№ 12-33/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

    с. Черный Яр Астраханской области 29 октября 2014 года
 

    Черноярский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Серебренниковой О.А.,
 

    при секретаре Корнякове А.Ш.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело по протесту прокурора Черноярского района Астраханской области на постановление службы по тарифам Астраханской области от 8 сентября 2014 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении председателя правления садоводческого некоммерческого товарищества «Каменноярское» Багандова Г.Х.,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Постановлением руководителя службы по тарифам Астраханской области Зверевой О.Г. от 8 сентября 2014 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении председателя правления садоводческого некоммерческого товарищества «Каменноярское» Багандова Г.Х. в виду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.
 

    Согласно постановлению службы по тарифам Астраханской области, достоверные доказательства, свидетельствующие об осуществлении юридическим лицом деятельности в сфере холодного водоснабжения, а также о нарушении должностным лицом – председателем правления садоводческого некоммерческого товарищества «Каменноярское» Багандовым Г.Х. установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования (факт взимания платы за подачу технической воды населению <адрес>) в материалах дела об административном правонарушении, возбужденного прокуратурой Черноярского района Астраханской области, отсутствуют.
 

    Прокурором Черноярского района Астраханской области на данное постановление принесен протест, согласно доводам которого, основанием для вынесения прокурором постановления о возбуждении в отношении председателя правления садоводческого некоммерческого товарищества «Каменноярское» Багандова Г.Х. дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ послужили результаты проведенной проверки по обращению жителя <адрес> <адрес> ФИО3 В ходе проведения проверки было установлено, что СНТ «Каменноярское» осуществляет подачу технической воды населению <адрес> <адрес>, взимание платы за подачу технической воды населению осуществляется по тарифам, установленным решением общего собрания членов СНТ «Каменноярское». При этом, в нарушение Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», постановления Правительства РФ «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 №406, положений постановления Правительства РФ от 14.07.2008 №520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» заявление и расчетные материалы для установления тарифов на предоставляемые услуги в сфере холодного водоснабжения, поставляемые населению <адрес> <адрес> СНТ «Каменноярское» в службу по тарифам Астраханской области не направлялись. Доказательствами этого являются представленные в материалах дела заявление жителя <адрес> <адрес>, не являющегося членом СНТ «Каменноярское», ФИО3, ответ на запрос главы администрации МО «Каменноярский сельсовет, согласно которому подачу технической воды для полива огородов <адрес> <адрес> осуществляет СНТ «Каменноярское» по расценкам, утвержденным решением общего собрания членов товарищества. Совокупность указанных сведений, по доводам протеста, свидетельствует о наличии в действиях председателя СНТ «Каменноярское» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в связи с чем, постановление службы по тарифам Астраханской области от 08.09.2014 о прекращении производства по делу об административном правонарушении подлежит отмене.
 

    В судебном заседании помощник прокурора Черноярского района Астраханской области Мамцев М.Н. поддержал протест по доводам, изложенным в нем.
 

    Представитель службы по тарифам Астраханской области Кондрашев Н.Н. просил постановление службы по тарифам Астраханской области от 08.09.2014 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении председателя СНТ «Каменноярское» в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, оставить без изменения, а протест прокурора Черноярского района Астраханской области – без удовлетворения. Суду показал, что доказательств осуществления СНТ «Каменноярское» регулируемой деятельности по предоставлению услуги по холодному водоснабжению населению как в ходе рассмотрения дела службой по тарифам Астраханской области, так и при пересмотре принятого по делу решения по протесту прокурора не предоставлено. Сведения, подтверждающие заключение СНТ «Каменноярское» договоров с населением на оказание данного вида услуги не представлены, оплата за водопользование товариществом не взималась, что свидетельствует об отсутствии у данного товарищества обязанности по обращению в службу по тарифам Астраханской области с заявлением на установление тарифов и, следовательно, состава административного правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
 

    Багандов Г.Х. при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, представив заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. При этом вивным себя в совершении административного правонарушения признал в полном объеме.
 

    Суд, заслушав прокурора, представителя службы по тарифам Астраханской области, выслушав свидетеля, исследовав материалы дела и доводы протеста, приходит к следующему выводу.
 

    В силу статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяет дело в полном объеме независимо от доводов жалобы.
 

    Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
 

    В соответствии с п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
 

    Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
 

    Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствам.
 

    Согласно части 2 статьи 14.6 КоАП РФ нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
 

    Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.
 

    Объективная сторона указанного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, в частности, иных нарушений установленного порядка ценообразования.
 

    Как следует из постановления прокурора Черноярского района Астраханской области о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.08.2014, в ходе проведения проверки соблюдения садоводческим некоммерческим товариществом «Каменноярское» обязательных требований действующего законодательства к порядку ценообразования в части применения регулируемых тарифов на холодную (техническую) воду, поставляемую товариществом населению <адрес> <адрес>, прокуратурой Черноярского района установлено, что СНТ «Каменноярское» является организацией коммунального комплекса, оказывающей на территории <адрес> <адрес> услугу по подаче населению технической воды по тарифам, не установленным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, что является нарушением Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», Постановления Правительства РФ «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 №406, постановления Правительства РФ от 14.07.2008 №520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».
 

    К услугам в сфере деятельности естественных монополий Федеральным законом от
17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.
 

    В силу п. 4 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под холодным водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения.
 

    К числу общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения относится: достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения, исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, необходимых для осуществления водоснабжения (ст. 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
 

    Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под гарантирующей организацией пронимается организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
 

    К организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение относится юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (п. 15 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
 

    До определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, договоры холодного водоснабжения заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, к водопроводным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента (ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
 

    Исходя из ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет холодное водоснабжение (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
 

    Органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
 

    Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
 

    В силу ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» оплата технической воды по договору водоснабжения осуществляется по тарифам на техническую воду.
 

    В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы в сфере холодного водоснабжения подлежат регулированию. Регулированию в сфере холодного водоснабжения также подлежит тариф на техническую воду.
 

    Согласно п. 4 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 №406 в систему регулируемых тарифов входит тариф на техническую воду.
 

    В силу п. 5 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения после определения органами местного самоуправления поселений и городских округов гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает: для гарантирующей организации – тарифы на техническую воду; для иных регулируемых организаций - тарифы на транспортировку холодной воды, тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, а также тарифы на техническую воду в случае, если регулируемая организация осуществляет забор (подъем) воды и (или) водоподготовку.
 

    Статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан является некоммерческой организацией и учреждается гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
 

    При этом деятельность по водоснабжению может осуществляться садоводческо- огородническим некоммерческим товариществом в пределах его территории, под которой в силу ст. 12 Федерального закона «О садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» понимается определенная зона соответствующего целевого назначения.
 

    Как следует из объяснений в суде главы администрации МО «Каменноярский сельсовет» ФИО12., он состоит в указанной должности с 23 марта 2014 года. С 2011 года услуги по снабжению населения <адрес> <адрес> технической водой для полива оказывает СНТ «Каменноярское», расположенное на территории <адрес> <адрес>. С этой целью МУП «Каменноярское коммунальное хозяйство» товариществу была передано муниципальное имущество - находящаяся в его хозяйственном ведении насосная станция, а также водопроводные сети, которые являются бесхозяйными, собственник данного имущества не определен. Размер платы на предоставленную услугу по подаче технической воды устанавливается СНТ «Каменноярское» решением общего собрания членов товарищества. Оплата населением осуществляется на расчетный счет МУП «Каменноярское коммунальное хозяйство», которое, в свою очередь, перечисляет данные денежные средства на счет СНТ «Каменноярское» для возмещения понесенных товариществом затрат на организацию водоснабжения. Иных организаций, оказывающих услуги по снабжению населения <адрес> <адрес> технической водой, не имеется, техническая возможность получения населением данного вида услуги путем присоединения к другим водопроводным сетям отсутствует.
 

    Согласно представленных суду письменных объяснений директора МУП «Каменноярское коммунальное хозяйство» ФИО8 в 2010 году данным предприятием СНТ «Каменноярское» по распоряжению главы администрации МО «Каменноярский сельсовет» для подачи воды населению были переданы насосная станция и трубопровод. С указанного периода времени товарищество оказывает данную услугу населению. Денежные средства от населения за водопользование поступали на счет МУП «Каменноярское коммунальное хозяйство» и расходовались им на ремонт водопровода и другие нужды СНТ «Каменноярское», а также на оплату электроэнергии и компенсацию других расходов, связанных с деятельностью СНТ «Каменноярское».
 

    Как следует из материалов дела, ФИО8 является также членом садоводческого некоммерческого товарищества «Каменноярское».
 

    Согласно письму службы по тарифам Астраханской области от 11.07.2012, направленного в адрес главы МО «Каменноярский сельсовет», по информации, поступившей в службу из администрации Черноярского района Астраханской области, организацией коммунального комплекса, осуществляющей деятельность в сфере холодного водоснабжения на территории МО «Каменноярский сельсовет» Черноярского района является СНТ «Каменноярское». В связи с этим, данной организации было предложено представить в службу по тарифам Астраханской области заявление и расчетные материалы для установления тарифов на товары и услуги СНТ «Каменноярское» в сфере холодного водоснабжения, предусмотренные п. 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 №520.
 

    Из вышеприведенного следует, что СНТ «Каменноярское», осуществляющее деятельность по водоснабжению в границах населенного пункта, обладает признаками регулируемой организации, поскольку является юридическим лицом и эксплуатирует водопроводные сети, используемые для оказания услуг в целях обеспечения водоснабжения потребителей поселения, в том числе прочих потребителей. Указанная деятельность товарищества осуществляется вне пределов территории СНТ «Каменноярское», в связи с чем, к ней не могут быть применены положения п. 2 ст. 8 Федерального закона «О садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», регулирующие порядок использования объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с такими объединениями в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
 

    Как установлено в судебном заседании из объяснений главы администрации МО «Каменноярский сельсовет» ФИО11., письменных объяснений директора МУП «Каменноярское коммунальное хозяйство» ФИО9, акта приема-передачи от 12 мая 2011 года объекты коммунальной инфраструктуры поселения – водопровод и насосная станция, обеспечивающие подачу технической воды населению <адрес> <адрес>, находятся в пользовании СНТ «Каменноярское».
 

    Согласно справке, представленной главой администрации МО «Каменноярский сельсовет», СНТ «Каменноярское» оказывает услуги по холодному водоснабжению жителям частных домов <адрес> <адрес>
 

    Указанное свидетельствует о том, что потребитель может присоединиться лишь к расположенным на территории поселения водопроводным сетям, эксплуатируемым СНТ «Каменноярское», у которого имеется техническая возможность в связи с его месторасположением, и не имеет в данном случае права выбора. Отсутствие выбора порождает монополизацию услуг.
 

    Размер платы за водоснабжение (обеспечение технической водой) для населения <адрес> <адрес> в период с 1 мая 2014 года по 1 ноября 2014 года был установлен на основании решения общего собрания членов СНТ «Каменноярское» от 21.04.2014 №1 в следующих размерах: полив огорода - 250 рублей в месяц за 0,01 га, полив сада – 125 руб. в месяц за 0,01 га, за водопользование с совершеннолетнего человека – 25 руб. в месяц.
 

    Согласно материалам дела, оплата за холодное водоснабжение жителями села Каменный Яр, как членов товарищества, так и не являющихся членами товарищества, производилась по указанным тарифам на счет МУП «Каменноярское коммунальное хозяйство» и в дальнейшем расходовалась им на нужды СНТ «Каменноярское», начисление платы осуществлялось самим товариществом по результатам проводимого им обмера поливной площади, что подтверждается как объяснениями директора МУП «Каменноярское коммунальное хозяйство» и члена СНТ «Каменноярское» ФИО13., так и решением общего собрания членов СНТ «Каменноярское» от 21.04.2014, соответствующими платежными поручениями.
 

    Несмотря на то, что договоры о пользовании объектами инфраструктуры и о предоставлении услуги по водоснабжению СНТ «Каменноярское» и жителями села, не являющимся членами товарищества, суду не представлены, фактическая подача технической воды населению и оплата данной услуги жителями <адрес> <адрес> свидетельствует о наличии договорных отношений.
 

    Таким образом, имеющиеся в материалах дела документы (акт проверки, решение общего собрания членов СНТ «Каменноярское» об установлении платы за водопользование, акт приема-передачи насосной станции, являющейся муниципальной собственностью, справка администрации МО «Каменноярский сельсовет» о приобретателях услуг по водоснабжению, письменное объяснение директора МУП «Каменноярское» ФИО8) и установленные по делу фактические обстоятельства, свидетельствуют о том, что СНТ «Каменноярское» является регулируемой организацией, оказывающей на территории <адрес> <адрес> услугу по подаче технической воды населению.
 

    Согласно п. 14, 16 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 №406, регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов. Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых обосновывающих материалов.
 

    При этом СНТ «Каменноярское» с заявлением на установление тарифов на техническую воду не обращалось, тарифы на холодную воду для СНТ «Каменноярское» в период 01.05.2014 по 01.11.2014 органом, уполномоченным на регулирование тарифов, не устанавливались.
 

    При принятии решения о прекращении в отношении председателя правления садоводческого некоммерческого товарищества «Каменноярское» Багандова Г.Х. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, службой по тарифам Астраханской области вышеназванные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, надлежащей правовой оценки не получили, в связи с чем, не были выполнены требования ст. 26.11 КоАП РФ о необходимости всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, и на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену постановления и направление дела на новое рассмотрение.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Протест прокурора Черноярского района Астраханской области удовлетворить.
 

    Постановление руководителя службы по тарифам Астраханской области Зверевой О.Г. от 8 сентября 2014 года о прекращении производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении председателя правления садоводческого некоммерческого товарищества «Каменноярское» Багандова Г.Х. – отменить, дело об административном правонарушении возвратить руководителю службы по тарифам Астраханской области на новое рассмотрение.
 

    Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10-ти суток со дня вручения или получения копии решения.
 

    Судья О.А. Серебренникова