Дело № 2-1089/14
 

 

Решение
 

Именем Российской Федерации
 

ДД.ММ.ГГГГ                                 <адрес>
 

    Грозненский районный суд Чеченской Республики
 

    в составе председательствующего судьи Висиханова З.З.,
 

    при ведении протокола помощником судьи ФИО1,
 

    с участием заместителя прокурора <адрес> Чеченской Республики ФИО2,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> Чеченской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Комсомольского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики о признании бездействия администрации Комсомольского сельского поселения Чеченской Республики незаконным и обязании разработать и утвердить схемы водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения сельского поселения,
 

установил:
 

    Заместитель прокурора <адрес> Чеченской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Комсомольского сельского поселения Чеченской Республики незаконным и обязании разработать и утвердить схемы водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения сельского поселения, мотивируя требования тем, что в результате проведения проверки прокуратурой <адрес> ЧР исполнения законодательства в жилищно-коммунальной сфере в деятельности Администрации выявлены нарушения, связанные с не обеспечением реализации полномочий по утверждению схем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, требующие принятия мер для их устранения и недопущения впредь.
 

    Согласно ст.7 Конституции РФ Россия признается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из этих условий является обеспечение человека необходимым для его жизнедеятельности жилищно-коммунальными услугами: жилищем, теплом, электрической энергией, горячей и холодной водой, водоотведением, санитарной уборкой придомовых территорий и т.д.
 

    В силу п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, относится к вопросам местного значения поселения и городских округов.
 

    Согласно п.4 ч.1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации водоснабжения и водоотведения относится утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений.
 

    Пунктом 6 ч.1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» на органы местного самоуправления поселений и городских округов возложено утверждение схем теплоснабжения поселений, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
 

    Ответчиком до настоящего времени не созданы условия, в которых жилищно-коммунальное хозяйство смогло бы эффективно функционировать и выполнять свою главную роль – обеспечение потребности граждан в жилище и необходимых бытовых условий на уровне, соответствующем уровню других экономически развитых стран. Между тем, обеспечение права человека на жилище и создание условий для осуществления этого права закреплено Конституцией РФ (ст.40) и является одним из элементов. Несоблюдение требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере нарушает права граждан на получение необходимых для жизнедеятельности жилищно-коммунальных услуг.
 

    Просит признать бездействие ответчика незаконным и обязать разработать и утвердить схемы водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения сельского поселения.
 

    В судебном заседании заместитель прокурора ФИО2 исковые требования поддержал и пояснил суду, что ответчиком не разработаны и не утверждены схема водоснабжения и водоотведения и схема теплоснабжения сельского поселения, что подтверждается объяснением Главы администрации Комсомольского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, данным помощнику прокурора <адрес> ЧР. Бездействие Администрации в данном случае нарушает права неопределенного круга лиц – жителей Комсомольского сельского поселения на обеспечение доступности водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения с использованием централизованных систем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, обеспечение водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения в соответствии с требованиями законодательства РФ, рационального водопользования. В связи с тем, что невозможно персонифицировать граждан, являющихся жителями сельского поселения, которым может быть причинен вред жизни и здоровью в результате бездействия Администрации, прокурор выступает в защиту интересов неопределенного круга лиц. Просил обязать Администрацию разработать и утвердить схему водоснабжения и водоотведения и схему теплоснабжения сельского поселения.
 

    Представитель ответчика – администрации Комсомольского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики в судебное заседание не явился. Об уважительных причинах своей неявки суду не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Письменных возражений по иску суду не представил.
 

    Выслушав заместителя прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
 

    Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ) «О водоснабжении и водоотведении».
 

    В соответствии с п.4 ч.1 ст.6 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений… по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.
 

    Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения (ч.2 ст.38 Федерального закона № 416-ФЗ).
 

    Частью 3 ст.38 Федерального закона № 416-ФЗ определяется, что схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать целевые показатели развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные в соответствии с настоящим Федеральным законом планы снижения сбросов, планы мероприятий по при ведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.
 

    В силу ч.4 ст.38 Федерального закона № 416-ФЗ схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления.
 

    В соответствии с ч.5 ст.38 Федерального закона № 416-ФЗ схемы водоснабжения и водоотведения учитывают результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения и (или) водоотведения и содержат:
 

    1) основные направления, принципы, задачи и целевые показатели развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения;
 

    2) прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды, количества и состава сточных вод сроком не менее чем на 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, городских округов;
 

    3) зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения и водоотведения;
 

    4) карты (схемы) планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
 

    5) границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
 

    6) перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения и водоотведения в разбивке по годам, включая технические обоснования этих мероприятий и оценку стоимости их реализации.
 

    Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.6 ст.38 Федерального закона № 416-ФЗ).
 

    Согласно ст.42 данного Федерального закона до ДД.ММ.ГГГГ органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.
 

    Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ «О схемах водоснабжения и водоотведения» утверждены Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, а также Требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения.
 

    Пунктом 2 указанного Постановления Правительства РФ органам местного самоуправления рекомендовано утвердить схемы водоснабжения и водоотведения до ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Пунктом 2 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения понятие «схемы водоснабжения и водоотведения» определено как совокупность графического (схемы, чертежи, планы подземных коммуникаций на основе топографо-геодезической подосновы, космо- и аэрофотосъемочные материалы) и текстового описания технико-экономического состояния централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и направлений их развития.
 

    Пунктом 3 Правил предусмотрено, что целью разработки схем водоснабжения и водоотведения является обеспечение для абонентов доступности горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - централизованные системы водоснабжения и (или) водоотведения), обеспечение горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, рационального водопользования, а также развитие централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения на основе наилучших доступных технологий и внедрения энергосберегающих технологий.
 

    Согласно п.5 Правил проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования поселения, городского округа, утвержденными в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, и требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 782.
 

    Проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются уполномоченным органом местного самоуправления поселения. Указанные уполномоченные органы для разработки проектов схем водоснабжения и водоотведения могут в установленном порядке привлекать юридических лиц, в том числе иностранных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
 

    В соответствии с п.6 Правил схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются на срок не менее 10 лет с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения и газоснабжения. При этом обеспечивается соответствие схем водоснабжения и водоотведения схемам энергоснабжения, теплоснабжения и газоснабжения с учетом:
 

    а) мощности энергопринимающих установок, используемых для водоподготовки, транспортировки воды и сточных вод, очистки сточных вод;
 

    б) объема тепловой энергии и топлива (природного газа), используемых для подогрева воды в целях горячего водоснабжения;
 

    в) нагрузок теплопринимающих устройств, которые должны соответствовать параметрам схем теплоснабжения и газоснабжения в целях горячего водоснабжения.
 

    Согласно п.7 Правил при разработке схем водоснабжения и водоотведения используются:
 

    а) документы территориального планирования, сведения о функциональных зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд и зонах с особыми условиями использования территорий;
 

    б) материалы инженерно-геологических изысканий и исследований, опорные и адресные планы, регистрационные планы подземных коммуникаций и атласы геологических выработок, материалы инженерно-геодезических изысканий и исследований, картографическая и геодезическая основы государственного кадастра недвижимости, публичные кадастровые карты, кадастровые карты территорий муниципальных образований, схемы, чертежи, топографо-геодезические подосновы, космо- и аэрофотосъемочные материалы;
 

    в) сведения о техническом состоянии объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе о результатах технических обследований централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения;
 

    г) данные о соответствии качества горячей воды и питьевой воды требованиям законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека, о соответствии состава и свойств сточных вод требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и в области водоснабжения и водоотведения;
 

    д) сведения об инвестиционных программах, реализуемых организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, о мероприятиях, содержащихся в планах по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями, о мероприятиях, содержащихся в планах по снижению сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водозаборные площади, утвержденных в установленном порядке (в случае наличия таких инвестиционных про грамм и планов, действующих на момент разработки схем водоснабжения и водоотведения);
 

    е) сведения о режимах потребления и уровне потерь воды.
 

    В соответствии с п.10 Правил схемы водоснабжения и водоотведения в течение 15 дней со дня их утверждения подлежат официальному опубликованию в порядке, предусмотренном для опубликования актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации или актов органов местного самоуправления.
 

    Согласно Устава Комсомольского сельского поселение Грозненского муниципального района Чеченской Республики организация в границах сельского поселения водоснабжения населения, водоотведения относится к полномочиям администрации сельского поселения.
 

    Обязанность ответчика разработать и утвердить схему водоснабжения и водоотведения Комсомольского сельского поселения предусмотрена Федеральным законом № 416-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 782, а также Уставом Комсомольского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики.
 

    Ответчиком сведений о разработке и утверждении схемы водоснабжения и водоотведения Комсомольского сельского городского поселения, что подтверждается объяснением Главы администрации Комсомольского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, представленной в прокуратуру <адрес>.
 

    В соответствии со ст.17 ч.1 пп.4.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
 

    В силу пп.6 ч.1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений… по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
 

    В соответствии с ч.3 ст.29 вышеуказанного закона утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами должно быть осуществлено до ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Согласно п.20 ст.2 указанного закона схема теплоснабжения – документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
 

    В силу ч.ч. 2 и 3 ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» развитие системы теплоснабжения поселения… осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения… Уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать: определение условий организации централизованного теплоснабжения, индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления; решения о загрузке источников тепловой энергии, принятые в соответствии со схемой теплоснабжения; графики совместной работы источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и котельных, в том числе график перевода котельных в пиковый режим функционирования; меры по консервации избыточных источников тепловой энергии; меры по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; радиус эффективного теплоснабжения, позволяющий определить условия, при которых подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения нецелесообразно вследствие увеличения совокупных расходов в указанной системе; оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения.
 

    Согласно ч.7 ст.23 указанного закона требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
 

    Согласно п.17 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» решение об утверждении схемы теплоснабжения принимает глава местной администрации поселения.
 

    В нарушение указанных требований законодательства ответчик не разработал и не утвердил схему теплоснабжения.
 

    На основании ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
 

    В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, а также пресечением действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
 

    Бездействие администрации Комсомольского сельского поселения в данном случае нарушает права неопределенного круга лиц - жителей Комсомольского сельского поселения на обеспечение доступности водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения с использованием централизованных систем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, обеспечение водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, рационального водопользования.
 

    В судебном заседании установлено, что нарушения требований вышеизложенных норм закона в области водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, выявлены при проверке деятельности администрации Комсомольского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики, проведенной прокуратурой <адрес> Чеченской Республики.
 

    Представитель администрации Комсомольского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики письменных возражений по иску суду не представил.
 

    В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
 

    В данном случае нарушаются права неопределенного круга лиц на обеспечение доступности водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
 

    На основании ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает разумный срок, в течение которого решение должно быть исполнено ответчиком.
 

    С учетом мнения прокурора, суд считает разумным установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.191-198, 206 ГПК РФ,
 

РЕШИЛ:
 

    Иск заместителя прокурора <адрес> Чеченской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Комсомольского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики об обязании разработать и утвердить схемы водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения удовлетворить.
 

    Признать незаконным бездействие администрации Комсомольского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики, выразившееся в неисполнении требований законодательства России о разработке и утверждении схемы водоснабжения и водоотведения, а также схемы теплоснабжения.
 

    Обязать администрацию Комсомольского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики разработать и утвердить схему водоснабжения и водоотведения и схему теплоснабжения Комсомольского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики до ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Грозненский районный суд Чеченской Республики.
 

    Судья
 

(подпись)
 

З.З. Висиханов
 

Копия верна:
 

    Судья:
 

    Секретарь: