Дело № 2-188 / 2014
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Гаврилов Посад 02 сентября 2014 года
Гаврилово-Посадский районный суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Гаврилово-Посадского районного суда Каташовой Е.В.,
при секретаре Софроновой Н.В.
с участием представителя истца прокурора Гаврилово-Посадского района Ивановской области - помощника прокурора Травина А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 сентября 2014 года в г. Гаврилов Посад гражданское дело по иску прокурора Гаврилово-Посадского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц о понуждении ООО «Центр по расчетам за услуги ЖКХ» провести специальную оценку условий труда в организации
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Гаврилово-Посадского района Ивановской области обратился с иском в Гаврилово-Посадский районный суд в интересах неопределенного круга лиц о понуждении ООО «Центр по расчетам за услуги ЖКХ» провести специальную оценку условий труда в организации, указав в обоснование следующее.
Прокуратурой района проведена проверка исполненияч ООО «Центр по расчетам за услуги ЖКХ» трудового законодательства в части проведения специальной оценки условий труда. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в Трудовой кодекс Российской федерации внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда. Как следует из абз. 10 ч.2 ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее по тексту – Закон), вступившим в силу с 01 января 2014 года. Согласно ч.1 ст. 3 Закона, специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также – вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. В соответствии с ч.1 Закона, обязанности по организации и финансированию проведения спец3иальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ. Согласно положениям ч.3 ст. 3 Закона, специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями. Сведений о том, что в организации осуществляют деятельность надомники, дистанционные сотрудники, Обществом не представлено, а также данный факт подтверждается штатным расписанием организации. На основании действовавшего ранее Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года № 342-н, аттестация проводилась в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Пункт 4 Порядка с учетом внесенных изменений Приказом № 590н от 12 декабря 2012 года предусматривал, что аттестации подлежат рабочие места, организованные при создании юридического лица и по завершении строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни показателей факторов производственной среды и трудового процесса. Из этих рабочих мест исключаются те, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах), эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, эксплуатируют иную офисную организационную технику, эксплуатируют бытовую технику, не используемую в технологичном процессе производства. В соответствии с ч.4 ст. 8 Закона, специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок и счисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестация рабочих мест по условиям труда (ч.4 ст. 27 Закона). Согласно п. 8 действовавшего ранее Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда сроки проведения аттестации устанавливались работодателем исходя из того, что каждое рабочее место подлежит аттестации не реже одного раза в пять лет. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начала не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию. Проверкой установлено, что ООО «Центр по расчетам за услуги ЖКХ» зарегистрировано в качестве юридического лица с ДД.ММ.ГГГГ года. Согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ предоставленной ООО «Центр по расчетам за услуги ЖКХ», в организации создано № рабочих мест, на которых осуществляют трудовую деятельность <данные изъяты> работника. Также в данной информации указано, что специальная оценка условий труда в соответствии с требованиями действующего законодательства, в организации не проводилась. Аттестация рабочих мест в соответствии с требованиями ранее действовавшего законодательства, также не проводилась. Согласно п. 1.2 Устава Общества, утвержденного решением общего собрания учредителей (протокол от ДД.ММ.ГГГГ № 1), Общество является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства РФ. Собранные и изученные в ходе проверки материалы (информация ООО «Центр по расчетам за услуги ЖКХ», копии учредительных документов организации, объяснение генерального директора и другие доказательства свидетельствуют о том, что ООО «Центр по расчетам за услуги ЖКХ», будучи обязанным в соответствии с вышеприведенными нормами закона проводить специальную оценку условий труда, не выполнило этой обязанности.
В судебном заседании прокурор Травин А.И. поддержал заявленные требования по изложенным в иске доводам.
Представитель ответчика ООО «Центр по расчетам за услуги ЖКХ» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом.
Суд считает возможным вынести по делу заочное решение, поскольку прокурор не возражает относительно вынесения заочного решения, ответчик извещен о дне слушания дела надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщил, ходатайств от ответчика об отложении дела не поступило.
Суд, выслушав прокурора, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.
Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников, а также установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда в силу ст. 210 ТК РФ являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.
Общество с ограниченной ответственностью «Центр по расчетам за услуги жилищно-коммунального хозяйства Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области» является юридическим лицом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ за № и сведениями Единого государственного реестра юридических лиц №
Согласно Устава ООО «Центр по расчетам за услуги ЖКХ» утвержденного решением общего собрания учредителей ДД.ММ.ГГГГ, общество является коммерческой организацией, основными видами деятельности которой являются планирование деятельности, организация управления №
Статья. 212 ТК РФ включает в себя ряд обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
Из письма Генерального директора ООО «Центр по расчетам за услуги ЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на предприятии <данные изъяты> рабочих мест, задействованы <данные изъяты> штатные единицы. Специальная оценка условий труда, а также аттестация рабочих мет в организации не проводилась, проводится мониторинг компаний осуществляющих данную оценку № Представленное штатное расписание подтверждает количество рабочих мест и штатных единиц, указанных в письме №
Каждый работник в силу ст. 219 ТК РФ имеет право на рабочее место соответствующее требованиям охраны труда.
Согласно ч.1 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценки условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Переходное положение ч. 4 ст. 27 вышеуказанного Закона предусматривает, что для целей, указанной статьи, могут использоваться результаты аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Закона порядком. Таким образом, если до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценки условий труда» в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, в ООО «Центр по расчетам за услуги ЖКХ» отсутствует аттестация рабочих мест, также в течение ДД.ММ.ГГГГ года мероприятия направленные на организацию специальной оценки условий труда не проведены. Ответчик не представил доказательств, свидетельствующих об обратном. С учетом изложенного, требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая, что истец на основании ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, то с ответчика в соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию в доход бюджета Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области сумма государственной пошлины исходя из размеров, установленных п.п. 3 п.1 ст. 333.19 НК РФ, в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194-198,233-236 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Гаврилово-Посадского района Ивановской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о понуждении ООО «Центр по расчетам за услуги ЖКХ» провести специальную оценку условий труда в организации удовлетворить.
Обязать ООО «Центр по расчетам за услуги ЖКХ» провести специальную оценку условий труда в организации в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с ООО «Центр по расчетам за услуги ЖКХ» госпошлину в доход бюджета в размере <данные изъяты>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения, а также заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Каташова Е.В.