Дело №2-346/2014                 
 

РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    с. Фёдоровка       23 октября 2014 года
 

    Фёдоровский районный суд Республики Башкортостан в составе:
 

    председательствующей судьи Янбулатовой З.С.,
 

    с участием помощника прокурора Фёдоровского района Республики Башкортостан Сайфуллина И.М.,
 

    при секретаре Маганёвой Е.М.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Фёдоровского района Республики Башкортостан в интересах неопределённого круга лиц кобществу с ограниченной ответственностью «Ортикон РБ» об устранении нарушений федерального законодательства о социальной защите инвалидов,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Прокурор Фёдоровского района Республики Башкортостан обратился в Фёдоровский районный суд Республики Башкортостан с указанным исковым заявлением, обосновав его тем, что, что прокуратурой Фёдоровского района РБ проведена проверка исполнения законодательства «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в сфере обеспечения доступности для инвалидов объектов транспортной и социально-культурной инфраструктуры на территории муниципального района Фёдоровский район РБ, в ходе которой установлено, что в аптеке № аптечной сети «Ортикон», входящей в ООО «Ортикон РБ», являющемся объектом социальной инфраструктуры, отсутствуют условия для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями в здание аптеки, а именно при входе в помещение аптеки отсутствуют поручни и пандусы, кроме того на парковке возле аптеки не предусмотрены места для специальных автотранспортных средств инвалидов. Тем самым нарушены требования законодательства о социальной защите инвалидов, ущемлены права неопределённого круга лиц из числа инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры. Просит суд обязать ООО «Ортикон РБ» принять меры к устранению выявленных нарушений путём устройства пандуса и поручней к нему при входе в аптеку №, расположенную по адресу: <адрес>, а также выделения мест парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.
 

    В судебном заседании помощник прокурора Федоровского района Сайфуллин И.М. уточнил заявленные требования, просил обязать ООО «Ортикон РБ» принять меры к устранению выявленных нарушений путём устройства пандуса и поручней к нему при входе в помещение аптеки <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, а также выделения мест парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, в шестимесячный срок со дня принятия судебного решения.
 

    Представитель ответчика ООО «Ортикон РБ» надлежащим образом извещённый о дате, времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явился. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть гражданское дело без участия представителя ответчика.
 

    Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
 

    Согласно п. 1 ст. 46 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
 

    В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
 

    Ст. 2 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акту основываются, в том числе на принципах обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
 

    В соответствие со ст. 15 ФЗ « О социальной защите инвалидов в РФ», организации независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
 

    В силу статьи 9 Конвенции "О правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".
 

    К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
 

    Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими приспособлениями и оборудованием: визуальной и звуковой информацией; специальными указателями около строящихся и ремонтируем объектов; звуковой сигнализацией у светофоров; телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов; санитарно-гигиеническими помещениями; пандусами и поручнями при входах в здания, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров; пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования; специальными указателями переходов улиц и маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон; пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в наземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей; специальными поручнями, ручками или другими приспособлениями для удобства нахождения инвалидов в общественном транспорте на отведенных для них местах; специальными указателями мест для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов - на автостоянках и в местах парковки транспортных средств (до 10 процентов мест, но не менее одного места).
 

    Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры" утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры.
 

    В соответствии с п. п. 3.17, 3.23 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (действовавших на момент проведения проверки) наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Помещения, зоны и места оказания услуг, посещаемые маломобильными посетителями, следует размещать на уровне, ближайшем к поверхности земли. В иных случаях следует предусматривать лестницы, пандусы, лифт и иные приспособления для перемещения маломобильных посетителей, вдоль которых должны устанавливаться ограждения с поручнями.
 

    В соответствии с пунктом 3.9 вышеуказанного СНиПа лестницы в здания, помещения должны дублироваться пандусами, а при необходимости другими средствами подъема.
 

    Согласно пункту 2.4.8 "Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований", утвержденных Приказом Минрегиона Российской Федерации от 27 декабря 2011 года за N 613 по обеим сторонам лестницы или пандуса рекомендуется предусматривать поручни на высоте 800-920 мм круглого или прямоугольного сечения, удобного для охвата рукой и отстоящего от стены на 40 мм. При ширине лестниц 2,5 м и более следует предусматривать разделительные поручни. Длину поручней следует устанавливать больше длины пандуса или лестницы с каждой стороны не менее чем на 0,3 м, с округленными и гладкими концами поручней. При проектировании рекомендуется предусматривать конструкции поручней, исключающие соприкосновение руки с металлом.
 

    Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведения прокуратурой Фёдоровского района РБ проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, выявлено, что в аптеке № аптечной сети «Ортикон», входящей в ООО «Ортикон РБ», являющимся объектом социальной инфраструктуры, отсутствуют условия для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями в здание магазина, а именно при входе в помещение аптеки № отсутствуют поручни и пандусы, кроме того на парковке возле аптеки не предусмотрены места для специальных автотранспортных средств инвалидов.
 

    Из свидетельства о государственной регистрации серии № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что собственником здания помещения, расположенного по адресу: <адрес> является ООО «Дом Торговли Ортикон».
 

    При таких обстоятельствах, суд считает требования прокурора соответствующими требованиям действующего законодательства и находит иск прокурора Фёдоровского района РБ обоснованным и подлежащим удовлетворению.
 

    Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Исковое заявление прокурора Фёдоровского района Республики Башкортостан в интересах неопределённого круга лиц кобществу с ограниченной ответственностью «Ортикон РБ» об устранении нарушений федерального законодательства о социальной защите инвалидов, удовлетворить.
 

    Обязать общество с ограниченной ответственностью «Ортикон РБ» принять меры к устранению выявленных нарушений путём устройства пандуса и поручней к нему при входе в аптеку №44, расположенную по адресу: <адрес>, а также выделения мест парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, в шестимесячный срок со дня принятия судебного решения.
 

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца через Федоровский районный суд Республики Башкортостан.
 

 

    Судья:       З.С. Янбулатова