РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Дмитриев. 10 октября 2014 года.
Дмитриевский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Петрушина В.П.,
при секретаре Фоменко О.С.,
с участием помощника прокурора Дмитриевского района Курской области
Баева Р.В.,
представителя администрации муниципального образования «Старогородский
сельсовет» Дмитриевского района Курской области Никольникова Ю.Е.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Дмитриевского района Курской области в защиту неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «Старогородский сельсовет» Дмитриевского района Курской области (далее МО «Старогородский сельсовет») незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Дмитриевского района Курской области обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Старогородский сельсовет» Дмитриевского района Курской области, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки и понуждении администрации к принятию мер по ее ликвидации. В обоснование своих требований указал, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления на территории МО «Старогородский сельсовет» выявлены нарушения экологического, природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства. На расстоянии 100 метров от здания администрации МО «Старогородский сельсовет» Дмитриевского района Курской области имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, которая может вызвать эпидемию различных инфекционных заболеваний населения. Свалка ТБО находится вблизи населенного пункта, на территории, не предназначенной для этих целей. Уставом МО «Старогородский сельсовет» организация и вывоз бытовых отходов, мусора отнесены к вопросам местного значения.
В судебном заседании помощник прокурора Баев Р.В. заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить, сославшись на вышеизложенные доводы.
Представитель администрации МО «Старогородский сельсовет» Дмитриевского района Курской области Никольников Ю.Е. в судебном заседании признал требования прокурора и обязался устранить допущенные нарушения.
Представитель заинтересованного лица - ТО Управления Роспотребнадзора по Курской области в г. Железногорске, Железногорском, Дмитриевском, Хомутовском, Фатежском районах Билибина Л.Я. направила суду заявление, в котором поддержала требования прокурора и просила рассмотреть дело без их участия.
Заслушав помощника прокурора Баева Р.В. и исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В силу ч. 1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Главным природным ресурсом, основной составляющей окружающей природной среды, является земля.
Согласно международному стандарту ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», утвержденному Постановлением Госстандарт РФ от 28.12.2001 г. № 607-ст, несанкционированные свалки отходов - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Согласно п.3.2 СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенических требований к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», веденных в действие на основании Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 года № 80, временное складирование отходов производства и потребления допускается только на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
В соответствии с п. 1.2 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарных правил содержания территорий населенных мест», система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
Статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу ч. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14, 34 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства территории поселения. В структуру органов местного самоуправления входит местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
Согласно п.9 ст.14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Пунктом 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390, установлено, что руководитель организации обеспечивает своевременную очистку объектов от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев и сухой травы.
В соответствии со ст. 3 ч.1 п.п. 10, 19 Устава МО «Старогородский сельсовет» к вопросам местного значения сельсовета относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Из имеющихся в деле акта осмотра территории МО «Старогородский сельсовет» от 01.10.2014 года и приложенной к нему фототаблицы, а также объяснения главы МО «Старогородский сельсовет» следует, что на территории МО «Старогородский сельсовет» на расстоянии 100 метров от здания администрации МО «Старогородский сельсовет» Дмитриевского района Курской области имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Данная территория не предназначена для складирования бытовых отходов.
Оценивая письменные доказательства, каждое в отдельности и в совокупности, суд признает их достоверными и допустимыми, поскольку они согласуются между собой, правильно отображают обстоятельства, входящие в предмет доказывания.
Указанные доказательства свидетельствуют о том, что администрация МО «Старогородский сельсовет» при выявлении несанкционированного размещения свалки бытовых отходов обязана была выполнить мероприятия по очистке территории от мусора. В результате бездействия органа местного самоуправления нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Данный факт противоречит требованиям Конституции РФ, подтверждает несоблюдение действующего экологического, природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства, в связи с чем заявление прокурора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254 - 258, 194 - 198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Требования прокурора Дмитриевского района Курской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Старогородский сельсовет» Дмитриевского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на территории МО «Старогородский сельсовет» Дмитриевского района Курской области, на расстоянии 100 метров от здания администрации МО «Старогородский сельсовет» Дмитриевского района Курской области.
Обязать администрацию муниципального образования «Старогородский сельсовет» Дмитриевского района Курской области, в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу принять меры к ликвидации указанной несанкционированной свалки.
Разъяснить администрации МО «Старогородский сельсовет» Дмитриевского района Курской области, что об исполнении решения суда в суд должно быть сообщено не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Дмитриевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья В.П. Петрушин