Дело № 2-916/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    ДД.ММ.ГГГГ с. Чемал
 

    Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:
 

    председательствующего судьи Сидновой Н.Д.,
 

    при секретаре Тыщенко Т.М.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации МО «Чемальский район», МУП «ЖКО Чемал» о возложении обязанности на администрацию МО «Чемальский район», МУП «ЖКО Чемал» в срок 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект рекультивации участка земли, находящегося в юго-восточной части земельного участка с кадастровым номером 04:05:071002:392, расположенного в урочище горы Верблюд на 5 км от с. Чемал в сторону с. Куюс Чемальского района, возложении обязанности на МО «Чемальский район», МУП «ЖКО Чемал» в срок 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести участок земли, находящийся в юго-восточной части земельного участка с кадастровым номером 04:05:071002:392, расположенного в урочище горы Верблюд на 5 км от с. Чемал в сторону с. Куюс Чемальского района, в состояние, пригодное для его использования в дальнейшем по назначению путем проведения рекультивационных работ,
 

УСТАНОВИЛ:
 

        Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Муниципального Образования «Чемальский район» и МУП «ЖКО Чемал» с требованиями возложить на них обязанности в 3-хмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект рекультивации участка земли, находящегося в юго-восточной части земельного участка с кадастровым номером 04:05:071002:392, расположенного в урочище горы Верблюд на 5 км от с. Чемал в сторону с. Куюс Чемальского района, а так же возложить обязанности в срок 6 месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу, привести указанный участок земли, в состояние, пригодное для его использования в дальнейшем по назначению путем проведения рекультивационных работ. Свои требования прокурор мотивирует тем, что решениями Чемальского районного суда от 04.04.2013, от 26.03.2014 по гражданским делам № 2-181/2013, № 2-11/2014 на администрацию МО «Чемальский район» возложена обязанность прекратить эксплуатацию полигона ТБО, расположенного в урочище горы Верблюд на 5 км от с. Чемал в сторону с.Куюс Чемальского района. Распоряжениями администрации МО «Чемальский район» № 147/2-р от 07.05.2013, № 114-р от 04.04.2014 указанный полигон ТБО закрыт для использования в целях складирования отходов производства и потребления. В ходе проведенного Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой 23.07.2014 осмотра объекта размещения отходов, находящемся в юго-восточной части земельного участка с кадастровым номером 04:05:071002:392, расположенном в урочище горы Верблюд на 5 км от с. Чемал в сторону с. Куюс Чемальского района, установлено, что объект размещения отходов фактически продолжает незаконно эксплуатироваться для размещения отходов производства и потребления. Указанный объект размещения отходов расположен на земельном участке, отнесенном к категории земель населенных пунктов. Как следует из выписки из реестра муниципального имущества МО «Чемальский район», указанный полигон ТБО является муниципальной собственностью, который ранее использовался МУП «ЖКО Чемал» на праве хозяйственного ведения. Истец указывает, что в соответствие с земельным законодательством РФ, законодательством об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, а также обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. В связи с чем п. 6 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот. На основании ст. 13 Закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 

    В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов осуществляется за счет собственных средств юридических лиц в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель. А согласно п. 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995, условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка. По мнению истца рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов. На основании абзацев 2, 7, 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков,, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вреда окружающей среде, в том числе как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, захламление земель. Учитывая названные нормы права, истец полагает, что на администрации муниципального образования «Чемальский район» лежит обязанность по утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории указанного муниципального образования. Но в результате бездействия ответчиков, выразившемся в не проведении утилизации и переработки отходов производства и потребления, произошло загрязнение и захламление указанного участка земли, а потому считает необходимым в силу приведенных правовых норм возложить на администрацию МО «Чемальский район» и МУП «ЖКО Чемал» обязанность по рекультивации загрязненного участка земли в связи с использованием его, как полигона ТБО, для размещения отходов производства и потребления.
 

        В судебном заседании помощник прокурора Чемальского района Галузин М.А. поддержал требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в полном объеме.
 

        Представитель ответчика МУП «ЖКО Чемал» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Об уважительности причин неявки суд не извещал, о рассмотрении дела в отсутствие данного ответчика, суд не просил. В соответствии с ч.3,4 ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика МУП «ЖКО Чемал».
 

        Представитель ответчика Администрации МО «Чемальский район» Четвернина А.И. исковые требования прокурора не признала, пояснив, что оснований для возложения обязанности на администрацию района по разработке проекта рекультивации земельного участка, расположенного в урочище горы Верблюд на 5 км от с. Чемал в сторону с. Куюс Чемальского района, и возложения обязанности привести данный участок земли, находящийся в юго-восточной части земельного участка с кадастровым номером 04:05:071002:392, в состояние, пригодное для его использования в дальнейшем по назначению путем проведения рекультивационных работ, не имеется, так как администрация Чемальского района не является хозяйствующим субъектом. В силу п.3 ст.15 Федерального Закона от 20.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» муниципальному образованию запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов. Кроме того, согласно ст.37 Федерального Закона от 6.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. В статье 34 Устава МО «Чемальский район» закреплена обязанность по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Однако совершение действий по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов относятся к обязанностям землепользователя и лица, осуществляющего эксплуатацию полигона, то есть относятся к функциям хозяйствующего субъекта. Указанный в иске земельный участок, на котором расположен полигон ТБО, до настоящего времени закреплен как объект муниципального имущества за МУП «ЖКО Чемал», который осуществлял эксплуатацию данного объекта, и который должен выполнять требования земельного, санитарно-эпидемиологического, экологического законодательства. По мнению представителя ответчика отсутствует необходимость разработки проекта рекультивации земли данного участка, так как подобный проект, согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 23.02.1994 г. №140, разрабатывается при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов только в случае, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы. Сведения о снятии плодородного слоя почвы для рекультивации полигона в материалах дела отсутствуют. Между тем, согласно схемы функционального зонирования территории с.Чемал, земельный участок, на котором расположен бывший полигон ТБО, отнесен к зоне инженерной инфраструктуры. А в соответствии с п.8 ст.85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам. Данное обстоятельство не предполагает обязательность работ по снятию и сохранении плодородного слоя почвы, даже при его наличии на полигоне ТБО. Просит требования прокурора удовлетворить частично в части возложения обязанности на МУП «ЖКО Чемал» привести земельный участок в состояние, пригодное для его дальнейшего использования.
 

        Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд находит исковые требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению на основании ниже следующего.
 

    В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
 

    На основании ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
 

    Данное право также закреплено в п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», абз. 2 ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
 

    Статьей 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены основные принципы охраны окружающей среды, основными из которых являются: - принцип соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; - платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение природоохранного законодательства и др.
 

    В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды размещение, строительство, эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, при этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
 

    По смыслу частей 1 и 2 статьи 39 Закона об охране окружающей среды, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
 

    Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюден�����������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�???????????????????????????????????��??????*??h?�?j�???????????????????�?j�????????????�????????�????????????????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�/�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������—�����?������§����������?�?????????????M?�?????????M?�?????M?�?????????M??
 

    В соответствии со ст.ст.14, 15 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, ст.8 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. №89-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Данное полномочие закреплено и пунктом 18 ст.34 Устава Муниципального образования «Чемальский район», принятого решением Чемальского районного Совета депутатов №1-206 от 27.06.2005 г. и зарегистрированного Главным Управлением Министерства юстиции РФ по Сибирскому федеральному округу 24.11.2005 г.
 

    Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, постановлением администрации Чемальского района №160 от 18 июня 1999 года Чемальской сельской администрации был отведен и предоставлен в постоянное пользование земельный участок общей площадью 1,5 га под свалку для с.Чемал на землях ГЗЗ Чемальский, в 100 метрах от бывших складов взрывчатых веществ (л.д.14-15). В последствие, Постановлением Чемальской сельской Администрации Чемальского района Республики Алтай №138 от 12.07.2004 г. данный участок был передан в бессрочное постоянное пользование для тех же целей МУП «ЖКО Чемал», то есть для размещения и эксплуатации свалки ТБО, при этом землепользователь был ознакомлен с обязанностями, предусмотренными ст.42 Земельного Кодекса РФ, из которых следовало, что земельный участок должен использоваться в соответствии с его целевым назначением, но разрешенными к использованию способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельного участка требования строительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-технических, противопожарных и иных правил и нормативов (л.д.16-21). Согласно выпискам из Реестра муниципального имущества МО «Чемальский район» по состоянию на 04.11.2013 г. (л.д.22) и на 27.08.2014 г. полигон утилизации отходов в с.Чемал закреплен за МУП «ЖКО Чемал» на праве хозяйственного ведения.
 

        Решениями Чемальского районного суда Республики Алтай №2-181/2013 от 04.04.2013 г., №2-11/2014 от 26.03.2014 г. эксплуатация полигона для твердых бытовых отходов, расположенного в урочище горы Верблюд на 5 км от с.Чемал в сторону с.Куюс, была прекращена. Распоряжениями Администрации Чемальского района Республики Алтай №147/2-р от 7.05.2013 г. и №114-р от 4.04.2014 г. эксплуатация указанного полигона была прекращена путем его закрытия (л.д.25,26). Согласно ответа главы Чемальского района Букачакова Р.Б. Горно-Алтайскому межрайонному природоохранному прокурору от 10.07.2014 г. (л.д.24) в районе полигона установлены знаки, запрещающие размещение ТБО, проведено уплотнение слоев ТБО силами МУП «Эко-Сервис», планируется отсыпка полигона, бывшего в эксплуатации.
 

        Из материалов дела усматривается, что, как на момент вынесения вышеуказанных решений суда, так и на момент рассмотрения настоящего дела, ответственность по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, по организации ликвидации указанного полигона ТБО и приведения его территории в пригодное для дальнейшего использования состояние, а равно непосредственно ответственность за ликвидацию полигона ТБО и приведения земельного участка в пригодное для использования состояние, лежала и в настоящее время лежит на Администрации МО «Чемальский район» и землепользователе МУП «ЖКО Чемал».
 

        Поскольку ст. 42 Земельного кодекса РФ предусмотрена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий, суд считает, что в данной части исковые требования о возложении обязанности на Администрацию Муниципального образования «Чемальский район» и Муниципальное унитарное предприятие «ЖКО Чемал» по приведению участка земли, находящегося в юго-восточной части земельного участка с кадастровым номером 04:05:071002:392, расположенного в урочище горы Верблюд на 5 км от с. Чемал в сторону с. Куюс Чемальского района, в состояние, пригодное для его использования в дальнейшем по назначению, то есть как земли поселения, подлежат удовлетворению.
 

        Между тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в части возложения обязанности на ответчиков разработать проект рекультивации вышеуказанного участка земли и использовании его в дальнейшем по назначению путем проведения рекультивационных работ, на основании следующего.