Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
 

    РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    Дело № 2-476/2014
 

    р.п. Чамзинка Республики Мордовия 24 сентября 2014 года
 

    Чамзинский районный суд Республики Мордовия
 

    в составе председательствующего судьи Сорокиной Г.И.
 

    при секретаре судебного заседания Ивашкиной О.В.,
 

    с участием прокурора, заместителя прокурора Чамзинского района Республики Мордовия Штанова М.В.
 

    главы Администрации Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия Мосевниной Т.В.
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Чамзинского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия по непроведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района и их проектов,
 

    УСТАНОВИЛ:
 

    Прокурор Чамзинского района Республики Мордовия, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным заявлением к администрации Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия.
 

    В обоснование требований указано, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в деятельности администрации Пичеурского сельского поселения, по результатам которой выявлены нарушения. Как установлено проведенной прокуратурой проверкой, обязанность по проведению экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их проектов осуществляется органами местного самоуправления Пичеурского сельского поселения ненадлежащим образом.
 

    Так, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ органами местного самоуправления Пичеурского сельского поселения принято 29 нормативных правовых актов, антикоррупционная экспертиза проектов которых не проводилась.
 

    Указанные нарушения негативно влияют на реализацию принципа противодействия коррупции, в том числе, ее профилактики, создают реальные предпосылки для нарушения действующего законодательства и принятия нормативных правовых актов, содержащих коррупционные факторы, нарушающих интересы РФ, права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
 

    По данным основаниям прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Пичеурского сельского поселения, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района, обязать в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу провести антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов Пичеурского сельского поселения, принятых в 2014 году.
 

    В судебном заседании заместитель прокурора Штанов М.В. требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
 

    Глава Администрации Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия Мосевнина Т.В. в судебном заседании требования прокурора Чамзинского района Республики Мордовия признала полностью.
 

    Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
 

    В силу пункта 4 статьи 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших в случае, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
 

    В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ (редакция от 30 сентября 2013 года) «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
 

    Таким образом, обратившись с настоящим заявлением в суд, прокурор действует в интересах неопределённого круга лиц, в рамках предоставленных ему законом полномочий в целях противодействия коррупции, в том числе, ее профилактики.
 

    В силу пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.
 

    Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения устанавливаются Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
 

    Согласно статьи 2 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ (редакция от 21 ноября 2011 года) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
 

    В статье 3 вышеуказанного закона закреплено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
 

    Согласно статье 4 вышеуказанного закона выявленные в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона (подпункт 2 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ).
 

    Необходимость проведения экспертизы каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта с целью обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы, определена пунктом 2 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96.
 

    Аналогичные нормы содержатся в Правилах проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных решением Совета депутатов Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ № 131.
 

    Анализ вышеуказанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принимаемых органом местного самоуправления, является обязательным.
 

    Между тем, проведенной ДД.ММ.ГГГГ старшим помощником прокурора Чамзинского района Спириной Е.Н. проверкой соблюдения администрацией Пичеурского сельского поселения законодательства об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов в Администрации Пичеурского сельского поселения установлено, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Пичеурского сельского поселения принято 20 нормативных правовых актов, Советом депутатов Пичеурского сельского поселения принято 9 нормативных актов. Администрацией Пичеурского сельского поселения антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов не проводилась.
 

    Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки, а также не оспаривались в судебном заседании и главой Администрации Пичеурского сельского поселения Мосевниной Т.В.
 

    Отсутствие антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления Пичеурского сельского поселения свидетельствует о непринятии администрацией муниципального образования мер по их проведению.
 

    При таких обстоятельствах, руководствуясь указанными нормами права, суд находит требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения по непроведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района обоснованными и подлежащими удовлетворению.
 

    Учитывая, что указанные нарушения негативно влияют на реализацию принципа противодействия коррупции, в том числе ее профилактики, создают реальные предпосылки для нарушения действующего законодательства и принятия нормативных правовых актов, содержащих коррупционные факторы, нарушающие интересы Российской Федерации, права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, а также интересы самого муниципального образования, суд удовлетворяет требования прокурора о возложении на орган местного самоуправления обязанности провести антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов Пичеурского сельского поселения, принятых в 2014 году.
 

    Исходя из положений пунктов 9 и 19 части первой статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации и части четвертой статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом, в связи с рассмотрением настоящего дела, возмещаются за счет средств бюджета.
 

    Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
 

    РЕШИЛ:
 

    Требования прокурора Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района, удовлетворить.
 

    Признать незаконным бездействие администрации Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района.
 

    Обязать администрацию Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу провести антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов Пичеурского сельского поселения Чамзинского муниципального района, принятых в 2014 году.
 

    На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия через Чамзинский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
 

    Председательствующий      ...
 

    ...
 

    ...     Г.И. Сорокина