2-1341/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Чоя 20 октября 2014 года
Чойский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Штанаковой Т.К.
при секретаре Мешкиновой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой ФИО10, Нохрина ФИО11 к Администрации муниципального образования «Чойское сельское поселение» муниципального образования «<адрес>», Бюджетному учреждению Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения <адрес>» о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – паводка, имевшего место в мае - июне 2014 года на территории Чойского сельского поселении <адрес> Республики Алтай, о включении в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в мае-июне 2014 года, в размере 10 тысяч рублей каждому и выплате единовременной материальной помощи в размере по 10 тысяч рублей каждому,
УСТАНОВИЛ:
Иванова П.Т., Нохрин В.П. обратились в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что в связи с прекращением составления дополнительных списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в мае-июне 2014 года, в размере 10 тысяч рублей им отказано во включении в указанный список.
В судебном заседании истцы свои требования поддержали, указав, что из-за обильных дождей в мае-июне 2014 года поднялся уровень воды в ручье, который бежит с горы вдоль улицы Молодежная рядом с их огородом, в результате разлива ручья их приусадебный участок, на котором в начале мая они посадили овощи, был затоплен, поэтому все посадки погибли.
Представитель ответчика - Чойской сельской администрации ФИО4 исковые требования истцов признала, пояснив, что приусадебный участок истцов был затоплен разлившейся рачьем который протекает по <адрес> и является природным, водой затопило огород с подсадками овощей, поэтому приусадебный участок и дом истцов включен в зону чрезвычайной ситуации в связи с наводнением от природного ручья.
Представитель ответчика – заместитель директора Бюджетного учреждения Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения <адрес>» ФИО5 ходатайствовала о рассмотрении дела без их участия, с исковыми требованиями не согласна
С учетом положений ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя указанного ответчика.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав стороны, свидетеля, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) «О защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества, а в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в статье 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-фкз « О чрезвычайном положении».
Как следует из положений ст. 5 вышеуказанного Федерального закона границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона Республики Алтай от 27 ноября 2012 года № 63-РЗ (в ред. Законов Республики Алтай от 15.11.2013 N 67-РЗ, от 06.06.2014 N 38-РЗ) «О защите населения и территории Республики Алтай от чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» к полномочиям Правительства Республики Алтай в области защиты населения и территории Республики Алтай от чрезвычайных ситуаций относятся, в том числе:
принятие в пределах своей компетенции нормативных правовых актов Республики Алтай в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены;
введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Республике Алтай;
16) установление порядка и условий, видов и размеров компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
18) назначение и определение полномочий руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Как следует из ст. 23 Положения о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Республике Алтай, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 22 июля 2004г. № 137, (в ред. Постановлений Правительства Республики Алтай от 22.11.2005 N 214, от 15.02.2013 N 27, от 07.08.2014 N 234) границы зоны чрезвычайной ситуации определяются решениями Правительства Республики Алтай, органов местного самоуправления Республики Алтай и организаций.
Как следует из анализа приведенных нормативных актов границы зоны чрезвычайной ситуации определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 года № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее по тексту Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее – резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункты «г», «д» пункта 2 указанных Правил предусматривают, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральными органами исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека, оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество в размере 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество- 100 тыс. рублей на человека).
Согласно пункту 11 указанных Правил для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований по мероприятиям, предусмотренным подпунктами «г», «д» пункта 2 настоящих Правил подготавливаются Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, согласно приложению №10. Из положений Правил и указанных приложений к этим Правилам, в Списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, включаются граждане, проживающие (зарегистрированные) по месту чрезвычайной ситуации.
Из постановления Правительства Республики Алтай от 06.06.2014 года № 161 (в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 23.06.2014 № 177) «Об утверждении Порядка предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения в мае - июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости и определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Алтай по предоставлению единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате наводнения в указанный период»» следует, что пострадавшими в результате наводнения признаются граждане, проживающие в границах зоны чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования в Республике Алтай, определенной органом местного самоуправления в Республике Алтай в порядке, установленном федеральным законодательством. Гражданам, пострадавшим в результате наводнения в мае – июне 2014 года (далее – граждане) за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий предоставляется: единовременная материальная помощь в размере 10 тыс. рублей на человека, финансовая помощь в связи с утратой ими имущества первой необходимости (за частично утраченное имущество в размере 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека). Согласно п. 4 указанного постановления орган местного самоуправления муниципального района в Республике Алтай на основании поступивших заявлений в течение 5 рабочих дней со дня их поступления составляет списки граждан на получение выплат по установленным формам и после утверждения их главой муниципального района согласовывает с руководителями уполномоченных органов ОФМС России по Республике Алтай, МЧС по Республике Алтай, после чего в течение 3 рабочих дней направляет их в Министерство труда и социального развития Республики Алтай. Министерство труда и социального развития Республики Алтай в течение 10 рабочих дней после срока окончания предоставления органами местного самоуправления городского округа и муниципального района в Республике Алтай списков, указанных в абзаце первом пункта 4.
Согласно п. 5 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай № 161 от 06.06.2014 года (в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 23.06.2014 № 177) выплаты производятся гражданам (их законным представителям) государственными учреждениями социальной поддержки населения Республики Алтай по месту жительства гражданина в течение 20 рабочих дней со дня утверждения списков Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай.
Таким образом, суд приходит к выводу, что списки граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, формируются органами местного самоуправления поселений, утверждаются главами муниципальных районов по согласованию с руководителями уполномоченных органов ОФМС России по Республике Алтай, МЧС по Республике Алтай, на основании заявлений граждан, пострадавших в результате наводнения, и проживающие в границах зоны чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования в Республике Алтай, определенной органом местного самоуправления в Республике Алтай в порядке, установленном федеральным законодательством.
Распоряжениями временно исполняющим обязанности Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 29 мая 2014 года № 315-р и от 29 мая 2014 года № 243-рГ в Республике Алтай с 29 мая 2014 года введен режим чрезвычайной ситуации и установлен региональный уровень реагирования для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Республике Алтай, руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации определен заместитель Председателя Правительства Республики Алтай Р.Р. Пальталлер.
Согласно протоколу № 10 заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций администрации МО «Чойский район» с 18 часов 00 минут 29 мая 2014 года в населенных пунктах Чоя, Советское, Туньжа, Ынырга, Красносельск, Каракокша, Уймень муниципального образования «Чойский район» установлен режим «Чрезвычайная ситуация».
Как следует из распоряжения № 1 от 29 мая 2014 года главы Чойской сельской администрации, муниципальное образование Чойское сельское поселение переведено в режим «Чрезвычайная ситуация».
Постановлением № 169 от 02 июня 2014 года и.о. главы МО «Чойский район» главам сельских поселений поручено определить границы зоны чрезвычайной ситуации по населенным пунктам, в том числе в Чойском сельском поселении: Чоя, Советское, Гусевка, Ишинск.
Из ответов Вр.и.о. начальника Главного управления МЧС РФ по РА № 4669-1-19 от 12.08.2014г., заместителя начальника Отдела строительства и архитектуры по делам ГО ЧС администрации МО «Чойский район» №1549 от 11.08.2014г. следует, что чрезвычайная ситуация, произошедшая в мае-июне 2014 года на территории МО «Чойский район», была вызвана последствием паводка от сильных дождей, следовательно, явилась гидрологическим явлением, вызывающим разлив воды в реках, ручьях, естественных водоемов (озеро, пруд) (поднятие критического уровня воды).
Согласно заявлению Ивановой П.Т. от 01.07.2014г. на имя главы МО «Чойское сельское поселение», последняя просят включить ее и членов семьи в списки на оказание единовременной материальной помощи, так как дом, в котором они проживают, оказался в зоне чрезвычайной ситуации, произошедшей в мае-июне 2014 года, вызванной последствием паводка.
Из уведомления главы МО «Чойское сельское поселение» от 09.09.2014г. на имя Ивановой П.Т. следует, что на основании заявления включена в список на выплату единовременной, но на основании Протокола совещания с главами муниципальных образований по ликвидации чрезвычайной ситуации на территории Республики Алтай комиссией принято решение о прекращении составления дополнительных списков.
В судебном заседании исследован Генеральный план Чойского сельского поселения <адрес>, утвержденный решением Совета депутатов Чойского сельского поселения от 15.11.2012г. № «Об утверждении генерального плана Чойского сельского поселения, совмещенного с проектом планировки и проектом межевания <адрес> и <адрес>», согласно которому адресное хозяйство истцы находится в границах зоны подтопления водного объекта –ручья.
Указанный Генеральный план Чойского сельского поселения <адрес> сопоставлен с планом земель совхоза «Чойский» <адрес> Горно-Алтайской АО<адрес> (в настоящее время это план земель территории Чойского сельского поселения: населенных пунктов Чоя, Гусевка, Советское), из которых следует, что домовладение истцов по адресу <адрес> находится в зоне подтопления природного ручья.
Из материалов дела следует, что истица Иванова П.Т. зарегистрирована и проживает по адресу: с.Чоя, ул. Молодежная, д.9, кв.1, что подтверждается справками, выданными специалистом Чойской сельской администрации, паспортными данными о регистрации места жительства, свидетельством о регистрации право собственности на квартиру и земельный участок.
Из паспортных данных о месте регистрации истца Нохрина В.П. следует, что последний зарегистрирован по адресу: с. Чоя, ул. Октябрьская, 22 с 18 октября 2001 года по настоящее время.
В судебном заседании представитель Чойской сельской администрации ФИО4 пояснила, что истцу были выданы справки о том, что Нохрин В.П. проживает по адресу <адрес> Ивановой П.Т., так как ей достоверно известно, что Нохрин В.П. действительно на протяжении нескольких лет состоит браке с Ивановой, поэтому постоянно проживает по ее месту жительства.
Показания сторон подтверждаются справками от 12.09.2014г., выданными на основании книги похозяйственного учета № за ДД.ММ.ГГГГ - 31.12.2016г.г., лицевой счет № 15, специалистом Чойской сельской администрации ФИО7 о том, что Нохрин В.П. проживает по адресу: <адрес> входит в состав семьи Иванаовой П.Т.
Приведенные доказательства свидетельствуют о том, что у истцов не имеется другого жилья, кроме кувартиры расположенной по адресу: <адрес> Республики Алтай, и они постоянно проживают с 2003 года по указанному адресу.
МЧС России в соответствии с пунктом 12 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» разработан Порядок подготовки документов для обоснования размера запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда.
Из указанного порядка следует, что при отсутствии у гражданина документов, подтверждающих право на получение единовременной и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, в связи с отсутствием регистрации по месту жительства, граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
По мнению суда юридически значимыми обстоятельствами является факт причинения вреда и постоянного проживания на территории, отнесенной к зоне подтопления, а наличие регистрации не является единственным доказательством, подтверждающим проживание гражданина в месте чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п.1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Вышеприведенные Правила не содержат прямые условия для включения в Списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации и граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации, наличие регистрации по месту постоянного проживания.
Произвольное расширительное толкование Правил противоречит Конституции Российской Федерации, закрепляющей право гражданина на свободу передвижения и выбора места жительства, лишает его права на получение материальной помощи в рамках гарантий, закрепленных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», противоречит позиции Конституционного суда Российской Федерации, согласно которой сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких либо прав и обязанностей и не может служить основанием для ограничений или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительных характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Из совокупности доказательств, представленных сторонами, судом установлено, что истцы постоянно проживают, в том числе, проживали на момент паводка- разлива ручьи, произошедшего на территории <адрес> Республики Алтай в мае-июне 2014 года, в доме, расположенном в <адрес>, Республики Алтай, находящемся в границах зоны чрезвычайной ситуации в результате подтопления земельного участка от паводка. Поэтому суд признает истцов пострадавшими и признает за ними право на получение единовременной материальной помощи путем возложения на ответчиков обязанности включить истцов в список пострадавших и выплатить каждому из истцов единовременную материальную помощь по 10 тысяч рублей каждому.
Истцами заявлено требование об обращении решения к немедленному исполнению в связи с тем, что они необоснованно не включены в список пострадавших, которым производится перечисление денежных средств в виде единовременной материальной помощи, это в свою очередь влечет нарушение прав истцов на получение финансовой помощи от государства.
Ввиду высокой социальной значимости рассматриваемого дела, в целях восстановления прав, свобод и интересов заявителей, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, учитывая сокращенные сроки формирования Списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, суд полагает настоящее решение обратить к немедленному исполнению.
Государственные органы, органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 19 п.1 ст. 333.36 НК РФ, в связи с этим государственная пошлина на основании ст. 98 ГПК РФ не подлежит взысканию с ответчиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ивановой ФИО10, Нохрина ФИО11 удовлетворить.
Признать Иванову ФИО14, Нохрина ФИО15 пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – паводка, имевшего место в мае - июне 2014 года на территории Чойского сельского поселении <адрес> Республики Алтай.
Обязать администрацию муниципального образования «Чойское сельское поселение» муниципального образования «<адрес>» включить Иванову ФИО16, Нохрина ФИО17 в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в мае-июне 2014 года, в размере по 10 тысяч рублей каждому.
Обязать Бюджетное учреждение Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения <адрес>» за счет средств федерального бюджета, выделенных на оказание помощи жителям Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения, произошедшего в мае-июне 2014 года, выплатить единовременную материальную помощь Ивановой ФИО18, Нохрину ФИО19 в размере 10 тысяч рублей каждому, с зачислением на счет № №, на имя ФИО1 в Горно-Алтайском Отделении Сбербанка России №.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чойский районный суд.
Судья Т.К. Штанакова