Дело № 2-229/2014 год
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    г.Гаврилов Посад 10 октября 2014 года
 

        Гаврилово-Посадский районный суд Ивановской области в составе
 

    председательствующего судьи Кузнецовой В.А.,
 

    при секретаре судебного заседания Ариповой Т.Б.,
 

    с участием представителя истца - помощника Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Кормашова Р.С.,
 

    представителей ответчика ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ивановской области по доверенностям Бушуева М.К., Ананьина Б.Б.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ивановского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области» (сокращенное наименование ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ивановской области) о возложении обязанности по соблюдению требований законодательства о недрах,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ивановской области о возложении на ответчика обязанности осуществить выполнение условий лицензии на право пользование недрами от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, а именно выполнить с привлечением специализированной организации работы по оценке эксплуатационных запасов подземных вод на участке недр, расположенном по адресу: <адрес>, отчет с оценкой эксплуатационных запасов составить в соответствии с «Рекомендациями по содержанию, оформлению и порядку предоставления на государственную экспертизу материалов подсчета эксплуатационных запасов питьевых, технических и лечебных минеральных подземных вод», утвержденными Минприроды России от 30.04.1998 № 123, и представить на госгеолэкспертизу.
 

    Исковое заявление обосновано следующим. В ходе проверки исполнения природоохранного законодательства в сфере использования и охраны недр, а также соблюдения лицензионных условий, установленных лицензией на недропользование, Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры выявлены нарушения в деятельности ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ивановской области (далее - Учреждение). В ходе проверочных мероприятий установлено, что Учреждение на основании лицензии на право пользование недрами <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ осуществляет разведку и добычу подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения учреждения из артезианских скважин, расположенных по адресу: <адрес>. Пунктом 12.1 лицензионного соглашения к указанной лицензии установлено, что Учреждение обязано в срок до ДД.ММ.ГГГГ с привлечением специализированной организации выполнить работы по оценке эксплуатационных запасов подземных вод. Отчет с оценкой эксплуатационных запасов составить в соответствии с «Рекомендациями по содержанию, оформлению и порядку предоставления на государственную экспертизу материалов подсчета эксплуатационных запасов питьевых, технических и лечебных минеральных подземных вод», утвержденными Минприроды России от 30 апреля 10998 года №123, и представить на госгеолэкспертизу. Данные лицензионные условия до настоящего времени не выполнены, работы по оценке эксплуатационных запасов подземных вод не проведены, отчетные материалы на государственную экспертизу не представлены. В адрес начальника Учреждения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения.
 

    В нарушение ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Учреждением требования прокурора не исполнены, меры по устранению выявленных нарушений не приняты. Из письма начальника ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что вышеназванные условия лицензии не выполнены, сроки проведения работ конкретно не определены. Ссылаясь на ч.1 ст.34, ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.ст.1.2, 11, 12, 22, 23, 29 Федерального закона «О недрах» и полагая, что добровольно лицензионные условия исполнены не будут, а также ст.1.2 Закона «О недрах» согласно которой недра являются собственностью Российской Федерации, просил обязать ответчика выполнить условия лицензии.
 

    В судебном заседании помощник Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Кормашов Р.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.     
 

    Представитель ответчика Бушуев М.К., возражая против удовлетворения исковых требований, пояснил, что в 2012-2014 годах неоднократно направлялись запросы о выделении из бюджета денежных средств на оценку эксплуатационных запасов подземных вод, однако до настоящего времени денежных средств выделено не было, стоимость оценки по одной скважине составляет порядка <данные изъяты> рублей, колония денежными средства в необходимом размере не располагает, в связи с чем выполнить условия лицензии не представляется возможным. Кроме того, представитель ответчика указал на необходимость определения сроков для исполнения требований прокурора с учетом сроков проведения аукциона и оценки.
 

    Представитель ответчика Ананьин Б.Б. исковые требования не признал по основаниям, аналогичным изложенным Бушуевым М.К.
 

    Суд, заслушав представителя истца, представителей ответчика, изучив материалы гражданского дела, приходит к выводу, что требования Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской природоохранной прокуратуры обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
 

    В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
 

    Статьей 39 указанного Федерального закона установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
 

    В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
 

    В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О недрах» лицензия и её неотъемлемые составные части содержат условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ.
 

    Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
 

    В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
 

    Согласно ст. 23 названного Федерального закона основными требованиями к рациональному использованию и охране недр является, в том числе:
 

    проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
 

    проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
 

    В соответствии со ст. 29 данного Федерального закона в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.
 

    Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народно-хозяйственного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.
 

    Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется за счет пользователей недр.
 

    Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр местного значения) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
 

    Судом установлено, что ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ивановской области на основании лицензии на право пользования недрами <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, действующей до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляет добычу пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения объектов предприятия из 2 скважин, расположенных по адресу: <адрес>.
 

    Пунктом 12.1 лицензионного соглашения к указанной лицензии установлено, что Учреждение обязано в срок до ДД.ММ.ГГГГ с привлечением специализированной организации выполнить работы по оценке эксплуатационных запасов подземных вод. Отчет с оценкой эксплуатационных запасов составить в соответствии с «Рекомендациями по содержанию, оформлению и порядку предоставления на государственную экспертизу материалов подсчета эксплуатационных запасов питьевых, технических и лечебных минеральных подземных вод», утвержденными Минприроды России от 30 апреля 1998 года №123, и представить на госгеолэкспертизу.
 

    Поскольку лицензионные условия, указанные в п. 12.1 лицензионного соглашения, не выполнены, ДД.ММ.ГГГГ Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой начальнику ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ивановской области внесено представление с требованием устранить нарушение.
 

    Из ответов врио начальника ФКУ ИК-10 и начальника ФКУ ИК-10 следует, что с целью устранения выявленных нарушений природоохранного законодательства ФКУ ИК10 УФСИН России по Ивановской области направлена заявка на ОАО «Ивановогеология» об определении стоимости выполнения работ по оценке запасов подземных вод, ДД.ММ.ГГГГ определена ориентировочная стоимость данного вида работ. В УФСИН России по Ивановской области ДД.ММ.ГГГГ направлена заявка для решения вопроса о выделении бюджетных финансовых средств на выполнение работ по оценке запасов подземных вод.
 

    Таким образом, в нарушение действующего законодательства и условий лицензии, работы по оценке эксплуатационных запасов подземных вод до настоящего времени не выполнены, отчет с оценкой эксплуатационных запасов в соответствии с «Рекомендациями по содержанию, оформлению и порядку предоставления на государственную экспертизу материалов подсчета эксплуатационных запасов питьевых, технических и лечебных минеральных подземных вод», утвержденными Минприроды России от 30 апреля 1998 года №123, не составлен и на госгеолэкспертизу не представлен.
 

    В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
 

    Согласно п. 4 ст. 27, п.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое государственное значение.
 

    В соответствии со ст.1.2 Закона РФ «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
 

        Невыполнение ответчиком требований законодательства, кроме интересов Российской Федерации, затрагивает неопределенный круг лиц - граждан, проживающих в зоне деятельности ответчика, а также тех, кто может проживать и находится в указанной зоне в будущем, поскольку недра являются неотъемлемым компонентом окружающей среды, и невыполнение требований, связанных с ее охраной, является нарушением прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированного ст.42 Конституции Российской Федерации.
 

    Таким образом, исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.
 

    На основании изложенного, учитывая, что указанные работы по условиям лицензии ответчик должен был выполнить до ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что исковые требования Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры подлежат удовлетворению в полном объеме.
 

    Доводы представителей ответчика ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ивановской области по доверенностям Бушуева М.К., Ананьина Б.Б. о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению в связи с отсутствием финансирования для выполнения необходимых работ по оценке эксплуатационных запасов подземных вод суд отвергает как несостоятельные, поскольку обязанности по исполнению требований законодательства о недрах не могут быть поставлены в зависимость от финансового состояния хозяйствующего объекта. Кроме того, ответчиком, имеющим право заниматься приносящей доход деятельностью, не представлено доказательств отсутствия денежных средств в необходимом размере.
 

    Вместе с тем согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
 

    Согласно п.1.7 Устава Учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств. В 2012, дважды в 2013 и 2014 годах в УФСИН России направлялись расчеты потребности в бюджетных ассигнованиях на выполнение природоохранных мероприятий, в том числе оценку эксплуатационных запасов подземных вод для ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ивановской области, однако денежные средства выделены не были. Суд учитывает, что после изыскания необходимых денежных средств, ответчику потребуется срок для выполнения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (проведения аукциона), а также непосредственно для проведения оценки. В связи с изложенным суд приходит к выводу о необходимости установления срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, до ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Исковые требования Ивановского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области» о возложении обязанности по соблюдению требований законодательства о недрах удовлетворить.
 

        Обязать федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №10 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ивановской области» осуществить выполнение условий лицензии на право пользования недрами от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, а именно выполнить с привлечением специализированной организации работы по оценке эксплуатационных запасов подземных вод на участке недр, расположенном по адресу <адрес>, отчет с оценкой эксплуатационных запасов составить в соответствии с «Рекомендациями по содержанию, оформлению и порядке предоставления на государственную экспертизу материалов подсчета эксплуатационных запасов питьевых, технических и лечебных минеральных подземных вод», утвержденными Минприроды России от 30 апреля 1998 года №123, и представить на госгеолэкспертизу в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Гаврилово-Посадский районный суд Ивановской области в течение 1 месяца с момента составления мотивированного решения суда (10 октября 2014 года).
 

    Судья                                     В.А. Кузнецова