, в настоящее время ФИО7 в ДД.ММ.ГГГГ получит диплом о высшем профессиональном образовании, а ФИО2 обучается на <данные изъяты> <данные изъяты>. Для устранения выявленных нарушений ФИО6, ФИО2, ФИО7 поставлены на прохождение аттестации на соответствие занимаемым должностям на ДД.ММ.ГГГГ. Просила строго юридическое лицо не наказывать, учитывая, что учреждение финансируется из районного бюджета, а также отсутствие каких-либо последствий от допущенного нарушения.
 

    Представитель Министерства образования и науки<адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 155).
 

    Таким образом, судья считает возможным, руководствуясь требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства образования и науки<адрес>.
 

    Выслушав пояснения представителя юридического лица, огласив и исследовав материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
 

    Частью 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
 

    В соответствии с п.п. 40 п. 1. ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» для осуществления образовательной деятельности требуется лицензия.
 

    Согласно п.п. 3 п. 4 ст. 1 указанного Федерального закона особенности лицензирования образовательной деятельности устанавливаются Федеральными законами, регулирующими отношения в указанной сфере деятельности.
 

    На основании ч.1 ст.91 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по уровням образования.
 

    В силу ч. 3 ст.91 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицензирование образовательнойдеятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона.
 

    На основании п.п. 1, 2 ч.1 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.п. 3.29, 3.30 Положения о министерстве образования и науки<адрес> и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников министерства образования и науки<адрес>, утвержденного постановлением правительства<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № №, министерство образования и науки<адрес> является органом государственной власти<адрес>, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования, лицензированию образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории<адрес> (за исключением организаций, указанных в п. 7 ч. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона).
 

    Министерством образования и науки<адрес> на основании приказа Министерства образования и науки<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая проверка деятельности <данные изъяты> в соответствии с ежегодным планом проверок на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31-34).
 

    Приказ о проведении проверки получен <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36).
 

    В соответствии с уставом <данные изъяты>», утвержденным постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № № администрации <адрес>, лицензией на право ведения образовательной деятельности, выданной службой по контролю в области образования<адрес> ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер №, серии № (срок действия – бессрочно), <данные изъяты> осуществляет образовательную деятельность по реализации основной образовательной программы дошкольного образования по направленности образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании и учебным планом, утвержденным приказом от ДД.ММ.ГГГГ № №, <данные изъяты> осуществляет образовательную деятельность по реализации основной образовательной программы дошкольного образования (л.д.60-81, 11-12, 85-97).
 

    На основании с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» соблюдение лицензиатом: лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
 

    В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности» положением о лицензировании образовательной деятельности устанавливаются лицензионные требования.
 

    В силу пп «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 966, при осуществлении образовательной деятельности по реализации программы дошкольного образования дошкольная образовательная организация обязана иметь в наличии педагогических работников, заключивших с дошкольной образовательной организацией, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности, трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
 

    Аналогичное требование было установлено и ранее действующим Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (п. 36) и Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (пп «г» п 5).
 

    На основании ч. 1 ст. 46 действующего в настоящее время Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или профессиональным стандартам).
 

    Согласно с ч.2 ст. 46 указанного Федерального закона номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
 

    В соответствии с номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерацией от ДД.ММ.ГГГГ № №, должности «воспитатель», «учитель-логопед» относятся к категории должностей педагогических работников.
 

    Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № №, определены следующие требования к квалификации:
 

    - воспитателя: наличие высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо наличие высшего профессионального образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы;
 

    - учителя-логопеда: наличие высшего профессионального образования в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.
 

    В нарушение вышеуказанных норм в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> осуществляли педагогическую деятельность в качествевоспитателей, не имеющие высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика», не аттестованные на соответствие занимаемой должности:
 

    - ФИО6, допущенная к педагогической деятельности на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № о приеме на работу, удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ регистрационный № о краткосрочном повышении квалификации, сертификата <данные изъяты> (повышения квалификации) о принятии участия в семинаре в ДД.ММ.ГГГГ;
 

    - ФИО4, допущенная к педагогической деятельности на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № №. Согласно справки-вызова от ДД.ММ.ГГГГ № обучается в <данные изъяты>»;
 

    - ФИО5, также не имеющая дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика», допущенная к педагогической деятельности на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № о приеме на работу, диплома о высшем профессиональном образовании по направлению «Экономика и управление», выданного <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года;
 

    - ФИО2, допущенная к педагогической деятельности на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № о приеме на работу. Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ является студенткой <данные изъяты>;
 

    - ФИО7, допущенная к педагогической деятельности на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № о приеме на работу. Согласно справки-вызова от ДД.ММ.ГГГГ № является студенткой <данные изъяты>
 

    Кроме того, в <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № о приеме на работу, диплома о среднем профессиональном образовании была допущена и осуществляла педагогическую деятельность в качестве учителя-логопеда ФИО8, не имеющая высшего профессионального образования в области дефектологии, не аттестованная на соответствие должности «учитель-логопед».
 

    Факт осуществления образовательной деятельности <данные изъяты> с нарушениями лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности подтверждается:
 

    - протоколом № № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, составленным в соответствии со ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 1-10, 139-146, 152);
 

    - актом № № от ДД.ММ.ГГГГ проверки <данные изъяты> в котором зафиксированы нарушения, выявленные в ходе ее проведения, (л.д. 37-45, 138, 142);
 

    - учебным планом <данные изъяты>, утвержденным приказом от ДД.ММ.ГГГГ № № заведующей <данные изъяты> (л.д. 85-97);
 

    - информацией о педагогических работниках <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ учебный год (л.д. 110-111);
 

    - планом комплектования педагогическими кадрами <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ учебный год (л.д. 112-116);
 

    - тарификационным списком педагогического персонала <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ учебный год (л.д.117-120);
 

    - копиями приказа от ДД.ММ.ГГГГ № по <данные изъяты> о переводе ФИО6, младшего воспитателя, воспитателем постоянно; сертификата № №, выданного на имя ФИО6 <данные изъяты> (повышения квалификации) о том, что она приняла участие в семинаре с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ «Особенности жизни и воспитания в группах раннего возраста»; удостоверения ДД.ММ.ГГГГ регистрационный № о краткосрочном повышении квалификации ФИО6 (л.д. 123, 124, 125);
 

    - копиями приказа от ДД.ММ.ГГГГ № по <данные изъяты> о приеме на работу воспитателем ФИО4; справки-вызова от ДД.ММ.ГГГГ № №, согласно которой ФИО4 является студентом <данные изъяты> курса заочной формы обучения <данные изъяты> (л.д. 126, 127);
 

    - копиями приказа от ДД.ММ.ГГГГ № по <данные изъяты> о переводе ФИО5, младшего воспитателя, воспитателем постоянно; диплома серии №, регистрационный № № выданного на имя ФИО11 о том, что она в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ окончила заочный курс профессионального образования по специальности «Бухгалтерский учет» <данные изъяты> (л.д. 128, 129);
 

    - копиями приказа от ДД.ММ.ГГГГ № по <данные изъяты> о приеме на работу учителем-логопедом ФИО8; справки-подтверждения о том, что ФИО8 обучается в <данные изъяты> диплома, регистрационный № № выданного ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО8, об окончании <данные изъяты> по специальности «Специальное дошкольное образование» с присвоением квалификации «Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохраненным развитием» (л.д. 130, 131, 132);
 

    - копиями приказа от ДД.ММ.ГГГГ № по <данные изъяты> о приеме на работу воспитателем ФИО2; справки от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ФИО2 является студентом заочной формы обучения <данные изъяты> курса института психолого-педагогического образования <данные изъяты> (л.д. 133, 134);
 

    - копиями приказа от ДД.ММ.ГГГГ № по <данные изъяты> о переводе ФИО7, младшего воспитателя, воспитателем постоянно; справки-вызова от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что ФИО7 обучается по заочной форме <данные изъяты> курс <данные изъяты> (л.д. 135, 136);
 

    - копией справки от ДД.ММ.ГГГГ № №, выданной <данные изъяты> (л.д. 137).
 

    В силу статьи 331 Трудового Кодекса Российской Федерации к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N № "Об образовании в Российской Федерации.
 

    В соответствии с пунктом 9 раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N №, лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
 

    <данные изъяты> меры по получению такой рекомендации аттестационной комиссии в отношении ФИО6, ФИО2 и ФИО7 не предпринимались. Кроме того, из представленных материалов не следует, что принятие на должности воспитателей указанных лиц и «учителя-логопеда» с нарушением образовательного ценза вызывалось острой необходимостью.
 

    Привлечение неквалифицированных работников к педагогической деятельности, не имеющих профессионального образования, создает возникновение угрозы причинения вреда здоровью детей, свидетельствует о нарушении лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, установленных пп. «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № №
 

    В соответствии с п. 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № №, указанное нарушение относится к грубым нарушениям лицензионных требований и условий к осуществлению образовательной деятельности.
 

    Из выше изложенного следует, что юридическое лицо – <данные изъяты> допустило осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий специального разрешения (лицензии), при условии, что такое разрешение (лицензия) обязательно, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 

    Доводы представителя юридического лица ФИО3 о том, что в настоящее время ФИО8 занимавшая на момент проверки должность «учитель-логопед», уволена, а занимающие должность воспитателя ФИО6, ФИО2 и ФИО7 поставлены на прохождение аттестации на соответствие занимаемым должностям на ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть приняты как состоятельные и служить основанием для прекращения производства по делу, поскольку в соответствии с требованиями ч.4 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности за неисполнение которой административное наказание было назначено, соответственно, устранение выявленных нарушений является обязанностью <данные изъяты>, но не основанием для прекращения производства по делу.
 

    Доводы представителя юридического лица ФИО3 о том, что финансирование учреждения осуществляется из средств районного бюджета, который не предусматривает расходы на штрафы, так же являются не состоятельными, поскольку само по себе отсутствие финансирования юридического лица на оплату штрафов за совершение административных правонарушений, не является основанием для освобождения от административной ответственности.
 

    По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
 

    Совершенное юридическим лицом административное правонарушение, затрагивает сферу образования, т.е. единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Допущенное нарушение обязательных требований (условий) лицензии является грубым и по своему характеру свидетельствует о существенном нарушении охраняемых правоотношений и повышенной степени общественной опасности. С учетом изложенного, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, оснований для освобождения <данные изъяты> от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния не усматривается.
 

    Юридическое лицо - <данные изъяты>, подлежит административной ответственности за совершенное правонарушение.
 

    Обсуждая вопрос о виде и мере наказания, руководствуясь требованиями ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитываю характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
 

    <данные изъяты> ранее к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения не привлекалось, характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, правовой статус юридического лица, источники его финансирования в соответствии с разделом 9 Устава учреждения, принятие мер к устранению выявленных нарушений.
 

    Указанные обстоятельства в силу ч. 2 ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признаются смягчающими административную ответственность юридического лица.
 

    Обстоятельств, в соответствии со ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отягчающих административную ответственность, не установлено.
 

    При совокупности установленных обстоятельств по административному делу судья находит возможным назначить юридическому лицу административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.
 

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
 

ПОСТАНОВИЛ:
 

    <данные изъяты> признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>).
 

    Штраф перечислить в УФК по<адрес> (Министерство образования и науки<адрес>)
 

    ИНН\КПП: 2460210378/246001001
 

    ОКТМО: 04701000
 

    БИК банка: 040407001
 

    р/с40101810600000010001
 

    в ГРКЦ ГУ Банка России по<адрес>
 

    КБК: 077 1 16 07000 01 6000 140 (денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации об основах конституционного строя Российской Федерации, о государственной власти Российской Федерации, о государственной службе Российской Федерации, о выборах и референдумах Российской Федерации, об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации).
 

    Постановление может быть обжаловано в<адрес> суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через <адрес> городской суд<адрес>.
 

    Судья ФИО12