Дело № 2-654/14
 

РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    20 октября 2014 года           р.п. Д-Константиново
 

    Д-Константиновский районный суд Нижегородской области в составе:
 

    председательствующего судьи Логиновой О.Л.,
 

    при секретаре Калачевой Н.В.,
 

    с участием представителя истца Николаевской М.С., представителя ответчика Кузьмичевой О.А.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рассудина В.А. к администрации Д-Константиновского муниципального района Нижегородской области о включении земельного участка в границы населенного пункта,
 

установил:
 

    Рассудин В.А. обратился в суд с иском к администрации Д-Конс-тантиновского муниципального района Нижегородской области о включении земельного участка в границы населенного пункта, мотивируя тем, что 21 марта 2014 года им в Администрацию Дальнеконстантиновского района Нижегородской области было подано ходатайство о переводе принадлежащего ему на праве собственности земельного участка площадью 15 250 кв.м., с кадастровым номером ~~, расположенного по адресу: ..., из категории земель сельско-хозяйственного назначения в земли населенных пунктов. Указанный участок принадлежит ему на праве собственности на основании: решения Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области суда от 28.06.2011 № 2-395/11, решения о выделении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения от 15.12.2012 г., Свидетельство о государственной регистрации права серия 52-АД номер 702459, выдано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области 28 декабря 2012 года, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28 декабря 2012 года сделана запись регистрации № 52-52-14/007/2012-930. Обоснование данного ходатайства - строительство жилого дома с дальнейшей регистрацией по данному месту жительства. Однако данное ходатайство Администрация Дальнеконстантиновского района Нижегородской области не удовлетворила, мотивировав отказ тем, что на основании пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ перевод земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов, согласно Земельному кодексу РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, однако план Кужутского сельсовета не предусматривает включение данного земельного участка в границы населенного пункта д. Александровка. 28 мая 2014 года им в Администрацию Дальнеконстантиновского района Нижегородской области было подано заявление о включении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, расположенного по адресу: ..., ..., площадью 15 250 кв.м., в границы населенного пункта д.Александровка. Однако на данное заявление им был получен отказ, мотивированный тем, что план Кужутского сельсовета утвержден, Генеральным планом Кужутского сельсовета не предусматривается включение земельного участка, расположенного по адресу: ..., площадью 15 250 кв.м, в границы населенного пункта д. Александровка. Учитывая, что указанный земельный участок примыкает к границам населенного пункта, возможно обеспечение переводимого участка инженерной, транспортной, социальной инфраструктурой, отсутствует на включаемом участке санитарно-защитной зоны от промышленных объектов, производств и сооружений, в т.ч. скотомогильников, отсутствует охранная зона от объектов, которые нельзя размещать в границах населенных пунктов.
 

          Истец Рассудин В.А. в судебное заседание не явился, в деле участвует представитель.
 

        Представитель истца Николаевская М.С. в судебном заседании исковые требования поддержала и дала пояснения в соответствии с иском.     
 

         Представитель ответчика администрации Д-Константиновского муниципального района Нижегородской области Кузьмичева О.А. в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменные возражения по иску (л.д. 26-3) и пояснила, что заявленные требования истцов не подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. Виды разрешенного использования сельско-хозяйственных земель и порядок их изменения не входят в предмет регулирования Градостроительного кодекса, поэтому глава администрации не вправе изменить вид разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения на «индивидуальное строительство».
 

    Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, администрация Кужутского сельсовета Д-Константиновского муниципального района Нижегородской области в судебное заседание не явилось, о причине неявки суду не сообщили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
 

    По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц, перечисленных в ст. 35 ГПК РФ, в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.
 

    С учетом изложенного, учитывая мнения сторон, Суд считает возможным рассмотреть настоящее дело по существу в отсутствие не явившихся вышеуказанных лиц.
 

    Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    Судом установлено, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером ~~ площадью 15250 кв.м., расположенного по адресу: ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. (л.д. 11)
 

    При оформлении права собственности на земельный участок была определена категория земли - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения сельскохозяйственного производства.
 

    Имея намерение использовать земельный участок для индивидуального жилищного строительства, истец обратился к главе администрации Д-Константиновского муниципального района Нижегородской области с ходатайством о смене категории и вида разрешенного использования земельного участка.
 

    Данная процедура осуществляется на основании документов, перечень которых установлен ч. 4 ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», в том числе заключения органа местного самоуправления поселения (городского округа), на территории которого находится данный участок, о возможности и целесообразности его включения в границы населенного пункта.
 

    Согласно письма главы администрации Д-Константиновского муниципального района Нижегородской области от 31 марта 2014 г. указано, что согласно схеме территориального планирования Д-Константиновского муниципального района Нижегородской области, утвержденной решением Земского собрания Д-Константиновского муниципального района Нижегородской области от 12.12.2013 года № 91, данный земельный участок не подлежит включению в границы населенного пункта д. Александровка. (л.д. 24)
 

    Вместе с тем, суд не отнесен действующим законодательством к органам, к компетенции которых отнесено решение вопроса о переводе земель из одной категории другую. Суд не вправе самостоятельно изменять целевое назначение земельного участка, а также обязывать другие уполномоченные органы решать вопрос о переводе земель из одной категории другую тем или иным образом. Законодательством не предусмотрена возможность принятия судом решения о переводе земельных участков из одной категории в другую и включении таких земель в границы населенных пунктов.
 

    В соответствии с ст. 34 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления» с последующими изменениями и дополнениями «Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения»
 

    В соответствии с ст. 36 указанного Закона «глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
 

    2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации».
 

    Согласно ст. 14 вышеназванного Закона к вопросам местного значения относятся в том числе «утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения».
 

    Статьей 77 ЗК РФ предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в частности, сельскохозяйственные угодья.
 

    В силу ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
 

    В соответствии с ч.ч.1, 1.1 ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном данной статьей. При наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов изменение границ населенных пунктов до 01 января 2012 года может осуществляться путем внесения изменений в указанные генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации либо путем включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.
 

    По правилам ч.2 ст.4.1 упомянутого Закона в случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.
 

    Согласно п.п.1 ч.5, ч.13 ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004 г. №191-ФЗ орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления заявления от заинтересованного лица обязан подготовить и направить в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении. Орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации совместно с названным заключением также поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта и прилагаемые к нему документы.
 

    Исходя из положений ч. 18, п.п. 1 ч. 20, ч. 22 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления упомянутых документов принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта и об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения. Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации может отказать в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта в случае поступления заключения о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта и изменения вида разрешенного использования земельного участка от органа местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт.
 

    При таких обстоятельствах следует отказать в удовлетворении исковых требований к администрации Д-Константиновского муниципального района Нижегородской области о включении земельного участка в границы населенного пункта.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    В исковых требованиях Рассудина В.А. к администрации Д-Константиновского муниципального района Нижегородской области о включении земельного участка в границы населенного пункта отказать в полном объеме.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Д-Константиновский районный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
 

    Судья                                   О.Л.Логинова