Дело № 2-4295/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    31 октября 2014 года                     гор. Элиста
 

        Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
 

    председательствующего судьи Эминова О.Н.,
 

    при секретаре Ключерове А.А.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Музраевой М. П. об оспаривании решения Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия по отказу в выдаче справки о реабилитации,
 

у с т а н о в и л:
 

        Музраева М.П. обратилась в суд с указанным заявлением, мотивируя тем, что она родилась ххх в <адрес>. Ее родители подверглись политическим репрессиям по национальному признаку в ххх года и были выселены с места постоянного проживания из<адрес> в <адрес>. При обращении в Информационный центр Министерства внутренних дел по РК с требованием выдать справку о ее реабилитации получила отказ со ссылкой на то, что она родилась после снятия с учета спецпоселения. Просит суд признать незаконным решение Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия (МВД по РК) по отказу в выдаче справки о реабилитации и обязать МВД по РК выдать справку о ее реабилитации.
 

        В судебное заседание Музраева М.П. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить, привела доводы, изложенные в заявлении.
 

    Представитель Министерства внутренних дел по Республики Калмыкия, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, также в судебное заседание не явился, представив в суд отзыв на заявленные требования, в котором просил заявление Музраевой М.П. рассмотреть в отсутствие их представителя.
 

    В силу ст.257 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
 

    Исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
 

    Согласно ст. 7 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года № 1761-1 (с последующими изменениями и дополнениями) органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, и составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки. Решение органов внутренних дел об отказе в выдаче справки о реабилитации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном для обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан.
 

    Согласно ст. 7 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года № 1761-1 (с последующими изменениями и дополнениями) органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, и составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки. Решение органов внутренних дел об отказе в выдаче справки о реабилитации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном для обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан.
 

    В соответствии со ст.1 названного Закона политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в том числе в виде лишения жизни или свободы, выселения групп населения из мест проживания, направление в ссылку, высылку и на спецпоселение, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.
 

    По смыслу статьи 1.1 этого Закона подвергавшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются дети, в отношении родителей которых на соответствующий период существовали ограничения прав и свобод.
 

    На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР» от 27 декабря 1943 и Постановления Совета народных комиссаров СССР от 28 декабря 1943 года все калмыки, проживавшие на территории Калмыцкой АССР и Ростовской области, были выселены в Алтайский, Красноярский края, Омскую и Новосибирскую области.
 

    В 1956 году высший орган государственной власти СССР признал нецелесообразным дальнейшее ограничение в правовом положении спецпоселенцев-калмыков и членов их семей. Принятым 17 марта 1956 года Указом Президиума Верховного Совета СССР калмыки, выселенные в период Великой Отечественной войны, сняты с учета спецпоселения и освобождены из-под административного надзора органов внутренних дел. Данным Указом предусмотрено, что снятие ограничений по спецпоселению не влечет за собой возвращение калмыкам имущества, конфискованного при выселении, и они не имеют права возвращаться в места, откуда были выселены.
 

    Указанный запрет возвращения калмыков на прежнее место жительства был признан утратившим силу лишь с принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 года, вступившим в силу с принятием Закона «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета ССР о восстановлении национальной автономии балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов» от 11 февраля 1957 года, восстановившего государственность калмыцкого народа. Однако данный Закон был опубликован в газете «Советская Калмыкия» 07 марта 1957 года, то и вступил в законную силу 07 марта 1957 года.
 

    Таким образом, полное снятие ограничений и восстановление прав репрессированных калмыков имело лишь после 07 марта 1957 года.
 

    Как установлено судом, заявитель Музраева М.П. родилась ххх в <адрес>, в период, когда с калмыков не были сняты ограничения по свободному передвижению – права на возвращение в места, откуда они были высланы.
 

    Согласно справке о реабилитации, справке о сроках пребывания под надзором с ограничением прав и свобод, выданных ххх МВД по РК, мать заявителя ФИО1, выселенная из <адрес> на основании Указа ПВС СССР № 115/144 от 27 декабря 1943 года в связи с применением репрессий по национальному признаку, с ххх по ххх находилась на спецпоселении в <адрес>.
 

    Из сообщения Информационного центра МВД РК от ххх № следует, что заявителю отказано в реабилитации со ссылкой на то, что она родилась после снятия с учета спецпоселения.
 

    На основании Указа ПВС СССР от 17 марта 1956 года мать заявителя, как и другие калмыки, в связи со снятием ограничений режимного поселения была освобождена из-под административного надзора. Однако действовавшим на момент рождения заявителя законодательством она вместе с семьей была ограничена в праве свободного выбора места жительства, им запрещалось требовать возврата имущества, конфискованного при выселении.
 

    Таким образом, права калмыков на тот момент не были восстановлены в полной мере. Музраева М.П. и ее родители в нормативном порядке были лишены права добровольного выбора места постоянного проживания.
 

    Существовавшие до вступления в силу Указа от 9 января 1957 года законодательные ограничения по свободному передвижению граждан калмыцкой национальности признаются судом «иным лишением или ограничением прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства и политического строя» по национальному признаку. Эти ограничения непосредственно затрагивали и права заявителя.
 

    Гарантированное Конституцией России и международными нормами право родителей Музраевой М.П. на свободу передвижения до 07 марта 1957 года было ограничено государством. Указанные ограничения носили политический характер, так как применялись государством в связи с признанием родителей заявителя социально опасными по национальному признаку (калмыки).
 

    На основании изложенного требования заявителя признаются судом обоснованными.
 

    В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд считает необходимым возложить на МВД по РК обязанность выдать ФИО2 справку о реабилитации.
 

    Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 

р е ш и л :
 

        Заявление Музраевой М. П. удовлетворить.
 

    Признать незаконными действия Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия по отказу в выдаче Музраевой М. П. справки о реабилитации.
 

    Обязать Министерство внутренних дел по Республике Калмыкия выдать Музраевой М. П., родившейся ххх в <адрес>, справку о реабилитации.
 

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Элистинский городской суд.
 

    Председательствующий:          О.Н.Эминов