Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
 

    РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

Дело № 2–486/2014
 

г.п. Чамзинка Республики Мордовия 16 октября 2014 года
 

    Чамзинский районный суд Республики Мордовия
 

    в составе председательствующего судьи Сорокиной Г.И.
 

    при секретаре судебного заседания Ивашкиной О.В.,
 

    с участием заместителя прокурора Чамзинского района Республики Мордовия Штанова М.В.
 

    ответчика – индивидуального предпринимателя Меркискиной В.Н.
 

    представителя третьего лица - Чамзинской районной организации Мордовской Республиканской организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Орлова Д.А.
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чамзинского района Республики Мордовия в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Меркискиной В.Н. об обязании создания беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры,
 

    УСТАНОВИЛ:
 

    Прокурор Чамзинского района Республики Мордовия обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Меркискиной В.Н. об обязании создания беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Чамзинского района Республики Мордовия проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении прав маломобильных групп населения на доступность мест общего пользования. В результате данной проверки установлено, что в здании по адресу: <адрес> расположен детский магазин <данные изъяты>, принадлежащий и используемый для предпринимательской деятельности ИП Меркискиной В.Н.. Ей же и принадлежит на праве собственности указанный объект недвижимости. Проверкой установлено, что детский магазин <данные изъяты> не имеет средств доступа маломобильных групп населения, а именно пандуса, специальных поручней у входа в салон. Таким образом, ИП Меркискиной В.Н. до настоящего времени не обеспечена предусмотренная федеральным законодательством возможность доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, что, в свою очередь, посягает на право инвалидов на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации своих прав.
 

    Отсутствие на лестнице при входе в здание магазина средств, облегчающих доступ инвалидов и маломобильных граждан, нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку определить количество граждан, желающих обратиться в магазин, невозможно.
 

    В связи с изложенным, просит признать незаконным бездействие ИП Меркискиной В.Н., выразившееся в необеспечении свободного доступа в здание по адресу: <адрес> маломобильных групп населения. Обязать ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства путем выполнения работ по обеспечению беспрепятственного входа в часть здания по адресу: <адрес> маломобильным группам населения.
 

    В заявлении об уточнении заявленных требований прокурор просит признать незаконным бездействие ИП Меркискиной В.Н., выразившееся в необеспечении свободного доступа в здание по адресу: <адрес>, маломобильных групп населения. Обязать ИП Меркискину В.Н. в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства путем выполнения согласованных районным обществом инвалидов работ по обеспечению беспрепятственного входа в часть здания по адресу: <адрес> для маломобильных групп населения.
 

    В судебном заседании заместитель прокурора Чамзинского района Республики Мордовия Штанов М.В. поддержал исковые требования к ИП Меркискиной В.Н. в части признания незаконным бездействия ответчика, выразившегося в необеспечении свободного доступа маломобильным группам населения в часть здания, обязании ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить работы по обеспечению беспрепятственного входа в часть здания по адресу: <адрес>, по основаниям, изложенным в заявлениях.
 

    Индивидуальный предприниматель Меркискина В.Н. в судебном заседании исковые требования прокурора Чамзинского района Республики Мордовия признала.
 

    Третье лицо – представитель Чамзинской районной организации Мордовской Республиканской организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Орлов Д.А. считал рассматриваемый иск подлежащим удовлетворению.
 

    Выслушав заместителя прокурора Чамзинского района Республики Мордовия Штанова М.В., ИП Меркискину В.Н., представителя Чамзинской районной организации Мордовской Республиканской организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Орлова Д.А., исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
 

    В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
 

    Обратившись в суд с рассматриваемым иском, прокурор действовал в интересах неопределенного круга лиц, в пределах предоставленных ему законом полномочий.
 

    Из материалов дела следует и признается сторонами, что в собственности Меркискиной В.Н. находится помещение, площадью <данные изъяты> кв.м., находящееся по адресу: <адрес>
 

    Меркискина В.Н. является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ серии №
 

    В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
 

    Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих доступную жизнь и свободное развитие человека.
 

    Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О связи", "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.
 

    В соответствии с преамбулой к Федеральному закону от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права международными договорами Российской Федерации.
 

    В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
 

    К объектам инженерной и социальной инфраструктур относятся: жилые, административные, производственные, общественные здания, строения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные организации и учреждения, жилищно-коммунальные организации, а также иные организации и учреждения, оказывающие гражданам социальные и бытовые услуги.
 

    Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
 

    Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 297 утверждена государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, согласно которой в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, и положениями Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы с целью интеграции инвалидов с обществом.
 

    Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года № 73, свод правил "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденный приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года № 605 и действующий с 1 января 2013 года.
 

    Свод правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденный Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года № 605, устанавливает общие требования к общественным, жилым и производственным зданиям и сооружениям, определяя параметры их доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. В указанном своде правил к маломобильным группам населения отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками.
 

    Согласно пунктам 4.1.14, 5.1.1, 5.1.2, 5.1.9 "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами; в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием; наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261; помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов (далее - подъемные платформы) или лифты.
 

    Аналогичные требования содержались в пунктах 3.14, 3.17, 3.23 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 № 73 и действовавших до 1 января 2013 года.
 

    На момент проведения проверки прокуратурой Чамзинского района установлено, что детский магазин «Солнышко» не имеет средств доступа маломобильных групп населения, а именно пандуса, специальных поручней у входа в магазин.
 

    Бездействие ответчика, выразившееся в необеспечении свободного доступа маломобильным группам населения в здание детского магазина «Солнышко», влечет существенное нарушение прав и законных интересов инвалидов и лиц с ограниченной возможностью передвижения.
 

    Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ, способы устранения как обстоятельств, послуживших основанием возникновения опасности причинения вреда, так и самой опасности в целом могут заключаться как в запрещении деятельности, создающей такую опасность, так и в возложении обязанности совершить действия, направленные на устранение обстоятельств, создающих опасность.
 

    Устраняя нарушение прав и законных интересов маломобильных групп населения, суд возлагает обязанность на ответчика – ИП Меркискину В.Н. в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить согласованные с районным обществом инвалидов работы по обеспечению беспрепятственного входа маломобильным группам населения в часть здания по адресу: <адрес>
 

    Исходя из положений пункта 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой освобожден прокурор.
 

    В силу пункта 10 части 1 статьи 91 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по искам, состоящим из нескольких самостоятельных требований, цена иска определяется исходя из каждого требования в отдельности.
 

    С учетом требований подпунктов 1, 3 пункта 1 статьи 333.19 пункта 2 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, а также, принимая во внимание ходатайство ответчицы о снижении размера государственной пошлины в связи с тяжелым материальным положением, суд считает необходимым снизить размер подлежащей взысканию с ответчицы государственной пошлины до <данные изъяты> рублей.
 

    Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных требований и по указанным основаниям, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
 

    РЕШИЛ:
 

    Исковые требования прокурора Чамзинского района Республики Мордовия в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Меркискиной В.Н. об обязании создания беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры удовлетворить.
 

    Признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя Меркискиной В.Н., выразившееся в не обеспечении свободного доступа в здание по адресу: <адрес>, маломобильных групп населения.
 

    Обязать индивидуального предпринимателя Меркискину В.Н. в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства путем выполнения согласованных районным обществом инвалидов работ по обеспечению беспрепятственного входа в часть здания по адресу: <адрес> маломобильным группам населения.
 

    Взыскать с индивидуального предпринимателя Меркискиной В.Н. госпошлину в размере <данные изъяты> рублей в доход бюджета Чамзинского муниципального района Республики Мордовия.
 

    На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия через Чамзинский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
 

    Судья-<данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>                                          Г.И. Сорокина