Р Е Ш Е Н И Е дело № 2-392\2014
 

 

    Именем Российской Федерации
 

    Поселок Глушково «10» октября 2014 года
 

    Глушковский районный суд <адрес> в составе:
 

    председательствующего судьи Аториной И.П.,
 

    с участием помощника прокурора <адрес> Борисова Н.А.,
 

    представителя администрации МО «<адрес> сельсовет» <адрес> Воловченко В.В.,
 

    при секретаре Бумах Н.Г.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО «<адрес> сельсовет» <адрес>, обязании устранить нарушения законодательства,
 

    У С Т А Н О В И Л:
 

    <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации МО «<адрес> сельсовет» <адрес>, выразившегося в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки, обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к ликвидации несанкционированной свалки, находящейся в границах территории МО «<адрес> сельсовет» в пределах водоохраной зоны <адрес>, на правом берегу в № метрах от зеркала реки, и привести занимаемый земельный участок в надлежащее состояние, указывая, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено, что администрацией МО «<адрес> сельсовет» <адрес> нарушаются требования действующего экологического, природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства, поскольку на территории МО«<адрес> сельсовет» <адрес>, в пределах водоохраной зоны <адрес>, на правом берегу в № метрах от зеркала реки, расположена несанкционированная свалка бытовых отходов населения (пластиковая тара, стеклянные бутылки, полиэтиленовые пакеты и др.) Данная территория для складирования отходов не предназначена, занимает территорию около №, не огорожена. В нарушение п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на настоящей свалке допускается сброс отходов производства и потребления на почву, что приводит к негативному воздействию на окружающую среду, что свидетельствует о том, что администрация не выполняет обязанности, установленные федеральным законодательством. В результате бездействия органа местного самоуправления нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, оказывается негативное воздействие на окружающую среду, ее загрязнение. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью. Эксплуатация несанкционированной свалки создает угрозу нарушения указанных прав. Непринятие администрацией МО «<адрес> сельсовет» мер по ликвидации несанкционированной свалки является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку данного муниципального образования. Несоблюдение требований приведенного законодательства ведет к нарушению законных интересов и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
 

    В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Борисов Н.А. уточнил заявленные требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении и признать незаконным бездействие администрации МО «<адрес> сельсовет» <адрес>, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки, обязать в срок в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к ликвидации несанкционированной свалки, находящейся на территории МО«Карыжский сельсовет» <адрес>, в пределах водоохраной зоны <адрес>, на правом берегу в 20 метрах от зеркала воды реки, и привести занимаемый земельный участок в надлежащее состояние.
 

    В судебном заседании представитель администрации МО «<адрес> сельсовет» <адрес> Воловченко В.В. уточненные требования прокурора признал и не возражал против их удовлетворения.
 

    Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
 

    В соответствии со ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица.
 

    Частью 1 ст.45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
 

    Согласно ст. 42, ст. 58 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
 

    Главным природным ресурсом, основной составляющей природной среды является земля.
 

    Согласно ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и сохраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
 

    В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду? на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарного законодательства.
 

    Согласно международному стандарту ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», утвержденные Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607, несанкционированные свалки отходов - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
 

    Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 г. № 80 введены в действие санитарно-эпидемиологческие правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03».
 

    Согласно п. 3.2. Правил, временное складирование отходов производства потребления допускается только на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
 

    В соответствии п. 1.2. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, уличного мусора и других отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
 

    Статьей 8 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
 

    В силу ст. 13 указанного выше закона территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 

    Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
 

    Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
 

    В соответствии со ст. 22 указанного закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
 

    В ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства территории поселения.
 

    Вышеуказанные нормы обязательны для соблюдения их органом местного самоуправления, которым является МО «<адрес> сельсовет» <адрес>.
 

    Согласно п. 18 ст. 3 Устава МО «<адрес> сельсовет» <адрес>, к вопросам местного значения администрации МО «<адрес> сельсовет» относится организация сбора и вывоза бытовых отходов мусора.
 

    Однако, как следует из акта проверки от 29.09.2014г., с фототаблицей, в границах территории МО«<адрес> сельсовет» <адрес>, в пределах водоохраной зоны <адрес>, на правом берегу в № метрах от зеркала воды реки, расположена несанкционированная свалка бытовых отходов населения (пластиковая тара, стеклянные бутылки, полиэтиленовые пакеты и др.) Данная территория для складирования отходов не предназначена.
 

    Данный факт также подтвержден в рапорте помощника прокурора <адрес>, объяснении главы МО «<адрес> сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Оценивая все доказательства по делу, суд находит, что заявление прокурора <адрес> является обоснованным и подлежит удовлетворению, так как бездействие администрации МО «<адрес> сельсовет» <адрес>, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки, является грубым нарушением действующего экологического, природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства, ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку данного муниципального образования, ведет к нарушению законных интересов и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198, 258 ГПК РФ, суд
 

 

Р Е Ш И Л:
 

    Признать бездействие администрации муниципального образования «<адрес> сельсовет» <адрес> по непринятию мер к ликвидации несанкционированной свалки незаконным.
 

    Обязать администрацию муниципального образования «<адрес> сельсовет» <адрес> в срок в течение ДД.ММ.ГГГГ со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к ликвидации несанкционированной свалки, размещенной в границах территории муниципального образования «<адрес> сельсовет» <адрес>, в пределах водоохраной зоны <адрес>, на правом берегу в № метрах от зеркала воды реки, и привести данный земельный участок в надлежащее состояние.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Глушковский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения.
 

    Председательствующий судья: (подпись) Аторина И.П.
 

    Копия верна.
 

    Судья: Аторина И.П.