2-1407/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    с. Чоя 21 октября 2014 года
 

    Чойский районный суд Республики Алтай в составе:
 

    председательствующего судьи Штанаковой Т.К.
 

    при секретаре Мешкиновой А.Е.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО3, <данные изъяты> ФИО2, ФИО4 в лице законного представителя ФИО1 к Администрации муниципального образования «Чойское сельское поселение» муниципального образования «<адрес>», Бюджетному учреждению Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения <адрес>» о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – паводка, имевшего место в мае - июне 2014 года на территории Чойского сельского поселении <адрес> Республики Алтай, о включении в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в мае-июне 2014 года, в размере 10 тысяч рублей каждому и выплате единовременной материальной помощи в размере по 10 тысяч рублей каждому,
 

    выплате единовременной материальной помощи в размере по 10 тысяч рублей каждому,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    ФИО1, ФИО3, <данные изъяты> ФИО2, ФИО4 в лице законного представителя ФИО1 обратились в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что в связи с прекращением составления дополнительных списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в мае-июне 2014 года, в размере 10 тысяч рублей им отказано во включении в указанный список.
 

    В судебном заседании истцы свои требования поддержали, указав, что из-за обильных дождей в мае-июне 2014 года поднялся уровень воды в ручье, который бежит вдоль <адрес> от магазина «Корзинка», протекает возле их огорода и впадает в реку «Чойка», в результате разлива ручья их приусадебный участок, на котором в начале мая они посадили овощи, был затоплен, поэтому все посадки погибли.
 

    Глава Чойской сельской администрации ФИО6 исковые требования истцов признала, пояснив, что приусадебный участок истцов был затоплен разлившимся ручьем, который является природным, водой затопило все грядки на огороде истцов, поэтому приусадебный участок и дом истцов включен в зону чрезвычайной ситуации в связи с паводком ручья, протекающего рядом с участком истцов.
 

    Представитель ответчика – и.о директор Бюджетного учреждения Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения <адрес>» ФИО7 ходатайствовала о рассмотрении дела без их участия, с исковыми требованиями не согласна
 

    С учетом положений ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного представителя ответчика.
 

    Исследовав материалы гражданского дела, заслушав стороны, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
 

    Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) «О защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества, а в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в статье 29 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-фкз « О чрезвычайном положении».
 

    Как следует из положений ст. 5 вышеуказанного Федерального закона границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
 

    В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ № 63-РЗ (в ред. Законов Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ N 67-РЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 38-РЗ) «О защите населения и территории Республики Алтай от чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» к полномочиям Правительства Республики Алтай в области защиты населения и территории Республики Алтай от чрезвычайных ситуаций относятся, в том числе:
 

    принятие в пределах своей компетенции нормативных правовых актов Республики Алтай в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
 

    принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены;
 

    введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в <адрес>;
 

    16) установление порядка и условий, видов и размеров компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
 

    18) назначение и определение полномочий руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
 

    Как следует из ст. 23 Положения о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в <адрес>, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГг. № 137, (в ред. Постановлений Правительства Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ N 214, от ДД.ММ.ГГГГ N 27, от ДД.ММ.ГГГГ N 234) границы зоны чрезвычайной ситуации определяются решениями Правительства Республики Алтай, органов местного самоуправления Республики Алтай и организаций.
 

    Как следует из анализа приведенных нормативных актов границы зоны чрезвычайной ситуации определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
 

    Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее по тексту Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее – резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
 

    Подпункты «г», «д» пункта 2 указанных Правил предусматривают, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральными органами исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека, оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество в размере 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество- 100 тыс. рублей на человека).
 

    Согласно пункту 11 указанных Правил для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований по мероприятиям, предусмотренным подпунктами «г», «д» пункта 2 настоящих Правил подготавливаются Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, согласно приложению №10. Из положений Правил и указанных приложений к этим Правилам, в Списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, включаются граждане, проживающие (зарегистрированные) по месту чрезвычайной ситуации.
 

    МЧС России в соответствии с пунктом 12 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» разработан Порядок подготовки документов для обоснования размера запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда.
 

    Из постановления Правительства Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ № 177) «Об утверждении Порядка предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения в мае - июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости и определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Алтай по предоставлению единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате наводнения в указанный период»» следует, что пострадавшими в результате наводнения признаются граждане, проживающие в границах зоны чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования в <адрес>, определенной органом местного самоуправления в <адрес> в порядке, установленном федеральным законодательством. Гражданам, пострадавшим в результате наводнения в мае – июне 2014 года (далее – граждане) за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций    и последствий стихийных бедствий предоставляется: единовременная материальная помощь в размере 10 тыс. рублей на человека, финансовая помощь в связи с утратой ими имущества первой необходимости (за частично утраченное имущество в размере 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека). Согласно п. 4 указанного постановления орган местного самоуправления муниципального района в <адрес> на основании поступивших заявлений в течение 5 рабочих дней со дня их поступления составляет списки граждан на получение выплат по установленным формам и после утверждения их главой муниципального района согласовывает с руководителями уполномоченных органов ОФМС России по <адрес>, МЧС по <адрес>, после чего в течение 3 рабочих дней направляет их в Министерство труда и социального развития Республики Алтай. Министерство труда и социального развития Республики Алтай в течение 10 рабочих дней после срока окончания предоставления органами местного самоуправления городского округа и муниципального района в <адрес> списков, указанных в абзаце первом пункта 4.
 

    Согласно п. 5 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай № от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ № 177) выплаты производятся гражданам (их законным представителям) государственными учреждениями социальной поддержки населения Республики Алтай по месту жительства гражданина в течение 20 рабочих дней со дня утверждения списков Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай.
 

    Таким образом, суд приходит к выводу, что списки граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, формируются органами местного самоуправления поселений, утверждаются главами муниципальных районов по согласованию с руководителями уполномоченных органов ОФМС России по <адрес>, МЧС по <адрес>, на основании заявлений граждан, пострадавших в результате наводнения, и проживающие в границах зоны чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования в <адрес>, определенной органом местного самоуправления в <адрес> в порядке, установленном федеральным законодательством.
 

    Распоряжениями временно исполняющим обязанности Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ № 315-р и от ДД.ММ.ГГГГ № 243-рГ в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ введен режим чрезвычайной ситуации и установлен региональный уровень реагирования для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в <адрес>, руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации определен заместитель Председателя Правительства Республики ФИО8 Пальталлер.
 

    Согласно протоколу № заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций администрации МО «<адрес>» с 18 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ в населенных пунктах Чоя, Советское, Туньжа, Ынырга, Красносельск, Каракокша, Уймень муниципального образования «<адрес>» установлен режим «Чрезвычайная ситуация».
 

    Как следует из распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ главы Чойской сельской администрации, муниципальное образование Чойское сельское поселение переведено в режим «Чрезвычайная ситуация».
 

    Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы МО «<адрес>» главам сельских поселений поручено определить границы зоны чрезвычайной ситуации по населенным пунктам, в том числе в Чойском сельском поселении: Чоя, Советское, Гусевка, Ишинск.
 

    Из ответов Вр.и.о. начальника Главного управления МЧС РФ по РА № от 12.08.2014г., заместителя начальника Отдела строительства и архитектуры по делам ГО ЧС администрации МО «<адрес>» № от 11.08.2014г. следует, что чрезвычайная ситуация, произошедшая в мае-июне 2014 года на территории МО «<адрес>», была вызвана последствием паводка от сильных дождей, следовательно, явилась гидрологическим явлением, вызывающим разлив воды в реках, ручьях, естественных водоемов (озеро, пруд) (поднятие критического уровня воды).
 

    Согласно заявлению ФИО1 от 30.06.2014г. на имя главы МО «Чойское сельское поселение», последняя просит включить ее и членов семьи в списки на оказание единовременной материальной помощи, так как дом, в котором они проживают, оказался в зоне чрезвычайной ситуации, произошедшей в мае-июне 2014 года, вызванной последствием паводка.
 

    Из уведомления главы МО «Чойское сельское поселение» от 30.09.2014г. следует, что ФИО1 на основании заявления включен в список на выплату единовременной, но на основании Протокола совещания с главами муниципальных образований по ликвидации чрезвычайной ситуации на территории Республики Алтай комиссией принято решение о прекращении составления дополнительных списков.
 

    В судебном заседании исследован Генеральный план Чойского сельского поселения <адрес>, утвержденный решением Совета депутатов Чойского сельского поселения от 15.11.2012г. № «Об утверждении генерального плана Чойского сельского поселения, совмещенного с проектом планировки и проектом межевания <адрес> и <адрес>», согласно которому адресное хозяйство истцы находится в границах зоны подтопления водного объекта – природного ручья.
 

    Указанный Генеральный план Чойского сельского поселения <адрес> сопоставлен с планом земель совхоза «Чойский» <адрес> Горно-Алтайской АО<адрес> (в настоящее время это план земель территории Чойского сельского поселения: населенных пунктов Чоя, Гусевка, Советское), из которых следует, что домовладение истцов по адресу <адрес> находится в зоне подтопления от ручья.
 

    Из материалов дела следует, что истцы зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>, что подтверждается справками, выданными специалистом Чойской сельской администрации, паспортными данными о регистрации места жительства, свидетельством о регистрации право собственности на жилой дом и земельный участок.
 

    Из совокупности вышеизложенных доказательств судом установлено, что истцы постоянно проживают, в том числе, проживали на момент паводка разлива ручья, произошедшего на территории <адрес> Республики Алтай в мае-июне 2014 года, в доме, расположенном в <адрес>, находящемся в границах зоны чрезвычайной ситуации в результате подтопления земельного участка от паводка. Поэтому суд признает истцов пострадавшими и признает за ними право на получение единовременной материальной помощи путем возложения на ответчиков обязанности включить истцов в список пострадавших и выплатить каждому из истцов единовременную материальную помощь по 10 тысяч рублей каждому.
 

    Истцами заявлено требование об обращении решения к немедленному исполнению в связи с тем, что они необоснованно не включены в список пострадавших, которым производится перечисление денежных средств в виде единовременной материальной помощи, это в свою очередь влечет нарушение прав истцов на получение финансовой помощи от государства.
 

    Ввиду высокой социальной значимости рассматриваемого дела, в целях восстановления прав, свобод и интересов заявителей, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, учитывая сокращенные сроки формирования Списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, суд полагает настоящее решение обратить к немедленному исполнению.
 

    Государственные органы, органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 19 п.1 ст. 333.36 НК РФ, в связи с этим государственная пошлина на основании ст. 98 ГПК РФ не подлежит взысканию с ответчиков.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 196-199 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Исковые требования ФИО1, ФИО3, <данные изъяты> ФИО2, ФИО4 в лице законного представителя ФИО1 удовлетворить.
 

    Признать ФИО1, ФИО3, <данные изъяты> ФИО2, ФИО4 пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – паводка, имевшего место в мае - июне 2014 года на территории Чойского сельского поселении <адрес> Республики Алтай.
 

    Обязать администрацию муниципального образования «Чойское сельское поселение» муниципального образования «<адрес>» включить ФИО1, ФИО3, <данные изъяты> ФИО2, ФИО4 в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в мае-июне 2014 года, в размере по 10 тысяч рублей каждому.
 

    Обязать Бюджетное учреждение Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения <адрес>» за счет средств федерального бюджета, выделенных на оказание помощи жителям Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения, произошедшего в мае-июне 2014 года, выплатить единовременную материальную помощь ФИО1, ФИО3, <данные изъяты> ФИО2, ФИО4 в лице законного представителя ФИО1 в размере 10 тысяч рублей каждому, с зачислением на счет № №, на имя ФИО1 в Горно-Алтайском Отделении Сбербанка России № №.
 

    Решение подлежит немедленному исполнению.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чойский районный суд.
 

    Судья Т.К. Штанакова