Дело № 2-680/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Галич 28 октября 2014 года
Галичский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Дубова А.А.,
с участием прокурора Ермоловой Т.В.,
при секретаре Кузьменко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галичского межрайонного прокурора в интересах С. к ОГБУЗ «Галичская окружная больница» и департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить изделиями медицинского назначения,
У С Т А Н О В И Л:
Галичский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах С. к ОГБУЗ «Галичская окружная больница» и департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить изделиями медицинского назначения.
Свои требования мотивировал тем, что Галичской межрайонной прокуратурой по заявлению С. о нарушении законодательства, регулирующего вопросы обеспечения инвалидов лекарственными средствами, проведена соответствующая проверка.
В результате проверки установлено, что С. <дата>. поставлен диагноз «болезнь Паркинсона», в результате установленного диагноза <дата>. ему выдана справка МСЭ ..... о присвоении инвалидности 3 группы, выдано соответствующее удостоверение инвалида 3 группы.
С., ввиду поставленного диагноза нуждается в постоянном приеме дорогостоящих лекарственных препаратов.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья. На основании ст.ст. 2, 20, 38, 39 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защите прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 2 и 5 ст. 76).
Статьей 4 Федерального закона от <дата> N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федерального закона от <дата> N 323-ФЗ) установлено, что основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от <дата> N 323-ФЗ государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения; места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
Статьей 8 Федерального закона от <дата> N 323-ФЗ установлено, что социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или, в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от <дата> N 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья (п.1); разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения (п.2); разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования (п.3); создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан (п.6); организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи в соответствии с пунктами 5 и 12 настоящей части (п. 7).
При этом органам государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право на установление региональных стандартов медицинской помощи на уровне не ниже федеральных стандартов медицинской помощи, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии с Федеральным законом от <дата> N 178-ФЗ (в ред. от 12.03.2014г.) "О государственной социальной помощи" к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение. государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов относится осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов и организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
В соответствии с п.п. 8 ст. 6.1 указанного Федерального закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют ряд категорий граждан, в том числе инвалиды.
В соответствии с п.п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> ..... «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского характера отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Согласно Перечню групп населения и категорий заболеваний, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> ..... «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» С. имеет право на получение услуги по обеспечению лекарственными средствами и препаратами (код О20 порядка оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи) должен обеспечиваться в полном объеме.
Вопреки изложенным требованиям до настоящего момента лекарственными препаратами за счет средств бюджета С. не обеспечен.
Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования. Ежегодно Правительство Российской Федерации утверждает Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, в соответствии с которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации Постановление Правительства РФ <дата> N 932, закреплено, что территориальная программа включает в себя перечень лекарственных средств, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. При этом в разд. III программы отражено, что такие лекарственные средства предоставляются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> ..... «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утверждены Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского характера отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Согласно Перечню групп населения и категорий заболеваний, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> ..... «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (с последующими изменениями), при амбулаторном лечении лиц, страдающих следующими заболеваниями: детские церебральные параличи, гепатоцеребральная дистрофия и фенилкетонурия, муковисцитоз (больные дети), острая перемежающая порфирия, СПИД и ВИЧ-инфицированные, онкологические заболевания, гематологические заболевания, гемобластозы, цитопения, наследственные гемопатии, лучевая болезнь, лепра, туберкулез, тяжелая форма бруцеллеза, системные хронические тяжелые заболевания колеи, бронхиальная астма, ревматизм и ревматоидный артрит, системная (острая) красная волчанка, болезнь Бехтерева, инфаркт миокарда (первые шесть месяцев), состояние после операции по протезированию клапанов сердца, пересадка органов и тканей, диабет, гипофизарный нанизм, преждевременное половое развитие, рассеянный склероз, миастения, миопатия, мозжечковая атаксия Мари, болезнь Паркинсона, хронические урологические заболевания, сифилис, глаукома, катаракта, психические заболевания (инвалидам 1 и 2 групп, а также больным, работающим в лечебно-производственных государственных предприятиях для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях), Аддисонова болезнь, шизофрения, эпилепсия, лекарственные средства и изделия медицинского назначения детям-инвалидам в возрасте до 18 лет отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с данным постановлением Правительства РФ от <дата> ..... «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», финансирование расходов по оплате всех лекарственных средств, изделий медицинского назначения, отпускаемых детям-инвалидам, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В силу п. 1 Положения о Департаменте здравоохранения <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от <дата> N 546 Департамент здравоохранения <адрес> (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим функции по проведению государственной политики, отраслевому управлению, нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения <адрес>.
К полномочиям Департамента относятся защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья (п. 13), создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан (п. 17), организация обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении бесплатно и с 50% скидкой за счет средств областного бюджета, в том числе своевременное обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (п. 18).
В силу п. 64 Положения департамент выполняет функцию главного распорядителя бюджетных средств в отношении Департамента и подведомственных учреждений в соответствии с ведомственной классификацией расходов средств областного бюджета в установленной сфере деятельности.
Просит обязать ОГБУЗ «Галичская окружная больница» принять меры,
направленные на надлежащее обеспечение инвалида 3 группы С.,
бесплатно изделиями медицинского назначения в соответствии с требованиями
Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской
Федерации бесплатной медицинской помощи.
Обязать Департамент здравоохранения <адрес>, обеспечить С. бесплатно изделиями медицинского назначения в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи до отмены показаний, либо до снятия инвалидности С.
В судебном заседании помощник Галичского межрайонного прокурора Ермолова Т.В. исковые требования поддержала по изложенным в заявлении обстоятельствам, уточнив их. Просит обязать ОГБУЗ «Галичская окружная больница» принять меры, направленные на постоянное надлежащее обеспечение инвалида 3 группы С. бесплатно лекарственными препаратами «Мирапекс ПД» 1,5 мг и «Мадопар» 250 мг, а Департамент здравоохранения <адрес> обеспечить С. бесплатно лекарственными препаратами «Мирапекс ПД» 1,5 мг и «Мадопар» 250 мг в количестве, определяемом лечащим врачом в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи до отмены показаний, либо до снятия инвалидности С..
Представитель С. по доверенности Муравьева Т.Б. исковые требования прокурора поддержала по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, суду пояснила, что у С. имеется заболевание «болезнь Паркинсона». Он имеет право на получение бесплатно лекарственных препаратов. Однако, С. не всегда обеспечивается данными лекарствами, т.к. они отсутствовали в аптеках <адрес>. С. приходилось самому покупать эти дорогостоящие лекарства. В настоящее время лечащим врачом С. назначено лекарство «Мирапекс ПД» 1,5 мг.
Представитель ответчика по доверенности ОГБУЗ «Галичская окружная больница» Румянцева Ю.А. против удовлетворения исковых требований не возражала, пояснила, что в сентябре 2014г. С. получил 1 упаковку препарата «Мирапекс ПД» 1,5 мг № 30. В настоящее время такой препарат также имеется в наличии. В дальнейшем С. должен своевременно предоставлять им назначения лечащего врача, чтобы они смогли своевременно оформлять заявки на получение данных препаратов.
Представитель ответчика департамента здравоохранения <адрес> в судебное заседание не явился. В отзыве на исковое заявление возражений против иска не представили, полагают, что в 2014 году департаментом здравоохранения <адрес> С. обеспечен льготными лекарственными препаратами в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением администрации <адрес> от 26.12.2013г. № 570а, в соответствии с медицинскими показаниями, а именно:
<дата> - лекарственным препаратом «Мирапекс» таблетки, 1.0 мг., № 30;
<дата> - лекарственным препаратом «Мирапекс» таблетки, 1.0 мг., № 30;
<дата> - лекарственным препаратом «Мирапекс» таблетки, 1.0 мг., № 30;
<дата> - лекарственным препаратом «Мирапекс» таблетки, 1.0 мг., № 30.
В настоящее время С. направлены для получения через аптечную сеть <адрес> лекарственные препараты «Мадопар» и «Леводопа Бенсеразид».
Таким образом, департаментом здравоохранения области исполняется обязанность по обеспечению льготными лекарственными препаратами согласно медицинским показаниям С.
В представленной С. медицинской документации отсутствуют назначения врача об обеспечении его изделиями медицинского назначения. В департамент С. с требованиями об обеспечении его изделиями медицинского назначения не обращался. Кроме того, обеспечение граждан бесплатными изделиями медицинского назначения относится к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в том числе территориальных органов.
Представитель третьего лица территориального органа Росздравнадзора по <адрес> в судебное заседание не явился. Руководитель Дриго А.Е. представила отзыв на исковое заявление С., сообщив следующее. Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от <дата> ..... - ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья, разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактика заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинским изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения (п.1,2).
Взаимоотношения между субъектами, уполномоченными организовывать и осуществлять обеспечение жителей <адрес> при амбулаторном лечении лекарственными препаратами за счет средств регионального и федерального бюджетов, регулируются Порядком льготного обеспечения жителей <адрес> лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания отдельным категориям граждан за счет средств регионального и федерального бюджетов, утвержденным Приказом департамента здравоохранения <адрес> ..... от 27.12.2012г.
В соответствии с установленным заболеванием С. является инвалидом третьей группы, включен в федеральный регистр имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги и имеет право на набор социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в том числе, на лекарственное обеспечение.
Кроме того, обеспечение С. лекарственными препаратами возможно за счет средств регионального бюджета в рамках постановления Правительства РФ от <дата> ..... «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» в соответствии с утвержденными категориями заболеваний.
Просит рассмотреть данное дело в отсутствие представителя Территориального органа Росздравнадзора по <адрес>, иск поддерживают.
Представитель третьего лица департамента финансов <адрес> в судебное заседание не явился. Директор департамента Баланин И.В. представил заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителя. По существу настоящего дела считает, что доводы прокурора не основаны на законе и удовлетворению не подлежат, поскольку предъявлены к ненадлежащему ответчику. В свою очередь, надлежащим ответчиком по данному спору является Российская Федерация в лице уполномоченного органа.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявление законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.
Это же отражено и в ст. 19 Федерального закона от <дата> N 323-ФЗ "Об Основах здоровья граждан в Российской Федерации".
На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от <дата> N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.
В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача (п. 6.2).
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
В Приложении N 1 к этому постановлению в виде таблицы представлены категории населения, которым гарантировано право на получение бесплатных лекарственных средств, и категории заболеваний.
Так в Разделе «категории заболеваний» указана «Болезнь Паркинсона», а в графе "Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения" - противопаркинсонические лекарственные средства.
Таким образом, лицо, страдающее данным заболеванием, вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатных лекарственных препаратов, вне зависимости от их наименования и стоимости.
Согласно выписке из амбулаторной карты пациента 19.05.2014г. С. поставлен диагноз «Болезнь Паркинсона» (л.д. 12).
23.05.2014г. врачебной комиссией подтвержден диагноз «Болезнь Паркинсона», рекомендовано оформление на МСЭ (л.д. 18).
Согласно справке серии МСЭ-2012 ..... от 28.05.2014г. 27.05.2014г. С. впервые установлена инвалидность по основному виду заболевания. Согласно обратному талону МСЭ основное заболевание - «Болезнь Паркинсона». Группа инвалидности - третья (л.д. 10, 16).
Согласно выписке о приеме врачом К. медицинского инновационного комплекса «МедИвКом» <адрес> С. было назначено пробное лечение антипаркинсоническим препаратом «Мирапекс ПД» дозировкой 0,375 мг. по схеме: 1 неделя - 1 таблетку утром после еды, 2 неделя - 2 таблетки, 3 неделя - 3 таблетки, 4 неделя - 1 таблетка (1,5 мг). Лечение рекомендовано не прерывать (л.д. 19).
Таким образом, бездействие департамента здравоохранения <адрес> и ГБУЗ "Галичская окружная больница" в обеспечении С. бесплатным жизненно необходимым лекарственным препаратом противоречит действующему законодательству и повлекло существенное нарушение прав С. на бесплатную медицинскую помощь.
Согласно п. ж ч. 1 ст. 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения; защиты семьи, материнства; отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Из п. 5 ст. 10 Федерального закона от <дата> N 323-ФЗ "Об Основах здоровья граждан в Российской Федерации" следует, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Пункт 3 ч. 1 ст. 16 этого же Закона устанавливает, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от <дата> N 1074 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, из которой следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
В целях обеспечения государственных гарантий оказания населению <адрес> бесплатной медицинской помощи в соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1074, постановлением администрации <адрес> от <дата> N 570-а утверждена программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
Согласно п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от <дата> N 890 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от <дата> N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлено привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.
Таким образом, отсутствие достаточных средств в бюджете, не может являться основанием для снижения уровня государственных гарантий по сравнению с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Территориальная Программа не может снижать уровень бесплатной медицинской помощи по сравнению с федеральной программой, С. имеет право получать лекарственное обеспечение по двум основаниям: как за счет средств федерального бюджета, так и за счет областного.
Согласно ст. 4.1 Федерального закона от <дата> N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы для осуществления следующие полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг: 1) организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; 2) заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов; 3) организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.
<адрес> от 19.12.2013г. № 476-5-ЗКО "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" департаменту здравоохранения <адрес>, как главному распорядителю средств областного бюджета в установленной сфере деятельности, на 2014 год предусмотрено 160891,9 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета (государственного фонда обязательного медицинского страхования) - 72 959,2 тыс. руб.;
за счет средств областного бюджета на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также спец/продуктами лечебного питания для детей инвалидов - 105 667,6 тыс. рублей.
Таким образом, обязанность по обеспечению С. бесплатно на период лечения препаратом «Мирапекс ПД» за счет средств областного бюджета, поступающих на выполнение государственных гарантий в виде субвенций, лежит на Департаменте здравоохранения <адрес> (п. 26 Положения о Департаменте здравоохранения <адрес>). Кроме этого, ОГБУЗ «Галичская окружная больница» также обязана принимать меры, направленные на постоянное надлежащее обеспечение С. указанными лекарственными препаратами.
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Галичского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Галичского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать: ОГБУЗ «Галичская окружная больница» принять меры,
направленные на постоянное надлежащее обеспечение инвалида 3 группы С. бесплатно лекарственными препаратами «Мирапекс ПД» 1,5 мл/г и «Мадопар» 250 мл/г, а Департамент здравоохранения <адрес> обеспечить С. бесплатно лекарственными препаратами «Мирапекс ПД» 1,5 мл/г и «Мадопар» 250 мл/г в количестве, определяемом лечащим врачом в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи до отмены показаний, либо до снятия инвалидности С..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение месяца со дня вынесения.
Федеральный судья А.А. Дубов